logo search
Теория методики обучения биологии

3.Основные этапы и направления в развитии отечественной истории и методики обучения биологии (Советский период)

После Великой Октябрьской социалистической рево­люции для воспитания моло­дежи в коммунистическом духе необходима была идейная направленность всего обучения, для чего нужны были соответствующие подготовленные педагогические кадры. Поскольку старая школа к подготовке таких учителей была непригодна, в 1918 г. во многих городах страны срочно были организованы учитель­ские курсы.

Школьный курс биологии был построен на основе учения Ч. Дарвина. Впервые в истории русской школы дарвинизм (эволюционное учение) был введен как самостоятельный предмет в старших классах. Большое внимание уделялось эк­скурсионной работе, создавались биологические станции. В 1918 г. для учителей начинает выходить журнал «Естествозна­ние в школе» под редакцией Б. Е. Райкова. В Москве под редакцией Б. В. Всесвятского, ос­нователя первой станции юных натуралистов, начинают изда­ваться «Листки биологической станции юных натуралистов», а для школьников — журнал «Юный натуралист».

Первый проект новой программы по естествознанию был разработан в 1919 г., но он не получил должного распростра­нения, и школы работали по старым дореволюционным про­граммам.

В 1921 г. в Наркомпросе был организован руководя­щий методический центр — ГУС (государственный ученый со­вет), который в поисках новых идей строительства советской школы в 1923 г. выдвинул совершенно новый принцип обуче­ния. В основу работы школы было положено изучение трудо­вой деятельности человека.

Весь учебный материал отдельных предметов, в том числе и естествознания, был сгруппирован и распределен по трем разделам: «Природа», «Труд», «Общество». Впервые была сделана попытка связать обучение школьников с участием в производительном труде. Осуществление этого принципа было не совсем удачным, так как при этом игнорировалось систематическое изучение основ наук. Материал всех предметов искусственно подчинялся той или иной производственной теме. Программа по естествознанию отражала только тот материал, который мог быть использован при изучении источников сырья, природных условий сельского хозяйства. Учащиеся стали получать бессистемные знания, взятые из различных разделов биологии (ботаники, зоологии, анатомии, физиологии человека и общей биологии), которые не обе­спечивали той образовательной и воспитательной роли, ко­торую должно было играть естествознание в общей системе школьной работы. Однако комплексные программы заставили учителей много работать над совершенствованием методики проведения экскурсий, лабораторных работ, организации уголков живой природы, учебно-опытных участков, кружковой работы. Поэтому при всей неудовлетворительности самого принципа построения эти программы сыграли положительную роль в деле методических исканий и, несмотря на ошибки пер­вых лет, все же приближались к запросам жизни и отходили от буржуазных образцов программ.

Учебников в этот период не было. Изложение учителем учебного материала, считалось отсталым методом. Для советской трудовой школы считался приемле­мым лишь один «исследовательский метод». Детям не сообща­лись «готовые знания», а они сами должны были исследовать поставленные учителем задачи в результате выполнения шко­лой какого-либо «комплекса» и сами же делать вывод. В ре­зультате учащиеся получали лишь отрывочные знания. Школа не обеспечивала в достаточной степени подготовку для даль­нейшего обучения в вузах. Дальней­шее обучение по «Комплексным» и «Проектно-комплексным» программам становилось невозможным, поскольку привело к тому, что школа перестала выполнять свои основные задачи. Она не давала необходимых знаний учащимся и не готовила их к практической деятельности. В 1932 г. бы­ло опубликовано второе постановление ЦК ВКП (б) «Об учеб­ных программах и режиме в начальной и средней школе», где были отмечены недочеты проектов программ, разработанных после первого постановления. Здесь же были даны указания о применении разнообразных методов обучения в зависимости от содержания, а не только одного универсального «исследовательского метода», как это практиковалось ранее. В результате выполнения постановле­ний о начальной и средней школе был разработан новый учебный план по естествознанию, включающий последовательное изучение ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и эволю­ционного учения. Все программы по биологии строились на основе принципа исторического развития органического мира и заканчивались курсом эволюционного учения. Такой принцип построения естествознания обеспечивал учащимся систематические знания, которые являлись неотъемлемой частью коммунистиче­ского воспитания учащихся. Были подготовлены новые ста­бильные учебники: учебник ботаники — Б. В. Всесвятским, учебник зоологии — М. Я. Цузмером, учебник анатомии и фи­зиологии человека — А. Н. Кабановым, учебник по основам эволюционного учения — М. М. Беляевым.

Таким образом, постановления ЦК ВКП (б) 1931-1932 гг. о школе положили конец прожектерству и недооценке среднего образования. Началась борьба за систематические и прочные знания. В конце 60-тых – в 70-тых годах поставлен вопрос о перест­ройке школы в целом, о введении политехнического обучения, знаменующего новую эпоху в истории советской школы на ос­нове осуществления марксистско-ленинского принципа соеди­нения обучения с общественно-полезным трудом учащихся. Постав­лены задачи дальнейшего повышения уровня народного образования: совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение качества подготовки и уровня квалификации педагогических кадров, усиление работы по профессиональной ориентации учащихся с учетом склонностей молодежи и пот­ребности народного хозяйства в квалифицированных кадрах и другие вопросы учебно-воспитательного характера.