II класс
" ' > •
Развитие речи (104 ч)
Работа над словом
Уточнение, обогащение и активизация словаря, обозначающего названия предметов, признаков, действий. Умение ставить вопросы к словам.
Правильное употребление видовых и родовых слов-названий; слов, обозначающих имена собственные, имеющих только единственное или множественное число (молоко, сливки), несклоняемых (пальто, метро), объединенных по общности признака, указывающих на лиц по роду их деятельности, профессии.
Правильное использование слов, обозначающих признаки предметов по"качеству (мягкий, твердый); по весу (легкий, тяжелый); но сезонности (зимний, осенний); по материалу, из которого он сделан (резиновый, металлический); по принадлежности (лисий, медвежья); по степени сравнения качеств предметов (белый, белее); по уменьшительно-ласкательному названию качеств предметов (новенький, голубенький).
Правильное употребление слов, обозначающих действия предметов, с наиболее распространенными приставками: в-, во-, вы- в значении движения внутри или изнутри; при-,
у-, от-, под- в значении удаления или отсутствия; пере-, про-, до- — в значении перемещения; раз-(рас-), с-(со-), за- — в значении направления действия в разные стороны, сближения, соединения; на-, вз- (вс-), с- — и значении движения вниз, вверх, по поверхности предмета; о-(от-) —в значении движения вокруг предмета.
Понимание смысловых оттенков слов. Сопоставление слов, обозначающих незавершенное действие и завершенное (глаголы с приставками на-, вы-, по-, с-). Соотнесение слов-действий с одушевленными и неодушевленными предметами. -
Употребление возвратных глаголов, притяжательных местоимений. Правильное употребление слова в различных контекстах (идти куда? где? в чем? с кем? (с чем?).
Сопоставление и группировка слов с 'общим корнем, приставкой, суффиксом, близких и противоположных по смыслу. Различение простейших случаев многозначности слов.
Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами.
Работа над предложением
Совершенствование речевых умений, полученных детьми в I классе. Использование в ответах предложений со словосочетаниями, имеющими значение; принадлежности (без предлога и с предлогом у по вопросам кого? ч его?) (книга брата, сестры; у козы козленок); отрицания или отсутствия (нет книги, товарища); отсутствия совместности или сопровождения (хлеб без сыра, пришел без брата); количества или качества целого (килограмм хлеба, литр молока); обозначающими косвенный объект (чай без сахара); целевую направленность с предлогом для (книга для товарища); временные отношения с предлогами до, после, в, через (зашел до (после) обеда, собрания); пространственные отношения с предлогами у, от, с, со, из-за, из-под (лодка у берега, отплыл от берега, снял с вешалки, со стены, выехал из-за угла, выполз из-под шкафа); наличие совместности или сопровождения с предлогом с по вопросам с кем? с чем? (пришёл-с братом,, хлеб с маслом), целевой направленности с предлогом за (пришёл за братом, за книгой), пространственных отношений с предлогами за, в, перед, между (стоит за (перед) деревом, лежит между шкафом и столом! и без предлогов; характеризующими предмет по материалам и по назначению (кружка из дерева, папка для бумаги); обозначающими причинные отношения с предлогами от, из-за (дрожал от ветра, не пришёл из-за дождя).
Практическое овладение всеми падежными формами прилагательных, согласование их с существительными в роде, числе, падеже и с личными местоимениями без предлогов и с предлогами (её, к ней, от неё и т.д.). Функция и место прилагательных в предложении.
Правильное выражение временных отношений, использование в речи глаголов совершенного и несовершенного вида во всех временных формах с существительными и местоимениями (1, 2, 3-го; лица единственного и множественного числа).
Установление связи слов в предложении и анализ предложений по вопросам в соответствии с его составом. Расширение предложений за счет вопросов.
- Ответы к экзамену «Методика преподавания литературы»
- 1.Специальная методика преподавания русского языка как наука
- 5.Урок – основная форма организации учебной работы. Содержательная и структурная характеристика уроков по различным дисциплинам курса русского языка. Коррекционная направленность уроков русского языка
- 7. Цели и специфика обучения русскому языку в специальной школе. Содержание и направления работы по обучению русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи
- 8. Программные требования к содержанию, организации и проведению уроков письма и чтения
- 9.Общедидакитические и специфические для русского языка принципы обучения
- Принципы обучения родному языку
- 12.Связь уроков обучения грамоте с уроками произношения. Добукварный и букварный периоды обучения.
- I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
- 13. Образовательно – познавательные и коррекционно – воспитательные задачи курса « Русский язык « в специальной школе.
- 15.Методы обучения. Классификации обучения русскому
- 16.Основные разделы и содержание работы на уроках произношения
- II класс
- 17.Приемы и дидактические средства обучения, используемые на уроках русского языка и обусловленность их выбора особенностями учащихся учащихся с тнр
- 18.Произношение как учебная дисциплина цикла Русский язык в специальной коррекционной школе 5 вида. Характеристика и анализ программы ( раздел « Произношение»)
- 19.Коррекционно – методический аспект работы по всем разделам на уроках произношения. Межпредметные связи уроков с уроками развития речи и обучения грамоте.
- 20.Лингвистические, психолингвистические, психолого – педагогические, нейропсихологические основы формирования речи учащихся с тнр
- 22.Основные направления работы над словом на уроках развития речи. Принципы организации словарной работы.
- 23.Грамматический строй речи как объект усвоения на уроках развития речи. Лингвистическая и психолингвистическая характеристика грамматической стороны речи.
- 24. Тематика, цели, задачи, структура и планирование уроков письма и чтения.
- 25. Принципы, задачи, разделы работы по развитию речи в начальной школе
- 26.Основные направления работы по формированию грамматического строя речи ( на морфологическом и синтаксическом уровнях)
- 28.Типы уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе 5 вида. Особенности их структуры и методики проведения. Требования к современному уроку русского языка.
- 29.Обучение устной и письменной монологической речи учащихся начальных классов с онр.
- 30.Задачи, содержание и методы изучения элементарного курса грамматики
- 31. Уроки развития речи в специальной (коррекционной) школе V вида. Тематика, цели, задачи, структура и планирование.
- 33. Задачи уроков чтения. Овладение техникой чтения
- 34. Обследование речи учащихся с тнр, учет результатов обследования в индивидуальной и фронтальной форме по развитию речи.
- Обследование понимания слов
- Обследование лексического запаса и грамматического строя языка
- 35.Формирование грамматического строя речи учащихся на уроках развития речи. Преодоление импрессивного и экспрессивного аграмматизма.
- I класс
- II класс
- 3 Класс
- 36.Задачи формирования связной речи как средства общения. Формирование диалогической формы речи.
- 37.Содержание работы по расширению, актуализации и активизации словарного запаса учащихся начальных классов.
- 38. Характеристика и оценка состояния речевого развития учащихся начальных классов( лексическая сторона, грамматический строй речи, связная устная речь.
- 39.Типы уроков развития речи, определяемые их содержанием и направленностью на формирование соответствующих умений. Отбор речевого материала для урока развития речи.
- 40.Формирование монологической речи. Виды работы.
- 41.Методика работы над текстом на уроке чтения
- Методика чтения и анализа произведений различных литературных жанров
- 42.Задачи изучения и содержание курса русского языка в 5 – 10 классах специальной школы. Преемственность в обучении русскому языку в начальных и старших классах.
- 43.Связь уроков развития речи с уроками чтения, произношения, грамматики.