logo search
госы 2 часть

55.Характеристика личности, диагностика и коррекция ее основных компонентов у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений соб­ственных движений. Двигательные нарушения при детском цереб­ральном параличе представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей ранней кор­рекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход форми­рования нервно-психических функций и личности ребенка. При ДЦП имеют место недостатки зрения и слуха, эмоционально-во­левой сферы, поведения, умственной деятельности, речи, свя­занные с ранним органическим поражением головного мозга и определяющие сложную структуру нарушенного психического развития.

Известно также, что дети с церебральным параличом, воспи­тывающиеся многие годы в специальных лечебно-коррекционных и образовательных учреждениях (в специальных детских садах, спе­циальных школах-интернатах, санаториях и т.п.), имеют свое­образные эмоционально-личностные особенности депривационного генеза. Эти нарушения рассматриваются как вторичные, ослож­няющие первичный дефект.

Таким образом, у детей с церебральным параличом имеет ме­сто не только замедленный, но и часто неравномерный темп пси­хического развития с диспропорциональностью в формировании отдельных психических функций, что дает основание говорить о своеобразной дизонтогении психического развития церебрально-органического генеза, которая включает следующие основные варианты:

- локальный дизонтогенез отдельных высших психических функ­ций (речи, пространственных представлений, различных видов гнозиса, праксиса, внимания, памяти и др.);

- нарушения умственной работоспособности;

- нарушения произвольной регуляции психической деятель­ности;

- специфическую задержку психического развития, при кото­рой имеет место сочетание представленных выше нарушений со стойко ограниченным запасом знаний и представлений об окружа­ющем и специфическими особенностями мыслительной деятель­ности, обуславливающими замедленное усвоение нового материала.

Определенную роль в степени выраженности указанных нару­шений играют ошибки воспитания детей с церебральным пара­личом в семье. Чаще всего родители воспитывают детей по типу гиперопеки, в результате чего у ребенка слабо формируется мо-тивационная основа психической деятельности, произвольность и адекватная самооценка. Эти дети избегают интеллектуального напряжения и при малейшем утомлении отказываются от выпол­нения заданий. У них обычно церебрастенический синдром соче­тается с астеноадинамическим. Такой ребенок малоактивен при выполнении любых заданий, он медленно включается в выполне­ние задания и требует постоянной стимуляции для его заверше­ния. Все мыслительные процессы у него резко замедлены.

Для детей с церебральным параличом характерны также нару­шения формирования эмоционально-волевой сферы и поведения, которые особенно выражены при гиперкинетической и атониче­ски-астатической формах ДЦП.

Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего прояв­ляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости в соче­тании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, об­щей гиперэстезией, повышенной истощаемостью нервной систе­мы. У детей первых лет жизни часто наблюдаются стойкие нару­шения сна (трудности засыпания, частые пробуждения, беспо­койство в ночное время).

Аффективное возбуждение может возникать даже под влияни­ем обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

В дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатли­тельностью, склонностью к страхам, причем у одних преоблада­ют повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других — робость, застенчи­вость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повы­шенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональ­ных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остано­виться, и эмоции приобретают как бы насильственный характер. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении. Эмоциональные рас­стройства доминируют среди других проявлений, вызывающих трудности адаптации, характерные для этих детей, особенно в раннем возрасте.

Кроме повышенной эмоциональной возбудимости могут на­блюдаться состояния полного безразличия, равнодушия, безуча­стности (апатико-абулический синдром). Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория), отмечается при поражениях лобных долей мозга. Воз­можны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость во­левого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость, возникновение катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях.

Среди вариантов аномального развития личности при церебраль­ных параличах наиболее часто отмечается задержанное развитие по типу психического инфантилизма. В основе психического инфанти­лизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоцио­нально-волевой сфер при преобладающей незрелости последней. Основной признак инфантилизма — недоразвитие произвольной ре­гуляции поведения и других форм произвольной деятельности (выс­ших психических функций). В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, сиюминутными желаниями. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива. В интеллектуальной деятельности также выражено преобладание эмоций удовольствия, собственно интеллектуальные интересы развиты слабо.

В основе формирования личности по типу психического ин­фантилизма лежит нарушение созревания лобных отделов коры головного мозга. К дополнительным условиям развития этого типа личности относятся неправильное воспитание, ограничение дея­тельности и общения, обусловленное не только двигательной и речевой недостаточностью, но и гиперопекой.

Инфантилизм сохраняется нередко и в старшем школьном воз­расте, проявляясь в виде повышенного интереса к детским иг­рам, слабости волевых усилий, недостаточной целенаправленно­сти интеллектуальной деятельности, повышенной внушаемости.

Кроме того, для детей с церебральным параличом характерен так называемый невропатический вариант психического инфан­тилизма. Основные характеристики этих детей включают: несамо­стоятельность, повышенную внушаемость, пугливость, неуверен­ность в своих силах, чрезмерную зависимость от матери, трудно­сти адаптации к новым условиям.