logo search

37. Принцип научности

Принцип научности, в отличие от многих других, долгое время не был необходимым в организации обучения, так как и сама наука не играла существенной роли в процессе трудовой деятельности человека. Поэтому он не выделялся Я. А. Коменским. В дальнейшем, с повышением роли знаний в практической деятельности человечества, в общественном производстве, наряду с обыденными житейскими толкованиями явлений окружающего мира стало необходимым его научное понимание. Вслед за этим встал вопрос о введении принципа научности и в систему образования.

Учащиеся должны понимать, что все в этом мире подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе. В этом и заключается главная цель данного принципа.

Назовем основные правила принципа научности. Принцип научности требует, чтобы предлагаемый учебный материал отвечал современным достижениям науки. Упрощение сложных научных положений не должно приводить к искажению их научной сущности. Те элементарные познания об окружающем мире, которые учащиеся получают в младшем возрасте, должны не отвергаться впоследствии, а только расширяться и обогащаться. Терминология же должна оставаться единой на протяжении всей учебы.

В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с новейшими достижениями в соответствующих науках, с происходящими дискуссиями и только что возникшими гипотезами. В доступной форме надо знакомить и с методами научного исследования, то есть включать учащихся в самостоятельные исследования: проведение наблюдений, постановка экспериментов, работа с литературными источниками, выдвижение соответствующих проблем и их разрешение.

Необходимо не только правдивое толкование отдельных явлений, особенно в области общественных наук, но и знакомство учащихся с различными точками зрения на них. В процессе изучения закономерностей развития объективного мира у учащихся должно формироваться научное мировоззрение. В процессе обучения должны разоблачаться различного рода лженаучные и ошибочные теории, взгляды и представления.