7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
Представляло интерес выявить особенности структуры самоотношения личности матерей, имеющих больного ребенка, по сравнению с женщинами, воспитывающими здоровых детей.
В качестве исследовательского инструмента была использована методика «Исследование самоотношения» С. Р. Пантелеева: тест-опросник предполагает выявление 9 характеристик, позволяет построить индивидуальный профиль самоотношения и обладгхет высокими диагностическими возможностями (Приложение 1.12).
Анализ полученных результатов по данной методике показал, что при исследовании структуры самоотношения матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта (41 чел.) и здоровых детей (20 чел.) имеется разница по всем шкалам (табл. 28).
Таблица 28 Структура самоотношения матерей опытной и контрольной групп
Шкалы | Средние значения | |
Опытная группа | Контрольная группа | |
Закрытость | 6,7 | 5,7 |
Самоуверенность | 6,4 | 12,0 |
Саморуководство | 5,9 | 8,6 |
Отраженное самоотношение | 7,3 | 6,8 |
Самоценность | 7,7 | 10,0 |
Самопринятие | 7,3 | 8,6 |
Самопривязанность | 5,2 | 6,4 |
Внутренняя конфликтность | 7,4 | 4,7 |
Самообвинение | 5,8 | 3,4 |
В экспериментальной группе по сравнению с контрольной отмечались более высокие значения по 4 шкалам: «внутренняя конфликтность» — в 1,6 раза; «самообвинение» — в 1,7 раза; «закрытость» — в 1,2 раза; «отраженное самоотношение» — в 1,1 раза.
В экспериментальной группе по средним значениям показатели 4 шкал соответствовали значениям выше среднего уровня: «самоценность» (7,7), «внутренняя конфликтность» (7,4), «самопринятие» (7,3) и «отраженное самоотношение» (7,3).
Значения остальных шкал соответствовали среднему уровню.
В контрольной группе по 5 шкалам значения показателей самоотношения были выше, чем в опытной группе, особенно по шкалам «самоуверенность» и «самоценность». Внутри контрольной группы значения показателей 4-х шкал соответствовали высокому уровню: «самоуверенность» (12,0). «самоценность» (10,0), «саморуководство» (8,6) и «самопринятие» (8,6), показатели остальных шкал соответствовали среднему и лишь показатели шкалы «самообвинений» (3,4) — низкому уровню.
Исследование количества матерей, выполнявших тест «Самоотношения», в соответствии с разными уровнями показало, что в обеих группах доминировал по всем шкалам средний уровень (табл. 29), кроме шкал «саморуководство» и «самоуверенность» в контрольной группе, где в 1-м случае преобладал высокий уровень, а во 2-м, в одинаковом числе случаев, — высокий и средний.
В экспериментальной группе по 4 шкалам у более четверти обследованных женщин выявлен высокий уровень следующих показателей: «самоценность» — 36,6%, «отраженное самоотношение»— 34,0%, «самоуверенность»— 27% и «самообвинение» — у 27%. Показатели, соответствующие низкому уровню, наблюдались по 5 шкалам и не более чем у 1-2 человек (табл. 28).
В контрольной группе не отмечалось высоких значений показателей ни у одной обследованной матери по шкалам «внутренняя конфликтность» и «самообвинение», но у 30% и 35% женщин, соответственно, выявлен низкий уровень. По остальным шкалам, кроме шкал «закрытость» и «отраженное самоотношение», у матерей, имеющих здоровых детей, в 25% и выше наблюдались высокие значения показателей.
Табли ца 29 Уровни показателей самоотношения матерей опытной и контрольной групп,%
№ | Шкалы | Уровень опытной группы | Уровень контрольной группы | ||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||
1 | Закрытость | 17,1 | 78,0 | 4,9 | 15,0 | 85,0 | - |
2 | Самоуверенность | 27,0 | 73,0 | - | 50,0 | 50,0 | - |
3 | Саморуководство | 14,8 | 73,0 | 12,2 | 60,0 | 40,0 | - |
4 | Отраженное самоотношение | 34,0 | 66,0 | - | 15,0 | 85,0 | - |
5 | Самоценность | 36,6 | 63,4 | - | 35,0 | 65,0 | - |
6 | Самопринятие | 24,4 | 75,6 | - | 25,0 | 75,0 | - |
7 | Самопривязаность | 9,7 | 83,0 | 7,3 | 25,0 | 60,0 | 15,0 |
8 | Внутренняя конфликтность | 4,9 | 90,2 | 4,9 | - | 70,0 | 30,0 |
9 | Самообвинение | 27,0 | 58,2 | 14,8 | - | 65,0 | 35,0 |
Следовательно, для большинства матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта, характерно наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. У них отмечается тенденция к самокопанию и рефлексии на негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Матери детей-инвалидов ставят себе в вину рождение больного ребенка; в связи с этим они уходят в себя, считают, что отношение к ним и их деятельности вызывает у окружающих людей негативизм и непонимание.
Как экстрапунитивные, так и интрапунитивные реакции в сочетании с невысоким саморуководством при несоответствии образа идеальной модели мира и самого себя могут вылиться у матерей умственно отсталых детей в субъективное ощущение личной и социальной неадекватности. Однако значимым является понимание ими необходимости изменить представление о жизни, себе, потребность увидеть новые возможности в своей жизни, поскольку матери больных детей, хотя и испытывают самоуничижение, о чем свидетельствуют высокие значения по шкалам «внутренняя конфликтность» и «самообвинение», но одновременно с этим у них отмечается и аутосимпатия (высокие показатели по шкалам «отраженное самоотношение»). Эти результаты подтолкнули нас к изучению причин, которые позволяют матерям больных детей не падать духом, а реализовать свой внутренний потенциал в трудной жизненной ситуации.
С этой целью предпринято исследование матерей взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью при помощи методики «Самоактуализация».
Результаты опросника теста «Самоактуализация» выражаются в виде 11 шкал (Приложение 1.13), описывающих разные стороны личности, которые можно представить в виде индивидуальных и усредненных для группы обследованных матерей профилей.
Индивидуальные личностные профили весьма разнообразны. Обобщенный график (гистограмма), представленный на рис. 49, демонстрирует более низкие значения профиля по шкалам 7, 9 и 11. Эти шкалы отражают следующее:
Шкала 7 «Спонтанность». Это свойство, прямо вытекающее из уверенности в себе, внутренней свободы, доверия к окружающим людям. Низкий показатель по этой шкале говорит об обратном — внутренней зажатости, трудности быть естественным, страхе быть неправильно понятым.
Шкала 9 «Аутосимпатия». Низкие показатели говорят о тенденции к невротизму, тревоге, неуверенности в себе.
Шкала 11 «Гибкость в общении». Спад показателей по этой шкале говорит о трудностях в межличностном общении, прежде всего в процессе самораскрытия и самовыражения, об избегании личного общения, неуверенности в своей привлекательности, интересности и т. д.
С определенной долей основания можно предполагать, что гистограмма самоактуализации личности матерей, воспитывающих детей-инвалидов, отражает не только особенности их характера, но и во многом типичную для многих из них жизненную ситуацию. Вместе с тем существует и обратная связь: чем ниже показатели, тем тяжелее переживается характер собственной жизненной ситуации, тем более она воспринимается как бесперспективная и безысходная.
Матери с низкими показателями личностного профиля, как правило, весьма категоричны в оценке своих детей, как в положительном, так и в отрицательном отношении. Их оценка характеризуется ригидностью и фрагментарностью. У них, скорее всего, устанавливаются жесткие симбиотические связи со своими детьми. Описанные личностные свойства и формирующиеся под их влиянием отношения с ребенком могут служить негативным фактором в развитии навыков общения и самостоятельного поведения в сферах «человек — человек» и «человек — предмет».
Проведенные исследования и полученные результаты выявили как общие, так и индивидуально-типологические особенности семейных проблем воспитания молодых инвалидов, и это поможет в разработке психокоррекционных программ, ориентированных и на семейные отношения в целом, и в отдельности на родителей и их детей.
Полученный эмпирический материал и его анализ демонстрирует, что степень проблемности внутрисемейных отношений напрямую не зависит ни от характера заболевания, ни от выраженности интеллектуальной, речевой и поведенческой патологии. Влияние патологического фактора (конечно, до известной степени его выраженности) существенно опосредуется личностными особенностями родителей, особенно матерей, установками, характером семейной психологической атмосферы и рядом других переменных.
Социализация и интеграция лиц с глубоким нарушением интеллекта
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости
- 2.2. Причины умственной отсталости
- 2.3. Патогенез умственной отсталости
- 2.4. Систематика умственной отсталости
- 2.5. Симптомы умственной отсталости
- 2.5.1. Легкая умственная отсталость
- 2.5.2. Умеренная умственная отсталость
- 2.5.3. Тяжелая умственная отсталость
- 2.5.4. Глубокая умственная отсталость
- 2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 2.7. Динамика умственной отсталости
- 2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости
- Глава 3
- 3.1. Формирование представлений об «умственной отсталости» в психолого-педагогических исследованиях
- 3.2. Диагностика сенсорно-перцептивных функций у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.3. Диагностика социального развития детей и подростков с тяжелой и глубокой умственной отсталостью
- 3.3.1. Возрастная группа с 7 до и лет
- 3.3.2. Возрастная группа с 12 до 18 лет
- 3.4. Оценка родителями сформированности социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.5. Диагностика социально-бытовых навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.5.1. Развитие социально-бытовых навыков в условиях дома
- 3.5.2. Развитие социально-бытовых навыков вне дома
- 3.5.3. Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности
- 3.6. Диагностика эмоционального состояния у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.7. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- Глава 4
- 4.1. Значение общения в психическом развитии ребенка
- 4.2. Вербальные и невербальные средства общения
- 4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью
- 4.4. Развитие коммуникативных навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе обучения
- 4.5. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей
- 4.5.1. Развитие способности познавать себя
- 4.5.2. Развитие умения заботиться о себе
- 4.5.3. Развитие способности ориентироваться в окружающем мире и воспринимать его адекватно
- 4.5.4. Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них
- 4.5.5. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращения окружающих
- 4.5.6. Развитие умения воспринимать речь
- 4.5.7. Развитие умения подражать
- 4.5.8. Развитие умения соблюдать очередность в разговоре
- 4.6. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей
- 4.6.1. Система жестов как средство невербального общения
- 4.6.2. Система символов (пиктограмм) как средство невербального общения
- Глава 5
- 5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка
- 5.2. Особенности психосексуального развития детей и подростков с умственной отсталостью
- 5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей
- 5.4. Исследование полоролевой идентификации подростков с умственной отсталостью
- 5.4.1. Результаты рисуночного теста
- 5.4.2. Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (впр)
- 5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
- 5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью
- 5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью
- Глава 6
- 6.1. Стили и типы родительского воспитания
- 6.2. Рождение ребенка с нарушением психического развития как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи
- 6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушением в развитии
- 6.4. Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
- 6.6. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью
- 6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью
- Глава 7
- 7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка
- 7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью
- 7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения
- 7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы
- 7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом
- 7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин у матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 7.7. Исследование уровня эмоциональной напряженности матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- Глава 8
- 8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
- 8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в россии
- 8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью
- 8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта
- 8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями
- 8.4.2. Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями
- Глава 9
- 9.1. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям
- 9.2. Центры дневного пребывания
- 9.2.1. Центр дневного пребывания при специальной (коррекционной) школе
- 9.2.2. Исследование реабилитации умственно отсталых лиц в условиях центра дневного пребывания
- 9.2.3. Центр дневного пребывания в системе социальной защиты
- 9.3. Социальные гостиницы
- 9.4. Социально-реабилитационный центр как модель поддерживаемого проживания интернатного типа
- 9.4.1. Содержание учебно-воспитательной работы в центре
- 9.4.2. Структура центра
- 9.5. Рекомендации по психолого-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью и их родителей в системе поддерживаемого проживания
- 9.5.1. Реабилитационная работа с родителями
- 9.5.2. Организация общения и совместной деятельности родителей с детьми
- 9.5.3. Реабилитационная работа с детьми-инвалидами
- Глава 10
- 10.1. Принципы и формы реабилитации в кемпхильских общинах
- 10.2. Исторический аспект идей общинного проживания в россии
- 10.3. Структура центра социально-психологической реабилитации «деревня светлана»
- 10.4. Ритм жизни в центре «деревня светлана»
- 10.5. Индивидуальные особенности социально-психологической реабилитации молодых людей с нарушением интеллекта, проживающих в центре «деревня светлана»
- 1.2. Методика «Социограмма». Педагогический анализ социального развития людей с множественными нарушениями (форма pac-s/p). На основе третьего издания по X. С. Гюнцбургу
- 1.3. Опросник для родителей:
- 1.5. Анкета для определения эмоционально-поведенческих особенностей
- 1.8. Психологическая автобиография
- 1.9. Методика «Шкала самооценки» (по ч. Д. Спилбергеру, ю. Л. Ханину)
- 1.10. Методика «Семантический дифференциал»
- 1.11. Методика «Незаконченные предложения»
- 1.12. Методика исследования самоотношения (по с. Р. Пантелееву)
- 1.13. Методика «Самоактуализация» (по а. Маслоу)
- 1.14. Анкета 1. «Информированность об инвалидах с психическими нарушениями»
- 2.1. Положение
- 2.2. Положение
- 2.3. Положение
- 1. Здоровье
- 3. Отношения с близкими людьми
- 4. Безопасность
- 5. Включенность в общество (социальная роль и готовность к ее выполнению в общении и взаимодействии с разными группами людей)
- 6. Эмоциональное здоровье