31. Дидактические принципы и их реализация в процессе обучения.
Дидактика — это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий. методик, технологий и систем обучения.
Обучение, преподавание, учение — основные категории дидактики. Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.
Преподавание — это деятельность учителя по передаче информации: организации учебно-познавательной деятельности учащихся; оказанию помощи при затруднении в процессе учения: стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащейся; оценке ученых достижении учащихся.
Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и опенки ее усвоения.
Учение — это деятельность ученика по: освоению, закреплению и применению знании, умений и навыков; самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.
Учебная деятельность включает в себя: овладение системами знаний и оперирование ими: овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и навыками: развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего: овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волен, эмоциями и пр.).
Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученное и обучаемости.
Ян А́мос Ко́менский — чешский педагог-гуманист, общественный деятель, основоположник педагогической науки. Считается изобретателем классно-урочной системы, которая до сих пор является основой педагогики.
В своем «золотом правиле» дидактики Коменский дал четкую формулировку принципа наглядности: «…все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое — для восприятия зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; допустимое осязанию — путем осязания. Если же какие-либо предметы или явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами, — предоставить нескольким чувствам».
_______________________________________________________________________
Дидактика, ее основные категории
Проблемы обучения и образования исследует часть педагогики, которая называется дидактикой. Термин «дидактика» греческого происхождения и в переводе означает «поучающий». Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. Следовательно, дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Предмет дидактики, его сущность и структура
Основателем научной дидактики считают чешского педагога Я.А.Коменского. В его книге «Великая дидактика» (1632) эта область педагогики определяется как «всеобщее искусство всех учить всему». В XVIII в. швейцарский педагог И.Г.Песталоцци обосновал систему принципов развивающего обучения. В XIX в. немецкий педагог А.Дистерверг в «Руководстве для немецких учителей» предложил целый комплекс требований, активизирующих учебный процесс.
На развитие отечественной дидактики оказали К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, Л.В.Занков, М.Н.Снаткин и др.
Дидактика на современном этапе развития общества:
1. изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета,
2. анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения,
3. определяет методы, организационные формы и средства, которые обеспечивают осуществление запланированных целей и задач.
Благодаря этому она выполняет две главные функции:
1) теоретическую (главным образом диагностическую и прогностическую),
2) практическую (нормативную, инструментальную).
Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют:
- общую дидактику,
- частную дидактику.
Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Общая дидактика решает следующие задачи:
1. Она определяет цель образования и обучения. Иначе говоря, отвечает на вопрос: для чего учить? Именно от этой целевой установки зависит все остальное в обучении. Если целью обучения признать усвоение содержания образования, то наряду с ней дидактика решает и другую, не менее важную задачу: разностороннее воспитание гармонически развитой личности через обучение. Таким образом, обучение выступает одним из средств воспитания и развития человека. Следовательно, дидактика призвана решать проблемы развития и формирования личности в учебном процессе и через обучение.
2. Из цели вытекает и содержание образования и обучения: чему учить?
3. Дидактика разрабатывает вопросе формах, методах и организации учебной работы: как учить?
4. Дидактика изучает общие законы, закономерности и тенденции в учебном процессе. На их основе формулируются принципы и правила обучения. Знание их позволяет эффективно: и целенаправленно варьировать учебный процесс в зависимости от возраста учащихся, индивидуальных особенностей ученика, особенностей содержания учебного материала, межпредметных связей, форм, методов и приемов учебной работы.
5. В дидактике также разрабатываются вопросы, связанные с источниками и методами исследования проблем обучения; рассматриваются перспективы развития и совершенствования содержания, форм, методов организации образования.
Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику. Частной, а точнее специфической можно считать и дидактику начальной школы, поскольку она изучает общие вопросы обучения, но с особенностями, характерными для детей младшего школьного возраста.
Система принципов обучения: традиции и новации
Основные компоненты теории обучения — это открытые наукой законы и закономерности. В них отражаются общие, объективные, устойчивые и повторяющиеся связи (зависимости) между явлениями, процессами, их результатами.
Самые важные, главные закономерности и законы, которые составляют основу дидактического процесса, называются принципами обучения, или дидактическими принципами. Они отражают совместное действие многих закономерностей учебного процесса, регулируют деятельность учителей и учеников, сохраняют свое общее значение при изучении всех учебных предметов и на всех этапах обучения. Таким образом, дидактические принципы (от лат. «основа») — это базисные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов. Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя целостную концепцию дидактического процесса.
Фундамент современной системы обучения заложен Я.А.Коменским. Основой он считал принцип природосообразности, а все остальные принципы выступали у него в той последовательности, которая согласовывалась с идеей природосообразности. А.Дистервег наполнил эту систему конкретными правилами, которые он рассматривал в виде требований к содержанию обучения, обучающим и обучающимся. К.Д.Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность.
В современной гуманистической дидактике принципы обучения объединены в систему вокруг главного принципа природосообразности. Современную систему составляют дидактические принципы:
1) сознательности и активности – собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучения и оказывает влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом;
2) наглядности – психологическим основанием данного принципа является признание того, что окружающий мир человек узнает и познает через ощущения и восприятия, в которых участвуют разные органы чувств (анализаторы), на которые и необходимо воздействовать в процессе обучения;
3) систематичности и последовательности – если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учеников замедляется;
4) прочности – требует, чтобы прочным был не только образовательный, но и воспитательный, и развивающий эффект педагогического процесса, т.е. чтобы устойчивыми были убеждения, навыки учебно-познавательной деятельности, способы и привычки общественно ценного поведения, черты характера и т.д.;
5) доступности – вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития школьников, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся – с другой. Доступным для ребенка является то, что соответствует уровню его мышления, объему накопленных знаний, умений, способов мышления. Известны классические правила, практически реализующие принцип доступности, сформулированные еще Я.А.Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.;
6) научности – требует, чтобы ученикам предлагались для усвоения установленные наукой знания. Научность обеспечивается прежде всего содержанием школьного образования, строгим соблюдением принципов его формирования и зависит от реализации учителями данного содержания;
7) эмоциональности;
8) связи теории с практикой – прочность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся.
Принципы выполняют нормативную функцию. Это означает, что они не просто советуют или подсказывают учителю, как ему действовать в той или иной ситуации. Как общие законы, значение которых игнорировать нельзя, они требуют полного выполнения всего предусмотренного ими комплекса педагогических действий. Учитель, который нарушает проверенные веками требования принципов, никогда не достигнет высокого качества обучения и воспитания. Знание, полнота воплощения принципов в учебно-воспитательном процессе составляет основу педагогического мастерства и прежде всего учитывается при определении педагогической квалификации.
Таким образом, весь педагогический процесс покрыт густой сетью законов, закономерностей, принципов, которые регулируют и направляют его течение. Принципы — основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Требования принципов реализуются через систему правил — описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения поставленной цели.
- 1. Предмет педагогики, ее задачи и место в системе гуманитарных наук.
- 1. Педагогика как наука, ее функции, задачи, предмет, объект
- 2. Понятие «образование»: сущность и социально-педагогические функции.
- 3. Понятие «воспитание»: сущность и его цели. Гуманистическая направленность воспитания в современной Российской педагогике.
- 4. Понятие «обучение»: сущность, структура, движущие силы процесса обучения.
- 5. Понятие «непрерывное образование»: его сущность, социальная и личностная значимость.
- 6. Понятие «самообразование»: сущность, место и роль в процессе непрерывного образования человека.
- 7. Инновации в современном образовании: истоки, сущность, проблемы.
- 8. Закон рф «Об образовании» (1996) о демократизации и гуманизации образования.
- 9. Федеральная целевая программа развития образования в России на 2006-2010 годы, основные направления обновления образования.
- 10. Социально-педагогический идеал личности и его конкретно-историческое воплощение.
- 11. Объективные факторы, обуславливающие развитие и формирование личности.
- 12. Деятельность как средство и условие развития и воспитания личности.
- 13. Современные социальные требования к личности и деятельности педагога.
- 14. Функции педагога в целостном учебно-воспитательном процессе.
- 15. Сущность, цели и структура процесса воспитания.
- 16. Закономерности и принципы воспитания.
- 45. Система принципов воспитания
- 17. Сущность нравственного воспитания и его проблемы в современных условиях.
- 19. Национальная доктрина образования в рф 2000 г. О целях воспитания.
- 20. Воспитание как целенаправленный процесс социализации личности: объективные факторы, обуславливающие социализацию.
- 21. Воспитание ребенка в семье.
- 22. Конвенция оон о правах ребенка и ее реализация в современных условиях.
- Конвенция о правах ребенка
- 23. Воспитание гражданина в педагогических трудах в.А.Сухомлинского.
- Психолого-педагогические основы самовоспитания. Сущность, виды, мотивы.
- Характеристика процесса самовоспитания. Ведущие методы и средства.
- 25. Девиантное поведение несовершеннолетних: его профилактика и коррекция.
- 25. Девиантное поведение несовершеннолетних: его профилактика и коррекция.
- 26. Личносто-ориентированный подход к детям в процессе воспитания.
- 26. Личностно-ориентированный подход в воспитании.
- 27. Основные идеи педагогической концепции а.С. Макаренко: современна ли она?
- 29. Методы воспитания
- 30. Эстетическое воспитание детей.
- 31. Дидактические принципы и их реализация в процессе обучения.
- 32. Методы обучения: сущность, педагогические функции, классификация.
- 33. Игра как форма и метод обучения.
- 35. Современные информационные технологии в обучении.
- 36. Учёт возрастных особенностей детей в процессе обучения.
- 37. Принцип природосообразности обучения.
- 38. Частично-поисковые и исследовательские методы обучения.
- 3. Проблемный метод (проблемное изложение).
- 39. Анализ конкретных ситуаций как метод обучения.
- 40. Содержание образования и основные тенденции его развития в XXI веке.
- 40. ( По версии КонанчукС.В.)