1.2. Процесс профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение личности можно охарактеризовать как процесс определения себя и выбора будущей профессии. То, на сколько этот выбор будет правильным зависит от степени согласованности возможностей человека с требованиями профессиональной деятельности, а также от сформированности у личности способности быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям в социуме.
Профессиональное самоопределение главным образом неразрывно связывается с понятием «профессиональная ориентация». Которую можно определить как «многоаспектная, целостная система научно-практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации») [39, с.137 ].
Профориентация является целостной системой, которая состоит из взаимосвязанных компонентов, объединенных общей целью, задачами и функциями.
Ученые выделяют некоторые подсистемы. Организационно-функциональная подсистема включает в себя деятельность различных социальных институтов, которые ответственны за подготовку школьников к осознанному выбору профессии.
К логико-содержательной подсистеме относится профессиональное просвещение учащихся, развитие у них интересов и склонностей, необходимых для того или иного вида деятельности. Сюда входит и профессиональная консультация, помощь в адаптации к профессиям.
Личностная подсистема рассматривает естественно личность школьника в качестве субъекта развития профессионального самоопределение, для которого характерна активная позицией. То есть школьник стремится к самовыражению и самоутверждению в будущей профессиональной деятельности; к развитию самосознания, становлению правильного представления о своих способностях, о самом себе и других, социальных нормах и ценностях [35].
Из всех выделенных подсистем нас интересует личностная подсистема. Поэтому отметим, что профессиональная ориентация в школе направлена на активизацию внутренних ресурсов личности, касающихся включения в любую профессиональную деятельность, а также направлена на поиск себя в ней и реализацию.
С изменением отношений в обществе изменяется и роли человека в обществе. Наблюдается пересмотр требования к человеку как к профессиональному работнику. В частности, первое место занимают такие личные качества работника, как способность принимать самостоятельные решения, предприимчивость, мобильность, склонность к коммерческому риску и т.д.
Стимулирование инициативы человека, поощрение его творческих возможностей и идей является благоприятным условием для свободы личности в выборе профессионального и, соответственно, жизненного пути.
Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Необходимо оказывать помощь учащимся в правильном выборе профессии, что должно предполагать создание и функционирование специальной организации, занимающейся этими вопросами. Эти организации должны стать главными составляющими в помощи учащимся сделать достойный профессиональный выбор в большом количестве профессий.
В процессе формирования профессионального самоопределения современной молодежи выделяют следующие этапы: первый – это фантазийный этап – он соответствует дошкольному возрасту; второй – этап предварительного выбора профессии, который приходится на 7 – 10 лет; третий этап приходится на 11 – 14 лет и называется этапом пробного выбора профессии; следующий этап – это этап, когда реально выбирается профессия (15 – 17 лет); и заключительными этапами являются этап профессионального обучения и последующей профессионализации.
На каждом из этих этапов профессиональное самоопределение сформировано на разных уровнях. Из этого можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения.
К ним относятся: система профориентации, которая помогает школьникам получить необходимые знания для ориентации в мире профессий; умениями объективно оценивать свои особенности, склонности и способности; диагностические методики, помогающие школьникам в определении выбора профессии; профессиональные консультации подрастающему поколению в этих вопросах; и другие.
Формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику – это главная цель профориентации. Однако, в современных условиях эта цель еще полностью не достигнута. [5].
Характерной особенностью для ранней юности является устремленность в будущее. Пока школьник учится в старших классах, ему необходимо, в столь относительно короткий срок, попытаться создать свой жизненный план, т.е. постараться решить вопросы кем быть и каким быть. Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а он должен осознавать способы достижения поставленных своих целей в жизни.
Именно в выпускном классе дети часто сосредотачиваются на своем профессиональном самоопределении. Оно предполагает отказ от подростковых фантазий. Старшекласснику приходится зачастую самостоятельно ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку их отношение к профессиям носят лишь собственный характер, а не полученные сведения, например, от родителей, друзей, знакомых, из СМИ и т.д. Такой опыт обычно абстрактен, еще не пережит самим подростком. Кроме того, они не всегда верно оценивают свои возможности, например, уровень здоровья, учебной подготовки, материальные условия семьи и, главным образом, свои способности и склонности [5].
То, насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который старшеклассник собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. На протяжении старших классов существует такая тенденция, что, чем ближе школьный выпуск, тем школьники чаще начинают пересматривать свои жизненные планов, и отсюда падает уровень притязаний. Возможно, это может быть следствием обоснованного отказа от заоблачных надежд, но может быть и проявлением страха перед столь решительным шагом в жизни.
Таким образом, профессиональное самоопределение становится главным новообразованием ранней юности. Это характеризуется формированием новой внутренней позиции, которая включает осознание себя как члена общества, принятие себя в нем.
«Поскольку в старшем школьном возрасте появляются планы и желания, реализация которых отсрочена, а в юности существенны коррективы, иногда новообразованием считается не само самоопределение, а психологическая готовность к нему» [9, с.101].
Если есть удовлетворенность настоящим, то устремленность подростков в будущее будет благотворно влиять на становление личности. При достаточно благоприятных условиях развития, при удовлетворенности настоящим, старшеклассник естественно будет стремится в будущее потому, что впереди будет еще лучше.
На фоне развития нравственной устойчивости личности старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды и убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах общества объединяются в его сознании в единую картину. И благодаря этому нравственная саморегуляция в этом возрасте становится более полной и осмысленной.
Развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, представление своего будущего, а также построение образцов в виде идеального образа профессионала – все это включает в себя процесс профессионального самоопределения.
Что касается, личностного самоопределения человека, то оно происходит на основе Идеалов и норм поведения, признанных существующим обществом. В настоящее время ориентация на общество во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и, соответственно, профессиональный выбор.
Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно при выборе сферы профессиональной деятельности из ее многообразия.
Образ будущей профессии – это вполне сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии еще и соответствовали возможностям человека.
Иначе в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, и формируются способы решения этих задач, например, уход от этих проблем или их игнорирование и т.д.
Обычно люди, стремящиеся учиться в профессиональном заведении или получить профессию в процессе работы, обеспокоены своим профессиональным будущим. Ведь это предопределяет их дальнейшую жизнь. Им свойственно по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств опережающее развитие в оценке своих личностных качеств. Поэтому учащиеся в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном «Я», но зато хорошо представляют себя как личность в целом.
У старшеклассников имеются различия в самооценке. И, прежде всего, они касаются ее содержательных компонентов. Кто-то знает о себе больше, а кто-то меньше. Определенные качества личности, ее способности подвергаются анализу и оценке, а вот другие не оцениваются по причине их неактуальности. Существуют определенные личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, и поэтому человек не может себя оценить [14].
По мнению А.В. Петровского, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению [13].
Изменение учебной мотивации – это еще один момент, связанный с профессиональным самоопределением. Известно, что у старшеклассников ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. Они начинают рассматривать учебу как необходимую основу для будущей профессиональной деятельности. Их начинают интересовать, в первую очередь, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем (например, для поступления в ВУЗ). Отсюда возникает проблема недостаточного внимания к так называемым «ненужным» учебным дисциплинам.
Байтингер О.Е., вплотную изучающий развитие ориентаций на будущее в подростковом возрасте, пришел к выводу о том, что именно в возрасте 16 – 17 лет еще не завершено развитие психологической функции и оно может продолжаться даже после двадцатилетнего возраста [5].
Из этого следует, что к моменту профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте выпускники не готовы еще сделать зрелый профессиональный выбор. Основной причиной является недостаточная сформированность соответствующих психологических функций. Но также надо еще и учитывать склонность принимать желаемое за действительное.
Итак, как видно из литературы для различных исследователей предметом пристального изучения являются психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников.
Именно в юности необходим правильный выбор мировоззрения, так как в будущем смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений. Он затрудняет процесс профессионального самоопределения.
Для правильного профессионального выбора необходимо, чтобы профессиональные требования соответствовали адекватным возможностям человека. В противном случае в сознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, что может вылиться в уход или игнорирование такого рода проблем.
Выяснено, что учащиеся лучше представляют себя как личность со всеми своими индивидуальными качествами, склонностями, интересами, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном «Я», т.е. не совсем видят себя в качестве будущих профессионалов.
Итак, к моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать правильный выбор по причине недостаточной сформированности некоторых психологических функций.
Таким образом, профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией. И ее можно рассматривать как сложный динамический процесс формирования личностью своих отношений к трудовой сфере, к развитию и осознанию своих способностей и возможностей, жизненных планов и намерений, одним словом видения себя профессионалом в определенной сфере деятельности.
- Дипломная работа
- Глава 1. Теоретический анализ ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников…………………………..….…………………………..6
- Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций и
- Введение
- Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников
- Понятия «ценность» и «ценностные ориентации» личности
- Ценностные ориентации в юношеском возрасте
- 1.2. Процесс профессионального самоопределения
- 1.2.1. Психологические особенности профессионального самоопределения
- 1.2.2. Представления старшеклассников о будущей профессии
- 1.3. Роль ценностных ориентаций в процессе профессионального самоопределения старшеклассников
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Исследование ценностных ориентаций и профессиональной направленности старшеклассников
- 2.1. Программа исследования
- 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
- Выводы по 2 главе
- Заключение
- Список литературы
- Методика «Ценностные ориентации» (м. Рокич)
- Дифференциально-диагностический опросник е.А. Климова
- Методика «самоактуализационный тест» (сат)