Методика организации интеллектуально-познавательных игр
Интеллектуально-познавательные игры (известные также как эрудиционы, викторины) -- на сегодняшний день одна из самых популярных форм работы с детьми.
Интерес к играм подобного рода увеличивается с каждым годом. На сегодняшний день, благодаря телевидению, существуют десятки игр - соревнований в эрудиции, известных всей стране. Это: «Слабое звено», «Звездный час», «Своя игра», «Самый умный», «Кто хочет стать миллионером», «Умники и умницы» [4]; [10]; [43]; [46]; [68].
О том, как придумать новую игру, как разработать ее правила и игровой сюжет, как правильно подобрать для игры вопросы, сейчас пойдет речь.
Название.
Такие названия, как «турнир знатоков», «бои интеллектуалов», «конкурс эрудитов», идеально отражают сущность явления: первое слово указывает на соревновательный характер происходящего. а второе конкретизирует, в чем именно соревнуются участники -- в эрудиции, в умении мыслить. Такими терминами уместно пользоваться в школе или другом детском учреждении, но когда в подобных конкурсах-турнирах участвуют взрослые, к их интеллектуальным забавам желательно применить какое-то иное, более степенное и респектабельное название.
Словосочетания «интеллектуальная игра» и «познавательная игра», взятые по отдельности, малопригодны для обозначения соревнований в эрудиции и логике. Ведь к «интеллектуальным играм» можно отнести и преферанс, и шахматы, да и про футбол последние годы часто говорят: «Сегодня футболисты демонстрируют очень интеллектуальную игру».
Познавательные игры вбирают в себя все многообразие настольных, развивающих игр. Даже когда два этих прилагательных берутся в связке, получившийся новый термин «интеллектуально-познавательные игры» остается достаточно широким, он не укладывается в рамки определения и может обозначать игры, не являющиеся соревнованиями в эрудиции. Понятие «интеллектуально-познавательные игры» масштабнее, чем «эрудицион», «викторина» или «турнир эрудитов». Главный довод, который перевесил чащу весов в пользу этого термина, заключается в слове «игра». В последние десятилетия к игровой деятельности человека обращено пристальное, повышенное внимание, игра перестала восприниматься как нечто из жизни дошкольников, игровые методы используются для решения очень серьезных проблем, возникли даже предназначенные специально для взрослых «инновационные», «продуктивные», «позиционные», «имитационные» и т. д. игры. На фоне этих звучных названий вполне современно и солидно будет смотреться и термин «интеллектуально-познавательные игры». В соседстве с названиями других деловых игр этому термину легче завоевать место под солнцем, то есть в многочисленных пособиях по теории и методике организации игры. Какой термин закрепится за описываемым явлением в будущем - покажет само время. А пока же в дальнейшем названия «эрудицион», «турнир эрудитов», «интеллектуально-познавательная игра» будут использоваться как синонимы.
Наличие названия позволяет сгруппировать явления одного порядка в некую целостность и изучать именно эту целостность, а не отдельные, единичные ее проявления. Другими словами, благодаря названию можно говорить о «методике организации интеллектуально-познавательных игр» и не рассматривать отдельно методику организации, например, игры "Брэйн-ринг" или «Интеллектуальный хоккей» и т.п. Кроме того, имея название и понимая, что все разнообразные интеллектуальные игры есть вариации одного и того же явления, можно находить новые вариации этого явления, то есть, придумывая новые интеллектуально-познавательные игры («новыми» они будут, конечно, только по отношению к уже существующим). Таким образом, наличие названия не только теоретически необходимо, но еще и практически полезно.
С точки зрения педагогики, интеллектуально-познавательные игры обладают огромным воспитательным потенциалом. Конечно, потенциал одного отдельно взятого эрудициона незначителен. Одна игра не позволяет решить какие-либо воспитательные задачи (за исключением одной - обеспечить занятость ребенка на время игры). Но когда интеллектуально-познавательные игры организуются как система, когда возникают долговременные команды и клубы знатоков, тогда эрудиционы могут дать детям очень многое.
Во-первых, система таких игр стимулирует познавательный интерес ребенка, формирует стремление к постоянному пополнению багажа знаний.
Во-вторых, момент соревновательности позволяет ребенку оценить свои возможности, а в случае победы -- утвердиться в глазах сверстников.
В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П. М. Баева «Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ». Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:
1. Игра - эффективное средство развития познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
2. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
3. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
4. Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
5. В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся [2, с. 59].
В-третьих, наличие команды или клуба способствует развитию у детей навыков коллективной мыслительной деятельности, совместного поиска решения проблемы...
Можно продолжить этот перечень и отметить, чем эрудиционы полезны детям «в-четвертых», «в-пятых» и «в-шестых». Но необходимо всегда помнить, что любой воспитательный потенциал может и не реализоваться, возможное становится действительным лишь при грамотной организационной работе со стороны тех. кто готовит и проводит эрудицион.
Все интеллектуально-познавательные игры, как уже было сказано, независимо от их названий обладают сходными чертами, а их подготовка и проведение осуществляются но одному организационному алгоритму. Но прежде чем раскрыть этот алгоритм, необходимо выделить сходные черты, которые присуши всем без исключения эрудиционам. Ведь именно тому, что объединяет все игры, и предстоит уделить основное внимание во время подготовки игры.
Вот три ключевых признака любой интеллектуально-познавательной игры:
1. Наличие специальных вопросов, на которые следует ответить во время игры ее участникам.
2. Наличие специальных правил, придерживаясь которых следует отвечать на вопросы.
3. Наличие игрового сюжета, игровой интриги, которая является внешней «оболочкой» игры.
На каждом из этих компонентов следует остановиться подробнее.
Вопросы.
Не всякий вопрос годится для интеллектуально-познавательной игры. К сожалению, этой, казалось бы, очевидной истиной очень часто пренебрегают многие организаторы игр. Порой в той или иной игре встречаются некорректные вопросы, и это приводит к спорам и конфликтам между участниками и ведущим. Порой в той или иной игре встречаются банальные, скучные, а то и откровенно глупые вопросы, и это приводит к угасанию азарта игроков, к падению интереса к подобным играм в целом. Вопросы, нежелательные для эрудиционов см. в Приложении 3.
Правила.
В каждой интеллектуально-познавательной игре есть свои правила, и даже можно сказать, что они отличаются друг от друга, прежде всего правилами. Но хотя правила разные, при внимательном их рассмотрении можно обнаружить некую закономерность. Она заключается в том, что все правила, по сути, являются ответами на одни и те же вопросы организационного порядка. Всего этих вопросов или организационных проблем десять.
1. Кто принимает участие в игре: команды или индивидуальные участники?
2. Если играют команды, из скольких человек они состоят?
3. Сколько всего команд (индивидуальных участников) одновременно принимают участие в игре?
4. Кто задает вопросы: ведущий или участники друг другу'?
5. Как задаются вопросы: одновременно всем участникам, последовательно или но принципу жребия (могут быть и другие варианты)?
6. Сколько времени дается на подготовку ответа?
7. Как участники должны демонстрировать готовность к ответу?
8. Кто оценивает правильность ответа?
9. Каким образом начисляются очки (баллы) за ответ?
10. До каких пор продолжается игра: пока не закончатся вопросы, пока не истечет время, пока не наберется определенная сумма баллов?
Иногда в играх бывает несколько раундов, при этом правила каждого нового раунда изменяются («Счастливый случай»). Но и здесь все выше перечисленные организационные вопросы не теряют своей актуальности, просто они прилагаются теперь к каждому раунду в отдельности.
Если при разработке правил организаторы упустят хотя бы один оргвопрос, не определятся с ответом на них, то правила игры окажутся неполными, а это может принести к недоразумениям или даже к конфликтам.
Правила эрудициона обычно сообщаются игрокам заранее, но в начале игры они должны быть во всеуслышание повторены еще раз. При этом правила облачаются в игровые одежды, то есть из скучного набора указании превращаются в игровой сюжет.
Игровой сюжет.
Продемонстрировать, что такое игровой сюжет, можно на таком примере. Предположим, что принято решение провести эрудицион, посвященный автомобилизму (история автомобиля, устройство автомобиля, современный авторынок, автоспорт).
Для этой игры подготовлены несколько десятков интересных. грамотных вопросов. Правила игры просты: играют две команды по 5 человек, ведущий поочередно задает им вопросы, побеждает та команда, которая первой наберет 10 очков,
Если игру оставить в таком виде, то она. конечно, может пройти (вопросы и правила есть - а это главное), по не будет выразительности, азарта, «изюминки». Чтобы это все появилось нужно ввести сюжет.
Например:
1. Две команды -- это два экипажа, участвующих в сложнейшем ралли. Трасса, которую предстоит преодолеть, насчитывает всего 10 миль, но какие это мяли!
Вполне возможно, что какой-то экипаж вообще не сможет дойти до финиша. Преодоление каждой мили -- это ответ на один вопрос. Нет ответа - значит, случилась поломка в пути или возникло неодолимое препятствие. Кто первым сможет, преодолев все препятствия и избежав поломок, проехать 10 миль - тот победитель.
При этом можно изготовить демонстрационное табло-схему с изображением маршрута и два картонных автомобильчика, которые будут показывать место расположения экипажей. Передвижение макетов по схеме равноценно появлению цифр на обычном табло.
2. Представьте, что две команды -- это два клуба автолюбителей, которые решили собрать автомобиль своими руками. Для сборки автомобиля им нужны колеса, руль, кузов, двигатель, коробка передач и т. д. Всего больших и малых частей автомобиля, десять. Чтобы приобрести каждый агрегат или деталь, нужно ответить на вопрос (вопросы при этом могут быть разного уровня сложности - в зависимости от значимости запчасти).
Каждый клуб вправе начать приобретение деталей с того, что им больше нравится. Главное -- чтобы к концу игры был полный комплект составных частей. Тот, кто первым приобретет все нужные для сборки детали - победитель.
При этом лучше заранее изготовить демонстрационные стенды и картонные автозапчасти в нужных количествах. Каждое новое приобретение можно крепить к стенду, чтобы всем было видно, каковы автосборочные успехи.
3.Представьте, что две команды -- это два частных предприятия по прокату автомобилей. Каждое предприятие построило гараж на 10 машин, но самих машин еще не приобрело. Чтобы приобрести автомобиль, надо ответить на один вопрос (вопросы при этом могут быть разной степени сложности - в зависимости от марки автомобиля). Если на вопрос нет ответа, значит, у предприятия не хватило денег на приобретение. Предприятие, быстрее заполнившее гараж - победитель в конкурентной борьбе.
При этом можно подготовить для игры двадцать игрушечных автомобильчиков. Лучше, если это будут точные миниатюрные копии автомобилей разных марок. Возможно, что приобретенные «гаражным предприятием» миниавтомобильчики и станут призом команде.
Как видно из примеров, из одного набора вопросов и одних правил возникли три внешне непохожие игры. Их непохожесть является результатом наложения на вопросы и правила нового сюжета. Внешняя новизна игр будет способствовать поддержанию интереса детей к играм в целом.
Но игровой сюжет позволяет не только «придумывать» игры. Прежде всего, игровой сюжет обеспечивает динамизм игры. Наличие сюжета дает возможность ведущему ярко и красочно комментировать происходящие события, играть на чувствах участников и болельщиков, вносить в достаточно скучную вопросно-ответную форму - общение и эмоциональность
Таким образом, можно уже сформулировать первые три пункта организационного алгоритма, единого для всех интеллектуально-познавательных игр. Выглядеть они могут так:
ь разработка вопросов игры;
ь разработка правил игры;
ь разработка игрового сюжета.
Эти пункты не помечены цифрами, так как реализовать их можно в любой последовательности: можно сначала придумать вопросы, а потом заняться всем остальным, но можно начать подготовку и с определения правил.
Другими этапами организации интеллектуально-познавательной игры будут:
ь создание и подготовка команд;
ь оформление места проведения игры;
ь подготовка необходимого реквизита;
ь техническое обеспечение игры;
ь приглашение болельщиков;
ь приобретение призов для участников;
ь выбор жюри;
ь работа с ведущим.
То есть, за исключением первых трех пунктов, организационный алгоритм интеллектуально-познавательной игры ничем не отличается от организационного алгоритма конкурсных программ
То, что игра между делом и учит, - в этом, видимо, мог убедиться каждый. Вот и попробуем включить в игры выполнение тех заданий, которые ребенок должен усвоить. Ребенок радостно и охотно выполняет задания в игре. А так как играть в такую игру ребенок готов много раз, он легко и прочно усваивает необходимый материал. Меняя материал можно придумать много подходящих игр. Важно соблюдать следующие правила. Во-первых, игра должна заинтересовать ребенка, быть для него настолько привлекательной, чтобы он стремился играть еще и еще. Иначе это будет не игра, а все то же неинтересное занятие. Во-вторых, усвоение нужного ма-териала должно стать условием выигрыша. Для того чтобы побудить детей к активной работе, к поиску новых ответов, можно внести такое правило: за правильный ответ ребенок получает выигрыш, а за ошибочный -- отдает один из выигрышей. Таким образом, он выигрывает только в том случае, если дает сразу правильный ответ. Этот прием заставляет ребенка сразу же приниматься за активную работу, а не пытаться сначала угадать ответ.
Как было уже сказано, необходимо, чтобы игра была для ребенка интересной, привлекательной. Это достигается, во-первых, тем, что взрослый, с которым играет ребенок, сам проявляет заинтересованность, играет с увлечением и радуется каждому достижению ребенка, каждому его правильному ответу. Во-вторых, тем, что каждый правильный ответ ребенка имеет положительное подкрепление.
Нужно стараться, чтобы ребенок не проигрывал слишком часто. Ведь главный интерес в игре создает успех, выигрыш. Если ребенку игра не удается, и он часто проигрывает, интерес к ней быстро пропадает. Нельзя в ходе игры (да и после нее, разумеется) упрекать ребенка, стыдить его за ошибки, за то, что он чего-то не знает или не умеет. Это не принесет никакой пользы и только вызовет дополнительные неприятные переживания, и он просто откажется играть.
Итак, игра является ведущим видом деятельности для развития познавательных способностей у детей младшего школьного возраста. Игра - самостоятельная форма деятельности людей, имитирующие те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса. Она учит, формирует, изменяет, воспитывает. Игра, как писал выдающийся советский психолог Л.С. Выготский, ведет за собой развитие. Это позволяет сделать вывод - игра имеет большое значение и играет огромную роль в развитии младшего школьника.
Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат подготовленные игры.
Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, педагог формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания, средством развития познавательных способностей школьников.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Потребность в игре - одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка, в частности. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует познавательные процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т. о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в образовательный процесс.
Включая в образовательный процесс игру или элементы игры, педагог должен учитывать возрастные особенности воспитанников. Игра должна быть доступна для детей данного возраста.
Познавательные процессы: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение необходимо развивать в младшем школьном возрасте. При умелом использовании игр на занятиях с детьми данного возраста возможно формирование данных процессов.
Изучив теоретические понятия: «познавательные процессы», «игра»; рассмотрев особенности развития детей младшего школьного возраста и познакомившись с методиками игры, с помощью которых проводится развитие познавательных процессов, мы переходим к экспериментальной работе. Она позволит нам получить результаты и сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы.
ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Констатирующий этап
Проведенный анализ литературы, подбор и разработка материалов требуют практической, экспериментальной проверки. Экспериментальной площадкой стал Дом детского творчества города Катав-Ивановска. Практика прошла в кружке «Эрудит». В исследовании принимали участие 24 ребенка. В школе они учатся в третьем классе по традиционной программе обучения и занимаются в учреждении дополнительного образования.
В нашем исследовании мы взяли две контрольные подгруппы.
Работа осуществлялась по трем этапам:
1. констатирующий;
2. формирующий;
3. контрольный.
На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности познавательных процессов младших школьников.
Второй, формирующий этап работы, заключался в созидательной деятельности, сопряженной с реализацией разработанной программы развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста через игру.
Заключительный, третий этап исследования, проводился теми же методами, что и первый. Целью этого этапа было выявление индивидуальных изменений в развитии познавательных процессов младших школьников.
При проведении эксперимента на практике мы использовали следующий инструментарий:
1. Закрытое тестирование.
2. Анкетирование.
3. Срез умений и навыков.
4. Изучение и анализ литературы.
5. Рефлексия.
Тест - это вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий.
Тесты применяют для получения каких-либо данных. Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, оно проводится без сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения.
Традиционный подход к классификации познавательных способностей представляет В.П. Беспалько, В.Д. Шадриков и другие. Представим данную характеристику познавательных процессов в таблице 1, существенным образом обогатив традиционное рассмотрение категории «познавательных способностей» с точки зрения нашего исследования. [61, c. 36].
Таблица 1
Характеристика познавательных процессов
| |||||
Познавательные процессы | Определение | Свойства | Виды | Методы и приемы развития |
|
Внимание | Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или какой-либо деятельности | 1. Избирательность, 2. Объем, 3. Распределение, 4. Концентрация, 5. Устойчивость, 6. Переключаемость | 1. Непроизвольное, 2. Произвольное, 3. Постпроизвольное | ь Соревновательные моменты, ь Нетрадиционный вопрос, ь Контроль и оценка самих учащихся, ь Комментированное управление |
|
Память | Организация и сохранение прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания | 1. Объем запоминания, 2. Точность, 3. Длительность хранения, 4. Скорость запоминания | 1. Кратковременная и долговременная, 2. Словесно-логическая, образная, 3. Произвольная, непроизвольная, 4. Механическая, смысловая | ь Группировка, ь План, ь Классификация, ь Структурирование, ь Схематизация, ь Аналогия, ь Перекодирование, ь Ассоциация, ь Повторение, ь Метод локальной привязки |
|
Мышление | Обобщенный и опосредованный процесс отражения окружающей действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях | 1. Дополнительность - симметричность, 2. Сознательность- интуитивность, 3. Масштабность - узость, 4. Целенаправленность - бесцельность, 5. Оптимальность - закономерность, 6. Критичность - априорность, 7. Системность - стихийность | 1. Образное, логическое, практическое, 2. Эмпирическое, теоретическое, разумное, диалектическое 3. Репродуктивное и творческое | ь Развивающие методы образования, нацеленные на гармонию идейно- понятийного, рефлексирующего мышления, ь Ориентир на самопознание, самообразование. |
|
Речь | Совокупность условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков | 1. Скорость, 2. Разнообразие, 3. Грамотность, 4. Точность | 1. Устная, 2. Письменная, 3. Вербальная (словесная), 4. Невербальная (мимика, жесты, знаки). | ь Чтение вслух, ь Разыгрывание речевых ситуаций, ь Овладение произвольной регуляции речевой деятельности, ь Повторение, ь Комментирование и др. |
|
Восприятие | Целостное отражение предметов, явлений, в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях | 1. Объем, 2. Быстрота, 3. Точность, 4. Полнота, 5. Надежность | 1. Зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное 2. Восприятие времени, движения, пространства | Сочетание вербально- логического материала с образным, текстового изложения с графическим представлением, зрительного восприятия с практическими действиями. |
|
Воображение | Психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений | 1. Целостность, 2. Предметность, 3. Осмысленность, 4. обобщенность, 5. Константность 6. Избирательность | 1. Визуальные и абстрактно-логические, 2. Зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, 3. Статические, кинетические, преобразующие | ь Заострение, ь Схематизация, ь Типизация |
|
|
|
|
|
|
|
Дети младшего школьного возраста существенно различаются по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному, реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации.
Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребёнком.
Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:
1) внимание;
2) память;
3) мышление;
4) речь;
5) восприятие;
6) воображение.
Предлагаемая программа, включающая в себя систему психодиагностических методик, имеет своей целью - комплексную оценку уровня психологического развития младших школьников (сферу познавательных процессов).
Психодиагностика детей, проводимая с помощью представленного далее комплекса методик, должна решать следующие задачи:
1. Выяснить, на каком уровне развития находятся познавательные психические процессы ребёнка;
2. Выявить имеющиеся у него задатки и способности;
3. Выработка рекомендаций.
Результаты, полученные в ходе проведения предлагаемых методик, в виде практических рекомендаций будут представлять собой весьма ценную информацию для педагога дополнительного образования, которая позволит создать правильные представления об уровне развития познавательных способностей младших школьников и применить на занятиях в учреждении дополнительного образования на основе этих представлений соответствующие игры.
Основная суть измерительного подхода познавательных процессов младших школьников - в процедуре и содержании тестовых задач.
Диагностика внимания младшего школьника
Внимание - один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности ребенка. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее известны индивидуальные особенности внимания ребенка и тот уровень, на котором оно находится в данный момент времени.
Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало (это особенно касается его природнообусловленных видов: непосредственного и непроизвольного) и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, все же со временем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многих недостатков в развитии внимания ребенка. Это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств. Так, слабая устойчивость внимания нередко может быть восполнена его хорошей переключаемостью; относительно небольшой объем внимания как недостаток преодолевается за счет повышения продуктивности внимания; недостатки зрительного внимания могут быть частично уравновешены преимуществами слухового и двигательного внимания; дефицит механического - развитостью логического внимания и т.д.
С помощью диагностической методики «Корректурная проба» Л.Ф. Тихомировой изучали устойчивость, сосредоточенность, объем, переключение и распределение внимания.
Изучение особенностей внимания
20 строк букв, по 20 букв в каждой. По сигналу «начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы - 3 минуты.
| ||||||||||||||||||||
ж | ф | с | я | а | б | ц | у | и | к | е | н | г | ш | щ | з | х | ф | м | о |
|
ы | в | а | и | р | о | о | л | д | ж | з | я | ч | м | и | т | ь | с | т | в |
|
о | б | ю | е | а | в | ы | р | е | н | о | л | б | ж | д | л | о | р | у | к |
|
ц | у | к | е | н | г | ш | щ | з | х | ф | ы | в | а | п | р | о | л | д | ж |
|
я | ч | с | м | и | т | ь | б | ю | э | ж | д | л | о | р | п | а | в | в | ы |
|
е | а | е | ы | ф | я | ч | с | м | и | т | б | ю | ф | ы | в | а | к | й | ц |
|
э | л | д | ж | э | ц | у | к | е | н | г | ш | щ | н | е | к | ц | ф | у | к |
|
и | м | с | ч | я | а | х | о | х | р | з | х | о | щ | н | е | к | у | ы | в |
|
ц | к | э | д | ж | л | о | н | с | а | в | и | ф | ю | в | м | б | ю | и | м |
|
е | к | у | ц | з | щ | ш | г | н | е | к | у | ц | м | с | ч | ю | т | и | п |
|
ф | ы | в | а | п | р | о | л | д | ж | з | щ | ш | г | н | е | к | у | н | г |
|
ж | д | л | о | р | п | ф | ы | в | а | п | р | о | л | д | ж | ю | б | и | м |
|
ф | ы | в | к | у | ц | е | н | г | ш | щ | л | о | р | п | и | т | м | с | ч |
|
р | п | а | о | л | д | и | м | с | ч | и | т | б | л | о | д | ш | е | н | г |
|
а | п | р | о | н | е | г | к | у | в | а | п | л | д | ж | и | т | б | м | с |
|
п | а | е | к | н | г | о | л | п | д | ж | ш | н | г | к | у | в | м | с | и |
|
э | л | д | ш | г | н | щ | у | к | е | н | д | о | р | г | с | и | т | п | р |
|
к | у | е | н | г | ш | л | о | р | д | ж | в | а | п | р | н | д | и | т | в |
|
в | а | п | р | н | г | о | л | д | и | т | ж | з | х | к | у | п | р | н | е |
|
с | и | т | р | н | г | е | ц | ы | в | с | и | м | п | р | о | н | е | г | б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работоспособность определяется по формуле:
Работоспособность = количество строк x количество строк / количество ошибок
Чем больше работоспособность и чем меньше число ошибок, тем более устойчивым является внимание.
Для исследования переключения внимания можно использовать эту же корректурную пробу, но задание школьникам нужно давать следующим образом: на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей строчке - «к» и «ч», затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей - «к» и «ч» и т.д.
Оценка результата:
Процент ошибки = 100 x количество строк, неверно отмеченных / общее количество просмотренных строк.
Исходя из этого отметить уровни.
Диагностика памяти младшего школьника
Память человека еще более многоаспектна, чем его внимание, и с помощью одной или двух методических проб, одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить ее практически невозможно. Для успешности обучения ребенка в младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти:
1. Кратковременную зрительную и слуховую, включая их объем и способность удерживать информацию в соответствующих видах оперативной памяти. Без наличия хорошей кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, - учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться.
2. Опосредованную память, которая характеризуется наличием и самостоятельным, инициативным использованием ребенком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации.
3. Важно также правильно и точно оценить динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания и его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации.
Память ребенка младшего школьного возраста должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребенка, то они имеют условное значение и только в общем характеризуют то, в какой степени развитой является его память.
Если большинство отдельных показателей, относящихся к частным видам памяти, сравнительно высоки, а остальные находятся на среднем уровне, то это не позволяет с достаточной уверенностью судить о том, что память ребенка хорошая или средняя. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, могут оказаться иными и как раз такими, которые важны в некоторых видах деятельности. Так что правильнее будет, если в выводах о состоянии памяти ребенка опираться на частные показатели.
Для определения объема объёма кратковременной и оперативной зрительной памяти можно использовать нижеприведенную методику.
Используется стимульный материал, изображённый на рисунке 1. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу квадрат с девятью точками.
Инструкция:
«Сейчас мы поиграем. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребёнку последовательно, на 1-2 сек., показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 2) за 15 сек.
Оценка результатов:
10 баллов - очень высокий уровень развития,
8-9 баллов - хороший,
4-7 баллов - средний,
0-3 балла- низкий.
Рис. 1 Стимульные изображения ломаных линии для методики определения объёма кратковременной и оперативной зрительной памяти.
Рис. 2 Трафаретные рамки для воспроизводства стимульных изображений в методике определения объёма кратковременной зрительной памяти.
Кратковременная память необходима человеку для отбора нужной и отсеивания ненужной информации. Методика исследования кратковременной памяти изложена в книге «Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других».
Методика исследования кратковременной памяти
Описание.
Испытуемый должен запомнить, а затем записать максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы.
| ||||
15 | 39 | 87 | 23 |
|
94 | 65 | 79 | 46 |
|
83 | 19 | 94 | 52 |
|
|
|
|
|
|
По количеству правильно воспроизведенных чисел проводится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти
- 10-12 единиц - хороший уровень.
- 6-9 единиц - средний уровень,
- 3-5 единиц - низкий уровень.
Диагностика мышления младшего школьника
В младшем школьном возрасте под влиянием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Особенно значительные изменения происходят в развитии последнего вида мышления, которое в начале данного периода жизни ребенка еще относительно слабо развито, а к его концу, т.е. к началу подросткового возраста, становится главным и по своим качествам уже мало чем отличается от аналогичного вида мышления взрослых людей. В этой связи практическая психодиагностика мышления детей младшего школьного возраста должна быть направлена, с одной стороны, на оценку всех видов мышления у ребенка, а с другой стороны, на особую оценку словесно-логического мышления.
С целью изучения особенностей мышления была использована методика «Пословицы» Б. В. Зейгарник описанная Т. Н. Овчинниковой.
Изучение особенностей мышления
В качестве экспериментально материала использовались два набора карточек. На карточках одного набора были написаны пословицы, на карточках другого - фразы. Часть этих фраз ничего общего с пословицами не имела, но в них были включены слова, упоминающиеся в пословицах, часть же фраз раскрывала смысл предъявленных ребенку пословиц.
Пословицы:
1. Цыплят по осени считают.
2. Волка ноги кормят.
3. Семь раз отмерь - один раз отрежь.
4. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
5. Маленькое дело лучше большого безделья.
6. Недруг поддакивает, а друг спорит.
7. Злой не верит, что есть добрые люди.
8. Умел ошибиться, умей и поправиться.
9. Учение свет, а неучение - тьма.
Фразы:
1. О деле судят по результатам.
2. Цыплята вырастают к осени.
3. Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих.
4. Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.
5. Злой человек не любит доброго.
6. Ошибку нужно постараться исправить.
7. Если ты не прав, то друг всегда докажет тебе, что ты не прав.
8. Учение дается легче в светлое время суток.
9. Безделие делает день длиннее.
10. Прежде, чем что-то сказать - подумай. Слово назад не возьмешь.
11. Волк догоняет свою добычу, он никогда не сидит в засаде.
Перед испытуемым в беспорядке раскладываются карточки с фразами и пословицами. Предлагается внимательно их прочитать. После этого экспериментатор берет карточки с пословицами и поочередно предъявляет их испытуемому, требуя после каждого предъявления пословицы отыскать в имеющемся у ребенка наборе подходящую по смыслу фразу.
Экспериментатор отмечает в протоколе уровень: «хороший», «средний», «низкий».
Прежде чем приступить к проведению эксперимента, мы стремились наладить с ребенком эмоциональный контакт, а также получше с ним познакомиться (выяснить, какие пословицы он знает, может ли объяснить их смысл).
Диагностика речи младшего школьника
Речь у детей младшего школьного возраста обычно развивается параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно-логического, поэтому, когда проводится психодиагностика развития мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в получаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления. Однако в младшем школьном возрасте речь необходимо все же выделять и оценивать отдельно от мышления, причем ее диагностика может быть двоякой: лингвистической и психологической. В первом случае выделяются и оцениваются те признаки речи, которые соответствуют ее лингвистическому анализу, в том числе лексика, грамматика, стилистика, фонетика и т.п. Во втором случае изучению подлежит в основном то, как ребенок пользуется речью для управления своими познавательными процессами, для регуляции поведения и общения с окружающими людьми.
Полностью разделить лингвистический и психологический виды анализа речи на практике так же невозможно, как отдельно провести психодиагностику мышления и речи. Дело здесь в том, что речь человека в ее практическом виде содержит в себе как языковое (лингвистическое), так и человеческое (личностное, психологическое) начала.
Следующая методика психодиагностики речи позволяет получить информацию о соответствующем познавательном процессе, а именно определения понятий (в данном случае в отличие от исследования мышления обращается внимание на владение словом ври выражении мысли, а не на саму мысль).
Определение понятий
В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объ-единять, бить, тупой.
3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, вкладывать, толкать, режущий.
5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.
Перед началом диагностики ребенку предлагается следую-щая инструкция:
«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово например «велосипед». Как бы ты объяснил это?»
Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.
Замечания.
1. Дети могут сами читать стимульные слова, если они умеют это делать и если чтение не вызывает у них затруднений. Во всех остальных случаях экспери-ментатор сам читает ребенку слова.
2. Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?» Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, то после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на это время.
3. Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку -- 0,5 балла. При совершенно неточном определении -- 0 баллов.
Оценка результатов.
Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное -- 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.
Выводы об уровне развития:
| ||
10-8 баллов | хороший уровень |
|
7-4 баллов | средний уровень |
|
3-0 баллов | низкий уровень |
|
|
|
|
Оценка речи младших школьников проводится и по методике, изложенной О.С. Газман и Н.Е. Харитоновой Игра и игровой тренинг - замечательная возможность для развития познавательных процессов младших школьников.
Школьнику предлагается составить рассказ по картинке. На картинке - бытовой сюжет.
Оценка результата.
Хороший уровень - ребенок говорит полными предложениями, использует в своей речи эпитеты, у него хороший словарный запас. При описании картинки используются разные части речи
Средний уровень - школьник составляет предложение медленно, с трудом подбирает нужное слово, но в целом картинка описана.
Низкий уровень - ребенок плохо составляет предложения, у него маленький словарный запас.
Диагностика восприятия младшего школьника
Для того чтобы выявить у учащихся уровень развития восприятия мы провели тренировочный срез по оценке показателей скорости и точности восприятия, разработанный Л.Ф. Тихомировой.
Тренировочный срез по оценке показателей скорости и точности
| ||||||||||
/ | II | : | \ | + | / | - | I | = | = |
|
- | x | . | . | II | / | \ | + | \ | : |
|
+ | I | \ | + | - | II | - | = | I | I |
|
= | II | = | . | x | + | / | / | . | I |
|
x | I | I | - | : | x | x | II | = | / |
|
: | - | II | + | . | - | \ | \ | + | . |
|
= | : | / | + | - | II | I | / | . | - |
|
. | = | \ | . | - | x | \ | - | . | - |
|
II | : | + | I | + | + | x | . | + | II |
|
: | x | . | x | \ | = | I | / | I | : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задания школьнику.
Перекопируй графические изображения с 100-клеточную таблицу и сосчитай:
a) Сколько раз встречается знак «плюс» (+)?
b) Сколько раз встречается знак «минус» (-)?
c) Сколько раз встречается знак деления (:)?
d) Сколько раз встречается знак «равно» (=)?
e) Сколько раз встречается знак умножения (x)?
f) Сколько раз встречается знак точка (.)?
Правильный ответ:
a) 12
b) 12
c) 8
d) 9
e) 9
f) 12
Математическое определение уровней.
Сумма точно воспроизведенных графических изображений за определенное время (3 минуты) равна:
0-21- низкий уровень,
22-42 - средний уровень,
42-62- хороший уровень.
Диагностика воображения младшего школьника
Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности.
Для диагностики способностей воображения использовали следующие методические подходы, изложенные В. Д. Шадриковым:
1) Оценка оригинальности традиционных видов и форм деятельности;
2) Тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов воображения;
3) Самооценка параметров образов воображения.
Диагностика воображения проводилась по опроснику Р. Гордона.
Исследование сферы воображения
Опросник предназначен для оценки сферы воображения. Основан на процедуре самооценки образа-представления и способности манипулировать им. Субъекта просят представить ту или иную сцену жизни. В зависимости от своей способности сделать это он отвечает «да», «нет», «неуверен». Каждому ответу присваивается определенный балл (2,1,0). Считается, что даже один ответ «нет» говорит о затруднениях с контролируемостью образов-представлений.
Вопросы:
1. Можете ли вы представить машину, стоящую на дороге перед домом?
2. Можете ли вы увидеть эту же картину в цвете?
3. Можете ли вы увидеть эту же картину в другом цвете?
4. Представьте ту же самую машину у того же дома, но перевернутой.
5. Представьте эту же машину, снова стоящую на четырех колесах на том же самом месте.
6. Представьте ту же машину, мчащуюся по дороге.
7. Представьте ту же машину, поднимающуюся на крутую гору.
8. Представьте, как эта машина на полной скорости врезается в дом.
9. Представьте, как эта машина едет по мосту и вдруг падает через край моста в реку, пробив ограждение.
10. Представьте, как эта машина лежит на свалке.
Математическое определение уровней.
Сумма ответов «да» равна:
0-3- низкий уровень,
4-7 - средний уровень,
8-10- хороший уровень.
Особенности творческого воображения можно определить, используя следующие задачи:
Задача 1.
Выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.
Ход задачи.
Дети прослушивают начало рассказа: «Темнело. Шёл нудный дождь. На трамвайной остановке под зонтиком стояли две девушки. Они о чём- то разговаривали. Вдруг…».
Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время на работу 10 минут.
В качестве оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.
Задача 2.
Выяснить особенности творческого воображения.
Ход задачи.
Детям предлагается начертить в тетради кружок диаметром 2см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета.
Вывод. Воображение развертывается на основе какого-либо исходного материала (слова, текста, чертежа, схемы, знака); точность и яркость образов зависят от знаний человека, от умения извлекать их из памяти, увязать с задачей и исходными данными; воображение играет существенную роль в процессе усвоения знаний.
На констатирующем этапе эксперимента, используя различные методики, мы провели диагностику уровня развития познавательных процессов младших школьников (Таблица 2).
Таблица 2
Сравнительные данные развития познавательных процессов младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
| ||||||||||||||||||||
Группа | Количество человек в группе | внимание | память | мышление | речь | восприятие | воображение |
| ||||||||||||
|
| низкое | среднее | хорошее | низкая | средняя | хорошая | низкое | среднее | хорошее | низкая | средняя | хорошая | низкое | среднее | хорошее | низкое | среднее | хорошее |
|
Контрольная | 12 | 2 | 8 | 2 | 0 | 8 | 4 | 2 | 7 | 3 | 0 | 9 | 3 | 2 | 6 | 4 | 3 | 5 | 4 |
|
Экспериментальная | 12 | 1 | 8 | 3 | 1 | 6 | 5 | 1 | 8 | 3 | 1 | 7 | 4 | 3 | 7 | 2 | 2 | 5 | 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гистограмма 1
Гистограмма сравнительных данных сформированности внимания младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
Гистограмма 2
Гистограмма сравнительных данных сформированности памяти младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
Гистограмма 3
Гистограмма сравнительных данных сформированности мышления младших школьников на констатирующем этапе эксперимент
Гистограмма 4
Гистограмма сравнительных данных сформированности речи младших школьников на констатирующем этапе эксперимент
Гистограмма 5
Гистограмма сравнительных данных сформированности восприятия младших школьников на констатирующем этапе эксперимент
Гистограмма 6
Гистограмма сравнительных данных сформированности воображения младших школьников на констатирующем этапе эксперимент
На основании данных диагностики (гистограммы 1 - 6) мы определили, что у младших школьников в контрольной и экспериментальных группах познавательные процессы находились примерно на одинаковых уровнях, распределение школьников по уровням оценки внутри группы и между группами равнозначно. Мы приступили к эксперименту по развитию познавательных способностей младших школьников с помощью игры.
Формирующий этап
На этом этапе была составлена образовательная программа кружка «Эрудит» в которой на каждый психологический процесс, рассматриваемый в работе, были подобраны и разработаны упражнения в игровой форме. Далее на этом этапе проводилась работа по развитию познавательных способностей младших школьников.
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЭРУДИТ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ
Как много в мире неизвестного, ребята!
И это не беда.
Из книг, из жизни новое узнаем мы всегда!
Пояснительная записка
Велика роль книги в учебно-воспитательном процессе. И не только потому, что без общения с книгой немыслимо приобретение знаний.
К.Д. Ушинский говорил, что “ ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь”.
Задача кружка «Эрудит» не только в том, чтобы передать ребенку определенное количество информации, а, главное, научить его самостоятельно добывать знания.
Игра - эффективное средство развития познавательных способностей детей в младшем школьном возрасте. Для плодотворной работы нами было сделано следующее:
Ш организовали систематический процесс игровой деятельности, включаясь в который каждый ребенок интеллектуально развивался,
Ш ввели в учебный процесс ознакомление с окружающим миром, максимально использовали для этого игру и элементы игры;
Ш организовали работу одновозрастного коллектива. Это позволило соединить обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельности.
Образовательная задача:
Способствовать расширению кругозора младших школьников с помощью игры.
Развивающая задача:
Развивать у младших школьников познавательные способности: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение.
Воспитательная задача:
Способствовать воспитанию саморазвивающейся личности.
Необходимо пробудить интерес школьников, чтобы им захотелось и на изучаемых предметах работать с дополнительной литературой, использовать различные источники знаний.
В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для детей этого возраста знаний, необходимых для развития познавательных способностей личности, для расширения кругозора.
Для реализации программы используются следующие педагогические технологии:
Ш Репродуктивные (объяснительно-иллюстративные, побужда-ющие репродуктивные),
Ш Частично-поисковые (эвристические),
Ш Игровые. С помощью этих технологий учащиеся воссоздают и осваивают общественный опыт, знания, овладевают умениями и навыками в соответствии с поставленной целью посредством игры.
В жизни игровая деятельность имеет разные функции:
Ш развлекательную (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
Ш коммуникативную;
Ш самореализации;
Ш терапевтическую (преодоление игровых трудностей, сопоставимых с возникающими в жизни);
Ш диагностическую (в процессе игры можно познать себя, открыть для других свои скрытые черты);
Ш коррекционную (измениться под влиянием игровой практики, социализироваться, принять правила игры и др.).
В структуре любой игры можно найти элементы целеполагания, планирования, реализации цели, анализа результатов. Игра всегда добровольна, включает элементы соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться, самореализоваться.
Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Она может охватывать какую-то часть учебного процесса, объединенного общим содержанием. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры, развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, вос-питывающие умение владеть собой, быстроту реакции, смекалку и др.
Технология всех игр состоит из нескольких этапов.
1. Подготовительный. Включает разработку сценария -- условное отображение ситуации и объекта. В сце-нарий входят: учебная цель занятия, характеристика проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.
Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.
Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход. Только педагог может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
Анализ и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
Содержание программы помогает закрепить и дополнить знания учащихся, развить познавательные процессы с помощью игры. Применение последних повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если:
- игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;
- уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).
Занятия в кружке способствуют развитию познавательной активности - личностному свойству, которое приобретается, закрепляется и развивается в организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
При реализации программы необходимо учитывать следующие условия, обеспечивающие привлекательность игр:
Ш Игровая оболочка. Должен быть задан игровая сюжет, мотивирующий всех участников на достижение игровых целей.
Ш Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично. Можно не задавать индивидуальных мотивов, если речь идет, к примеру, о соревновании. Но тогда возможность достижения выигрыша должна быть у каждого члена команды.
Ш Возможность действия для каждого участника. Должны быть проработаны и заложены в игровую оболочку не только мотивы, но и возможность самостоятельного активного действия для каждого игрока, таким образом, чтобы он мог принимать решения, выбирать варианты способов действия, имел право отказа от действия и т.д.
Ш Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
Ш Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями.
Ш С другой стороны, задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому необходимо, во-первых, учитывать уровень участников игры; и, во-вторых, задания подбирать с «вилкой» от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
Ш Вариативность - в игре не должно быть одного единственно возможного пути достижения цели.
Ш Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.
Как же облечь занятие в игровую форму в практике учреждения дополнительного образования? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям занятия;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на занятии.
Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды занятий:
1) ролевые игры на занятии (инсценирование);
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (занятие-соревнование, занятие-конкурс, занятие-путешествие, занятие - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди, произведи, расскажи и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе занятия (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы по изучению окружающего мира (экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися одного возраста разных групп и школ.
В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для детей этого возраста знаний, необходимых для развития познавательных способностей, для расширения кругозора.
Содержание программы помогает закрепить и дополнить знания учащихся, развить познавательные процессы с помощью игры.
В своей совокупности разделы данной программы должны способствовать развитию у детей внимания, мышления, памяти, творческого воображения, речи, восприятия, воспитанию наблюдательности, обоснованности суждений, умению работать с книгой, доводить начатую работу до конца.
Эта познавательная программа рассчитана на четыре месяца. Занятия проводятся два раза в неделю, по два часа в день. Итого - 64 часа учебного времени.
Набор детей в группу свободный. В группе 12 - 15 человек.
- Челябинск, 2008
- Глава I Теоретические аспекты развития познавательных процессов младших школьников в игре
- 1) Логическое;
- 2) Образное;
- 3) Практическое (наглядно-действенное);
- 1.2 Психологические особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте
- 1.3 Влияние игры на развитие познавательных способностей младших школьников
- Методика организации интеллектуально-познавательных игр
- Для реализации программы необходимы экскурсии на природу, посещение музея, библиотек. Примерное распределение учебного времени по темам
- 2.3.Обобщающий этап
- 1. Абрамова г.С. Возрастная психология: учебное пособие. - м.: Изд. Центр ”Академия”, 1997. - 342 с.
- «Формирование познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта»
- 1. Теоретические аспекты развития познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта
- 1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика школьников с нарушением интеллекта
- 1.2 Психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса
- 1.3 Особенности формирования познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта
- 2. Диагностика уровня развития познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта
- 2.1 Методы диагностики уровня развития познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта
- 2.2 Результаты диагностики уровня развития познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта
- 3. Коррекционная работа по формированию познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта
- 3.1 Моделирование уроков русского языка с использованием приемов развития познавательных интересов младших школьников с нарушением интеллекта
- I. «Выбери три слова» (Игру можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
- II. Игра «Почтальон»
- III. Игра «Шифровальщики»
- IV. Игра «Клички»
- 1. Найди «лишнее слово»
- 2. Детям очень нравятся такие задания, как:
- 3.2 Развитие познавательного интереса к урокам математики младших школьников с нарушением интеллекта средствами использования занимательных дидактических игр
- Глава 1. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников
- Глава 2. Экспериментальное исследование игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников
- Глава 1. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников
- 1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
- 1.2 Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте
- 1.3 Игровые технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста
- Глава 2. Экспериментальное исследование игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников
- 2.1 Диагностика уровней сформированности познавательных интересов младших школьников
- 2.2 Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий
- I. «Выбери три слова» (Игру можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
- II . Игра « Почтальон»
- III . Игра « Шифровальщики»
- IV. Игра « Клички»
- 1. Найди «лишнее слово»
- 2. Детям очень нравятся такие задания, как:
- 2.3 Анализ реализованных мероприятий по развитию познавательных интересов младших школьников