38 . Семинарские занятия
Слово «семинар» происходит от латинского ~ «рассадник». Подобные занятия проводились в римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений преподавателей.
В современной школе (высшей и средней) семинары широко распространены как своеобразные практические занятия.
Семинар - одна из активная форм учебного процесса в вузе.
Цели семинара:
1) углубленное изучение прежде всего теоретического материала;
2) формирование навыка переработки научных текстов, обобщения материала, развитие критичности мышления и др.;
развитие самостоятельности при освоении знаний, творческой инициативы и творческих способностей;
формирование навыка публичных выступлений, способности к рассуждениям перед аудиторией и защите своей точки зрения.
В практике обучения используются различные виды семинаров:
-семинар-конференция, где студенты выступают с докладами, которые здесь же и обсуждаются всеми участниками под руководством преподавателя. Это самая распространенная форма семинара. В профессиональном обучении семинар целесообразно строить в контекстеизучаемой специальности, связывая теоретические вопросы с практикой работы специалиста. Тогда теоретические знания станут понятными для студентов и войдут в арсенал их профессионального багажа;
- семинар-дискуссия, проблемный семинар. Он проходит в форме научной дискуссии. Упор здесь делается на инициативе студентов в поиске материалов к семинару и активности их в ходе дискуссии. Важно, чтобы источники информации были разнообразными, представляли различные точки зрения на проблему, а дискуссия всегда направлялась преподавателем;
- вопрос-ответная форма используется для обобщения пройденного материала. Здесь используется простая процедура. Преподаватель задает аудитории вопросы, отвечают желающие, а преподаватель комментирует. Таким образом материал актуализируется студентами и контролируется преподавателем;
- развернутая беседа на основе плана. Беседа используется при освоении трудного материала. Здесь инициатива принадлежит преподавателю. В ходе беседы предоставляется право студентам высказывать собственное мнение, выступать с подготовленными сообщениями, но придерживаться принятого плана;
- обсуждение кинофильмов, опытов, экспериментов,
- оформление текстового материала в таблицы, схемы и др.;
-учебно-ролевые игры. Для проведения игры заранее определяются вопросы для обсуждения, примерно 2-3 и критерии оценки выступлений. Затем группа разбивается на 2 или 3 подгруппы в зависимости от характера материала. В каждой подгруппе распределяются роли: организатора, основного докладчика (теоретика), содокладчика (практика), критика (можно двух), дефиниста (толкователя слов), оформителя (организатор наглядности, демонстраций). Избирается жюри (З чел.). На следующем занятии проводится семинар. Жюри объявляет критерии оценки выступлений групп (по каждой из ролей), напоминает вопросы, подлежащие обсуждению. Затем последовательно выступают подгруппы. Жюри объявляет оценки в баллах (5, 10...) после выступления всех подгрупп или после выступления каждого докладчика. Оценивается также организованность подгруппы и оформление выступления. Главное внимание при этом уделяется прежде всего качеству информации, ее научности, значимости, доступности и занимательности. Завершается семинар подведением итогов. Выступает преподаватель. Он обобщает материал, а студенты делают соответствующие записи (тезисы).
Возможности семинара значительно выше, чем лекции.
На семинаре происходит снятие психологического барьера у студентов (стеснительность, неловкость, неуверенность при непосредственном общении с преподавателем); студенты становятся более активными. Они закрепляют знания, формируют умение доносить мысль до слушателя, навыки дискуссии и публичного выступления, делового общения и лучше запоминают материал; преподаватель имеет возможность детальнее и глубже донести учебный материал до студентов, пополнить его новой информацией;
преподаватель получает возможность лучше узнать студентов, их типичные ошибки и свои недочеты, что дает ему возможность своевременно внести изменения в читаемый курс.
- 5. История преподавания психоаогии в средней школе
- 2.1. Преподавание психологии в XIX веке
- 2.2. Преподавание психологии в начале XX века
- 2.3. Преподавание психологии во второй половине XX века
- 6. История преподавания психологии в высшей школе(карандашев)
- 1.1. Преподавание психологии в XVIII—XIX веках
- 1.2. Преподавание психологии в первой половине XX века
- 1.3. Преподавание психологии во второй половине XX века
- 7. Обучение психологии в общеобразовательных школах и средних учебных заведениях (не весь)
- 8. Базовое психологическое образование(карандашев)
- 9. Преподавание психологии студентам других специальностей(карандашев)
- 10. Последипломное психологическое образование(карандашев)
- 11.Проблема обучения и развития в преподавании психологии (не весь)
- 12. Принципы обучения психологии
- 13 – 14. Психологическая культура личности и её компоненты
- 15. Конспектировать статьи (в конспекте)
- 17. Классификация методов обучения по источнику получения знаний и умений
- 18.Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (м.Н. Скаткин, и.Я. Лернер).
- 25. Обучение психологии в средних учебных заведениях(карандашев)
- 25-26. Организация учебных занятий по психологии в средних учебных заведениях (карандашев)
- 28. Анализ моделей обучения в системе высшего образования (нет)
- 29. Современные средства обучения
- 30.Урок по психологии
- 32. Подготовка преподавателя к урокам психологии заключается:
- 33.Психологическая лекция в школе: содержание и методика
- 34. Особенности современной вузовской лекции
- 35 Методические основы чтения лекции
- 36 Невербальные компоненты лекции
- 37. Ошибки лектора
- 35.Методические аспекты подготовки и проведения лекций.
- 35.Методическая разработка учебной лекции
- 1.Тема лекции. Обоснование выбора темы.
- 2. Формы организации лекции.
- 3 . Содержание лекций.
- 38 . Семинарские занятия
- 39. Подготовка преподавателя к семинару
- 40. Практические занятия
- 47. Основные функции самостоятельной учебной работы по психологии (карандашев)
- 51. Практика студентов по психологии (карандашев)
- 53. Внеклассная работа по психологии в школе и внеаудиторная работа в вузе
- 55. Контроль как учебное действие студента. Виды и формы контроля
- 56. Методические приемы обеспечения эффективности текущего педагогического контроля(бадмаев)
- 57. Разработка учебного курса по психоаогии
- 9.1. Знания научной и практической психологии как основа учебного курса
- 1. Научная психология
- 2. Практическая психология
- 1. Житейские психологические знания
- 2. Психологические знания в искусстве
- 3. Иррациональная психология
- 9.4. Технология разработки учебного курса
- 3. Постановка учебных целей
- 58. Профессионально-личностный уровень преподавателя психологии
- 60. Методика самостоятельной работы и самообразования преподавателя психологии