8.1. Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции, особенности организации и проведения
В высшей военной школе при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает вузовская лекция. Слово “лекция” имеет латинский корень “lection” – чтение. Она выступает в качестве ведущего звена всего дидактического цикла обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия курсантами и слушателями. Лекция должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала в военном вузе. В их аргументах есть значительная доля истины, над которыми военным преподавателям следует задуматься. Каковы же доводы противников лекции?
1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление курсантов и слушателей. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.
2. Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.
3. Лекции нужны, если нет учебников или их мало.
4. Одни курсанты и слушатели успевают осмыслить, другие – только механически записать слова лектора. Это противоречит принципу индивидуализации обучения и т. п.
Однако опыт обучения в высшей военной школе свидетельствует о том, что отказ от лекции снижает научный уровень подготовки курсантов и слушателей, нарушает системность и равномерность их работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается как ведущим методом обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в военном вузе. Указанные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением изучаемого материала, оптимальным сочетанием лекции с другими методами обучения – семинаром, практическим и лабораторным занятием, самостоятельной подготовкой обучающихся. В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций, о которых более подробно будет идти разговор во втором пункте главы.
Наряду с отмеченным следует указать, что в образовательном процессе военного вуза существует ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой, в част-ности:
– при отсутствии учебников по новым только формирующимся учебным дисциплинам лекция является основным источником информации;
– если новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражение в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели (в современных условиях информационного прогресса это становится очень актуальным);
– в случае, если отдельные темы, изложенные в учебнике, особенно трудны для самостоятельного изучения и поэтому требуют методической переработки лектором;
– когда по основным проблемам курса существуют разноречивые мнения, взгляды, концепции, то лекция необходима для их объективного освещения;
– лекция ничем не заменима в тех случаях, когда особенно необходимо личное эмоциональное воздействие лектора на курсантов и слушателей. В этом случае эмоциональная окраска лекции в сочетании с глубоким научным содержанием создает гармонию мысли, слова и восприятия.
Кратко раскроем дидактические и воспитательные цели вузовской лекции, ее основные функции.
Дидактические и воспитательные цели лекции:
– дать курсантам и слушателям современные, целостные взаимосвязанные знания, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме;
– обеспечить в процессе лекции их творческую работу совместно с преподавателем;
– воспитывать у курсантов и слушателей профессионально значимые качества, любовь к предмету и развивать у них самостоятельное творческое мышление.
Основными функциями вузовской лекции выступают познавательная (обучающая), развивающая, воспитательная и организующая.
Познавательная функция лекции выражается в обеспечении курсантов и слушателей знаниями основ науки и определении научно обоснованных путей решения практических задач и проблем. Именно на лекциях впервые знакомят обучающихся со всей системой изучаемых в военном вузе дисциплин и наук, помогают разобраться во всех оттенках их положений, понять противоположные точки зрения, особенности подходов разных авторов и обоснованно оценить их достоинства и недостатки. При этом весь учебный материал передается в форме живого слова путем убеждающих и побуждающих приемов и средств. В таком общении лектора с аудиторией выявляется степень понимания и усвоения материала, изложение которого дополняется, варьируется, индивидуализируется с учетом особенностей курсантов и слушателей и их реакции.
Развивающая функция лекции состоит в том, что в процессе передачи знаний она ориентирует курсантов и слушателей не на память, а на мышление, т. е. учит их думать, мыслить научно, по-современному. Логическое, доказательное изложение материала, стремление лектора не просто передать сведения, а доказать их истинность, привести обучающихся к обоснованным выводам, всем стилем лекции учить их думать, искать ответы на сложные проблемы, показывать приемы такого поиска – именно это характеризует развивающую функцию и создает условия для активизации познавательной деятельности курсантов и слушателей в процессе ее чтения.
Воспитательная функция лекции реализуется в том случае, если ее содержание пронизано таким материалом, который воздействует не только на интеллект обучающихся, но и на их чувства и волю. Этим обеспечивается единство обучения и воспитания в ходе педагогического процесса. Читаемые лекции необходимо ориентировать на профессиональное воспитание, четко обозначая при этом пути решения той или иной практической задачи, с которыми придется столкнуться будущему военному специалисту.
Воспитательный эффект в процессе лекции имеют и такие аспекты, как авторитет военного преподавателя, отношение аудитории к его личности, преподаваемой им дисциплине.
Организующая функция лекции предусматривает, в первую очередь, управление самостоятельной работой курсантов и слушателей как в процессе лекции, так и в часы самоподготовки. Эта функция сознательно усиливается преподавателем при чтении установочных и обзорных лекций, а также лекций по темам, за которыми следует проведение семинаров и практических занятий. Здесь лектор ориентирует обучающихся на работу с литературой, указанной в программе, и информирует о появлении новых источников. Он обращает внимание курсантов и слушателей на то, что им необходимо изучить и что с чем сопоставить.
Анализ функций, реализуемых в лекции, показывает ее ведущую роль в числе других форм и методов обучения, так как она дает курсантам и слушателям исходные научные знания.
- Дидактика высшей военной школы
- Оглавление
- Введение
- Раздел 1. Организационно-педагогические основы обучения в военном вузе Глава 1. Педагогический процесс как система и целостное явление
- 1.1. Понятие о педагогических системах. Педагогический процесс в военном вузе как система
- 1.2. Педагогический процесс как целостное явление
- Принципы организации целостного педагогического процесса
- Принципы управления деятельностью обучающихся в целостном педагогическом процессе.
- Вопросы и задания
- Глава 2. Обучение как способ организации педагогического процесса в военном вузе
- 2.1. Общая характеристика процесса обучения
- 2.2. Система дидактических принципов и их содержание
- Вопросы и задания
- Глава 3. Методы, формы и средства обучения в высшей военной школе
- 3.1. Методы обучения: сущность, функции и классификация
- Классификация методов обучения (по и. Я. Лернеру и м. Н. Скаткину)
- Выбор методов обучения может определяться:
- 3.2. Характеристика основных форм и средств обучения
- Вопросы и задания
- Раздел 2. Дидактические основы разработки и применения в военном вузе современных технологий обучения Глава 4. Технлогия обучения в системе высшего военно-профессионального образования
- 4.1. Технология обучения: сущность, содержательная характеристика и структура
- 4.2. Информационные технологии обучения в высшей военной школе
- Вопросы и задания
- Глава 5. Дидактические основы информационно-технологического обеспечения учебного процесса в военном вузе
- 5.1. Сущность информационно-технологического обеспечения учебного процесса
- 5.2. Специальная профессионально-ориентированная обучающая среда как основа информационно-технологического обеспечения учебного процесса
- Вопросы и задания
- Глава 6. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения в военном вузе
- 6.1. Целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала как важнейшие этапы проектирования технологии обучения
- 6.2. Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала, обоснование системы управления познавательной деятельностью обучающихся в рамках технологии обучения
- Вопросы и задания
- Глава 7. Дидактические основы оценки зффективности применения в военном вузе технологии обучения
- 7.1. Контроль и оценка эффективности учебного процесса: сущность, содержание и организация
- 7.2. Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса
- 7.3. Основы рейтингового контроля эффективности учебного процесса в военном вузе
- К основным преимуществам рейтингового контроля в военном вузе следует отнести:
- Вопросы и задания
- Раздел 3. Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения Глава 8. Лекция как ведущий метод изложения учебного материала
- 8.1. Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции, особенности организации и проведения
- Требования к современной вузовской лекции.
- 8.2. Нетрадиционные виды подачи лекционного материала, особенности их организации и проведения
- Вопросы и задания
- Глава 9. Семинар как метод обсуждения учебного материала в высшей военной школе
- 9.1. Сущность, особенности подготовки, организации и проведения семинара в военном вузе
- 9.2. Разновидности семинарских занятий в вышей военной школе, особенности их проведения
- Глава 10. Основы организации и проведения практических и лабораторных занятий в военном вузе
- 10.1. Практические занятия в вузе: сущность, особенности подготовки и проведения
- Раскроем особенности проведения практического занятия на технике.
- 10.2. Лабораторный практикум как разновидность практического занятия
- Особенности подготовки лабораторного занятия.
- Особенности проведения лабораторной работы в военном вузе.
- Вопросы и задания
- Глава 11. Игровые методы проведения учебных занятий в высшей военной школе
- 11.1. Дидактические основы организации и проведения игрового обучения в военном вузе
- 11.2. Особенности организации учебных занятий с использованием различных форм и методов игрового обучения
- Модификации метода мозговой атаки при организации игрового обучения в военном вузе.
- Вопросы и задания
- Глава 12. Метод самостоятельной работы, особенности его использования в военном вузе
- 12.1. Самостоятельная работа курсантов и слушателей под руководством преподавателя
- Особенности организации и проведения занятий методом самостоятельной работы под руководством преподавателя.
- 12.2. Консультирование как особая форма учебной работы в военном вузе
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Приложение технологическая карта изучения модуля “введение в педагогику”
- Тема 1. Предмет, задачи и общие основы педагогики
- Граф изучения темы
- Тема 2. Педагогические системы и педагогические технологии
- Рекомендуемая литература
- 1. Вступительная часть
- 2. Основная часть