4. Понятие «обучение»: сущность, структура, движущие силы процесса обучения.
Обучение – целенаправленный процесс овладения людьми знаниями, навыками и умениями с учётом требований современной жизни и деятельности.
Процесс обучения – это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два компонента этого процесса — преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение — как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Теорию образования и обучения разрабатывает дидактика – отрасль педагогики. В истории дидактики имеется 2 взгляда на цели обучения:
формальное образование, целью является развитие мышления, памяти и других способностей личности;
материальное образование, целью является усвоение основ наук, формирование конкретных, нужных в жизни знаний.
Перечень целей в познавательной группе, имеющей первостепенное значение в освоении знаний и развитии интеллектуальных умений:
знание: ученик знает факты, терминологию, теории, методы, принципы;
понимание: ученик объясняет связи между явлениями, преобразует материал, описывает следствия, вытекающие из данных;
применение: ученик использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях, отличных от данных первоначально;
анализ: ученик выделяет скрытые предположения, существенные признаки, логику рассуждения;
синтез: ученик пишет сочинение, делает план эксперимента, решает проблемы с опорой на знания из разных областей.
Сущность процесса обучения – стимулирование и организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов.
Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двусторонний:
преподавание (деятельность учения);
учение (деятельность ученика).
Компоненты процесса обучения:
мотивация учащихся;
алгоритм функционирования (учебно-познавательная деятельность ученика);
алгоритм управления (деятельность преподавателя по управлению учением).
Функции процесса обучения:
образовательная: формирование знаний, умений, навыков;
развивающая: обучение ведёт за собой развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер личности;
воспитывающая - формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения.
побудительная;
организаторская.
Признаки современного обучения: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителей и учащихся (сотрудничество); 3) педагогическое руководство; 4) планомерная специальная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитанием учащихся.
Движущая сила учения — борьба противоречий. Главные из них - между тем, что ученик уже знает, и тем, что ему хочется (следует) узнать; тем, как он мыслит, и тем, как ему следует научиться мыслить; тем, как он действует, и тем, как необходимо действовать и т. д.
- 1. Предмет педагогики, ее задачи и место в системе гуманитарных наук.
- 1. Педагогика как наука, ее функции, задачи, предмет, объект
- 2. Понятие «образование»: сущность и социально-педагогические функции.
- 3. Понятие «воспитание»: сущность и его цели. Гуманистическая направленность воспитания в современной Российской педагогике.
- 4. Понятие «обучение»: сущность, структура, движущие силы процесса обучения.
- 5. Понятие «непрерывное образование»: его сущность, социальная и личностная значимость.
- 6. Понятие «самообразование»: сущность, место и роль в процессе непрерывного образования человека.
- 7. Инновации в современном образовании: истоки, сущность, проблемы.
- 8. Закон рф «Об образовании» (1996) о демократизации и гуманизации образования.
- 9. Федеральная целевая программа развития образования в России на 2006-2010 годы, основные направления обновления образования.
- 10. Социально-педагогический идеал личности и его конкретно-историческое воплощение.
- 11. Объективные факторы, обуславливающие развитие и формирование личности.
- 12. Деятельность как средство и условие развития и воспитания личности.
- 13. Современные социальные требования к личности и деятельности педагога.
- 14. Функции педагога в целостном учебно-воспитательном процессе.
- 15. Сущность, цели и структура процесса воспитания.
- 16. Закономерности и принципы воспитания.
- 45. Система принципов воспитания
- 17. Сущность нравственного воспитания и его проблемы в современных условиях.
- 19. Национальная доктрина образования в рф 2000 г. О целях воспитания.
- 20. Воспитание как целенаправленный процесс социализации личности: объективные факторы, обуславливающие социализацию.
- 21. Воспитание ребенка в семье.
- 22. Конвенция оон о правах ребенка и ее реализация в современных условиях.
- Конвенция о правах ребенка
- 23. Воспитание гражданина в педагогических трудах в.А.Сухомлинского.
- Психолого-педагогические основы самовоспитания. Сущность, виды, мотивы.
- Характеристика процесса самовоспитания. Ведущие методы и средства.
- 25. Девиантное поведение несовершеннолетних: его профилактика и коррекция.
- 25. Девиантное поведение несовершеннолетних: его профилактика и коррекция.
- 26. Личносто-ориентированный подход к детям в процессе воспитания.
- 26. Личностно-ориентированный подход в воспитании.
- 27. Основные идеи педагогической концепции а.С. Макаренко: современна ли она?
- 29. Методы воспитания
- 30. Эстетическое воспитание детей.
- 31. Дидактические принципы и их реализация в процессе обучения.
- 32. Методы обучения: сущность, педагогические функции, классификация.
- 33. Игра как форма и метод обучения.
- 35. Современные информационные технологии в обучении.
- 36. Учёт возрастных особенностей детей в процессе обучения.
- 37. Принцип природосообразности обучения.
- 38. Частично-поисковые и исследовательские методы обучения.
- 3. Проблемный метод (проблемное изложение).
- 39. Анализ конкретных ситуаций как метод обучения.
- 40. Содержание образования и основные тенденции его развития в XXI веке.
- 40. ( По версии КонанчукС.В.)