logo search
Минобрнауки России

1.1. Теоретические основы исследования проблемы агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

В детском саду часто можно встретить детей, отличающихся ярко выраженной агрессивностью: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают других детей, отнимают у них игрушки. Следует отметить, что среди агрессивных детей чаще встречаются мальчики, детей бывает обычно немного (один-два), они создают напряженную атмосферу в группе: остальные дети стараются ответить им тем же, и общая агрессивность, группы возрастает. Воспитателю приходится нелегко с ними: они не знают, как поступать с агрессивным ребенком. На этих детей жалуются родители тех, кого они обижают [28, с.28].

Для того чтобы рассмотреть проблему агрессивного поведения в дошкольном возрасте, необходимо рассмотреть понятие агрессии, ее структуру и природу, рассмотреть близкие понятия - агрессивность, агрессивное действие. Слово «агрессия» происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать». До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Рассмотрим определение данного понятия, которое дается современной наукой. «Психологический словарь» под редакцией В. П.Зинченко предлагает следующее определение: «Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (состояние напряженности, страха, подавленности)» [40, с.45].

А. Бандура, подчеркивал, что если человек с детства видит примеры агрессивного поведения людей, особенно родителей, то в силу подражания он обучается агрессивным действиям [55, с.206-207].

Агрессивное действие - это средство достижения какой-либо цели, способ психической разрядки, замещение удовлетворения блокированной потребности и перекладывание деятельности как форма самореализации и самоуважения. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.

Агрессивное поведение - это действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим Поведение называется агрессивным при наличии двух обязательных условий:

1) когда имеют место губительные для жертвы последствия;

2) когда нарушены нормы поведения [4, с.8 ].

Стоит заметить, что в детском возрасте бессознательные, агрессивные импульсы проявляются не прямо, а косвенно, находя своё выражение в фантазиях, играх детей, содержание которых может быть подвергнуто анализу с целью выявления защитных механизмов, к которым прибегает «Я» ребёнка [5, с.35]. Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление, но все они подпадают под следующие четыре категории.

Агрессия относится:

Опираясь на исследования психологов И. К. Заградовой, А. К. Осинского, Н. Д. Левитова можно представить структуру агрессивных проявлений следующим образом [42 с.7-8] (Приложение № 1).

Структура агрессивных проявлений

По направленности

По цели

По методу выражения

По степени выраженности

По наличию инициативы

Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

А. Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии (Приложение № 2). Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства.

В ряде исследований (К.Лоренц, З.Фрейд), посвященных изучению агрессивного поведения детей, в качестве источников называются биологические, характерологические особенности, эмоциональная возбудимость. Другие исследователи (А. Бандура, Л. Басс, В.С. Мухина) отмечают социальные причины: положение в коллективе, семье, умение общаться со сверстниками, развитие игровых навыков, степень владения видами деятельности, ценящимися в группе [58 с.34] (Приложение № 3).

Среди всех перечисленных факторов, влияющих на формирование агрессивного поведения детей, в том числе дошкольного возраста, значительное место занимают особенности социальной среды. Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников. Каждый из этих факторов действует не в отдельности, только их особое сочетание и взаимодействие создают условия, способствующие развитию агрессивности в детском возрасте [49, с34].

Первый - семья, которая может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессивного поведения у себя дома. Дети из конфликтных, семей более склонны к агрессивному поведению. В частности, была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей (И.А.Фурманов). Родители, применяющие крайне суровые наказания, жестко контролирующие своих детей, создают причины проявления агрессивных черт в поведении ребенка [44, с.55] (Приложение № 3).

Огромное количество исследований (Р. Бэрон, Р. Кэмпбелл, К.Левин, Д.Ричардсон) убедительно показали зависимость между негативными взаимоотношениями в системе «родитель - ребенок», эмоциональной депривацией в семье и детской агрессией. Установлено, например, что если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, тенденции развития позитивности самооценки и «Я-концепции» не находят поддержки в оценках родителей, то вероятность противоправного поведения существенно возрастает.

Второй источник - сверстники. Зачастую дети узнают о преимуществах агрессивного поведения во время игр. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Проявление агрессивных реакций у дошкольников в ответ на насмешки детей, конфликты с другими людьми и прочих ситуациях - явление недостаточно распространенное. В его основе лежит целый комплекс личностно значимых переживаний, которые могут быть связаны с обидой, ущемленным самолюбием и др.

Опираясь на полученные данные, можно заключить, что на социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора:

Иногда агрессивность стимулируется у детей косвенно - из-за постоянного просмотра мультфильмов соответствующего содержания, боевиков, «ужастиков», передач, где в присутствуют мотивы насилия. Для более эффективной работы в данном направлении необходимо знание характерных особенностей проявления агрессивного поведения детей.

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. Согласно Б. Споку, в годовалом возрасте нормальным явлением может считаться замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему. Как отмечает Е. М. Гаспарова, на втором году жизни активность ребенка возрастает [44, с.11]. Подчас это стремление к независимости - знаменитое «Я сам!» - выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем вопреки желанию родителей.

К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период дети попадают в детские сады, где, как отмечают М. И. Лисина, В. С. Мухина, Л. Д. Кошелева, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий, направленных на другого. В этот период агрессия носит инструментальный характер. Проявление агрессивности в этом возрасте главным образом зависит от реакции и отношения взрослых к тем или иным формам поведения. Как отмечает И.А.Фурманов, в этом возрасте усиливается «исследовательский инстинкт» и в это же время малыш сталкивается с целой системой новых для его опыта запретов, ограничений и социальных обязанностей. Такая ситуация приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает это как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в ребенке просыпаются злость, отчаяние, агрессивные тенденции.

Э.Фромм указывает на существование феномена «перенесения», который в три-четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности. Суть его в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на одного из родителей, перенося гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект. По мнению С. А. Заваражкина, к актам насилия ребенок может относить довольно широкий спектр действий, в который включаются даже такие, как лишение лакомств, игрушек, вербальные внушения, произнесенные повышенным тоном [57,с.12].

К 6-7 годам отношение к себе снова существенно меняется. Агрессивные дети отличаются повышенным стремлением к самоутверждению, к защите своего «Я», доказательствам своей силы и превосходства; другие становятся для них средством самоутверждения и предметом постоянного сравнивания с собой. Отличительной особенностью конфликтных дошкольников является напряженная потребность в признании и уважении сверстников, в поддержании и подкреплении положительной самооценки [47, с. 281].

Об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, надо выявить ее мотивы, сопутствующие ей переживания, что необходимо как для своевременной диагностики, так и для разработки коррекционных программ. Очевидно что каждый агрессивный акт имеет определенный повод и проявляется в конкретной ситуации. Рассмотрев ситуации, мы сможем понять направленность агрессивного поведения, его причины и цели. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность, можно выделить:

Как можно видеть, большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Соответственно максимальное удовлетворение дети получают при достижении желанной цели - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются. Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный, или реактивный, характер. В то же время некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем:

1) высокая частота агрессивных действий - в течение часа наблюдений такие дети демонстрируют не менее четырех актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного;

2) преобладание прямой физической агрессии - если у большинства дошкольников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие;

3) наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели, а на физическую боль или страдание сверстников.

Попытаемся выяснить, чем определяется повышенная агрессивность дошкольников. Почему в одинаковых ситуациях одни дети причиняют боль и страдания сверстникам, а другие находят миролюбивые и конструктивные решения?

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Среди агрессивных детей отчетливо выделяются 3 группы, которые различаются:

Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания к себе сверстников. Они, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками; получив внимание партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У таких детей агрессивность может быть мимолетной, ситуативной и не отличается особой жестокостью. Их поведение носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; их враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Этот вариант детской агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребенка здесь продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.

Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели - нужного им предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнеров.

Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. В любой деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. В отличие от предыдущей группы, они не стремятся привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, эти дети пользуются популярностью в группе сверстников, а некоторые выходят на положение лидеров. Среди всех форм агрессивного поведения у них чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью [57, с83.]

Дети этой группы хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: «Он первый начал». Положительная оценка взрослого, несомненно, важна для них. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; их способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели. Например, выталкивая с лошадки товарища, мальчик заявляет: «А что же мне делать, я тоже хочу играть, а он мне мешает». Данный вид агрессивности детей можно назвать нормативно - инструментальным

В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели ни для окружающих, ни для них самих. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия. Их действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Например, ребенок без причины хватает сверстника за волосы и бьет головой о стену или толкает с лестницы и со спокойной улыбкой наблюдает крики и слезы своей жертвы. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну-две постоянные жертвы - более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых они отвечают: «Hy и что!», «И пусть ему больно», «Что хочу, то и делаю». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права. Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно - враждебным.

Итак, выделенные группы детей существенно различаются как по формам проявления агрессивности в группе сверстников, так и по мотивации агрессивного поведения. В основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае - спонтанная демонстрация себя, во втором - достижение своих практических целей, в третьем - подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - неспособность видеть и понимать другого [51, с.64].

Итак, рассмотрев теоретические основы агрессивности дошкольников, мы выявили, что на формирование агрессивного поведения детей влияют социальной среды. Выяснили, что большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, но также агрессивное поведение может быть направлено на причинение вреда, ущерба другим. Поэтому в дошкольный период детства необходимо предпринять своевременные меры, которые будут направлены на преодоление профилактики развития агрессивности детей, на формирование в ребенке способности видеть и понимать других. Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии раскрыты в следующем параграфе.