logo search
Социальная педагогика

Социализация как социально- педагогическое явление. Сущность социализации.

1. Под социализацией понимается процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Этот процесс может происходить и в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, и в условиях целенаправленного формирования личности - воспитания. Понятие социализации введено в социальную психологию в середине XX в. и в разных научных школах получило различную интерпретацию:

• как социальное научение;

• как результат социального взаимодействия;

• как самоактуализация Я-концепции,

Явление социализации многоаспектно, и каждое из направлений акцентирует внимание на одной из сторон этого феномена. Долгое время внимание отечественных психологов привлекала главным образом социализация как воспитание в институциализированных образовательных системах, но позднее предметом серьезного изучения стали процессы, протекающие вне официальных структур, в частности в неформальных объединениях, в стихийно возникающих группах и пр.

2. В глубокой древности человек включался в жизнь социума стихийным, естественным образом, органично усваивая то, чего требовала от него социальная практика.

В раннеклассовых обществах выделился особый период в жизни человека (детство), сопровождаемый специальной деятельностью отдельных представителей социума по подготовке подрастающего человека к жизни, то есть в социализации появился относительно автономный процесс воспитания.

На определенных этапах социально-экономического развития того или иного социума:

• воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и общественное;

• в процессе воспитания выделяются сначала обучение как систематическая передача знаний и умений, а затем образование как система обучения и просвещения;

• воспитание распространяется от элитных стратегший к низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);

• воспитание становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.

Воспитание принципиально отличается от стихийной, и направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие, которое М. Вебер определял как направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведени людей, с которыми человек вступает во взаимодействие. Если социализация - процесс непрерывный (человек взаимодействует с социумом постоянно), то воспитание - процесс дискретный (прерывный), поскольку является планомерным, осуществляется в определенных организациях, ограничен местом и временем. Педагогику занимает социализация человека на всех возрастных этап в двух аспектах:

• во-первых, она исследует сущность относительно социально-контролируемой ее части - воспитания, его тенденции и перспективы; определяет его принципы, содержание, формы и метод;

• во-вторых, специальный раздел педагогики - социология воспитания -изучает общество как социализирующую среду; выявляет его воспитательные возможности для поиска путей и способов использования и усиления позитивных влияний на человека и нивелирования, коррекции, компенсации негативных.

Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (поло-ролевая социализация), стали субъектами эконо-мической жизни (профессиональная социализация), создали семью (семейная социализация), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т. д. Человек становится полноценным членом общества будучи и субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные цен-ности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и, самореализацией в обществе. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время - способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации. Всю совокупность условий, в которых протекает социализация челове-ка на протяжении его жизни, можно объединить в следующие групп факторов:

• мегафакторы - космос, планета, мир;

• макрофакторы - страна, этнос, общество, государство;

• мезофакторы - условия социализации больших групп, выделяемых по месту или типу поселения (регион, село, город), по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации (радио, телевидение и т. п.), по принадлежности к той или иной субкультуре;

• микрофакторы (семья, сверстники, микросоциум, воспитательные, а также различные общественные, частные и религиозные организации). Микрофакторы влияют на человека через так называемых агентов социализации, то есть лиц из ближайшего социального окружения.

Задача педагогики - учитывая тенденции социализации на каждом этапе развития общества, использовать ее позитивные и компенсировать негативные потенции в процессе воспитания.

4