2.7. Новообразования в структуре личности подростка, препятствующие социализации. Аффект неадекватности. Рассогласованность отношений
Как отмечают Н.Ю. Максимова и Е.Л. Милютина (2000), более сложное и генерализованное воздействие на поведение подростка детерминировано наличием феномена «аффект неадекватности». Классическим примером аффекта неадекватности является отказ подростков продолжать решение задач, если они сталкиваются с неуспехом. Их поведение бывает различным: одни прекращают выполнение заданий, ссылаясь на занятость, другие заявляют, что им «надоело складывать дурацкие кубики», третьи проявляют негативные эмоции.
Другим примером аффекта неадекватности в сфере взаимодействия со сверстниками является феномен «неадекватного спокойствия». Так, подросток, занимающий неблагоприятное положение в сфере межличностных отношений (социометрическая проба показывает отсутствие положительных выборов), сообщает психологу о своей дружбе с наиболее популярными одноклассниками, как бы забывая о конфликтах и драках с ними. Если его просят объяснить это противоречие, он истолковывает неприятные эпизоды как случайность либо как проявление плохого характера другого человека.
Другой достаточно серьезной причиной, способствующей нарушению социальной адаптации и формированию нарушений личности у подростка, является так называемая «рассогласованность отношений». Диагностическими признаками этого феномена является неадекватная реакция подростка на неуспех в значимых сферах жизнедеятельности: невозможность выполнить задачи, соответствующие школьной программе, отвержение большинством одноклассников (при этом подросток утверждает, что истинные его друзья находятся в другом месте), неадекватно завышенная или конфликтная самооценка.
Так, субъективные личностные отношения становятся опосредующим звеном между социальными воздействиями и поступками подростка. Сформированные новообразования, эволюционируя и генерализуясь, становятся детерминантами личностных нарушений и одновременно – диагностическими критериями социальной дезадаптации, приводящей к личностным расстройствам.
- Биологические и социально-психологические предпосылки формирования личностных расстройств.
- 2.1. Критерии личностных расстройств
- 2.2. Биологические причины возникновения отклонений в личностном развитии детей и подростков
- 2.3. Причины возникновения отклонений в личностном развитии детей в раннем возрасте
- 2.4. Акселерация и инфантилизм как биологические причины возникновения отклонений в личностном развитии подростков
- 2.5. Нарушения базальной регуляции как основа дисгармонического развития детей и подростков
- 2.6. Новообразования в структуре личности подростка, препятствующие социализации. Смысловой барьер
- 2.7. Новообразования в структуре личности подростка, препятствующие социализации. Аффект неадекватности. Рассогласованность отношений
- 2.8. Социально-психологические причины отклонений в личностном развитии подростков
- 2.9. Реакция группирования как социально-психологическая причина отклонений в личностном развитии подростков
- 2.10. Реакция увлечения как социально-психологическая причина отклонений в личностном развитии подростков
- 2.11. Сексуальное влечение как причина отклонений в личностном развитии подростков
- 2.12. Детские поведенческие реакции как причина отклонений в личностном развитии подростков. Реакция оппозиции и имитации
- 2.14. Социально-психологические факторы формирования личностных расстройств. Виды неправильного воспитания.
- 2.15. Виды гипопротекции и ее роль в формировании личностных расстройств
- 2.16. Виды гиперпротекции и ее роль в формировании личностных расстройств у подростков (доминирующая гиперпротекция)
- 2.17. Виды гиперпротекции и ее роль в формировании личностных расстройств у подростков (потворствующая гиперпротекция)
- 2.18. Эмоциональное отвержение и его роль в формировании личностных расстройств у подростков
- 2.19. Условия жестоких взаимоотношений как фактор формировании личностных расстройств у подростков
- 2.20. Другие виды неправильного воспитания как фактор формировании личностных расстройств у подростков