5. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
Образование включает в себя как процесс обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов, так и самообразование. Образованный человек – это личность, способная мыслить логически, обладающая определенным уровнем интеллекта, стремлением к самообразованию, позволяющим восстанавливать недостающие звенья в системе знаний и повышать свой уровень развития. Образование необходимо для реализации потребности общества в развитых, образованных людях. Оно осуществляется путем обучения в образовательных и специальных учебных заведениях. Эта система имеет ряд подсистем, каждая из которых имеет определенные цели и содержание, формы и методы обучения.
Цели образования:
1) жизнеобеспечение общества в конкретных исторических условиях;
2) развитие его производительных сил, общей культуры и цивилизованности;
3) укрепление гражданского статуса отношений и морально-трудовых устоев членов общества. Учебный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве.
Детей необходимо приучить к активной мыслительной деятельности, к самостоятельности мышления именно эти качества помогут им заменять неактуальные знания актуальными.
Обучение – одно из главных составляющих целостного педагогического процесса наряду с воспитанием и развитием. В начале XX в. в понятие обучения стали включать два основных компонента: преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение – как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.
Современные требования таковы, что школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
1) двусторонний характер
2) совместная деятельность ученика и учителя
3) руководство со стороны учителя;
4) специальная планомерная организация и управление;
5) целостность и единство;
6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
7) управление развитием и воспитанием учащихся
- 1. Профессиональная деятельность и личность педагога
- 2. Общая и профессиональная культура педагога
- 3. Профессионально-личностное становление и развитие педагога
- 4. Педагогика как наука, ее объект и предмет
- 5. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
- 6. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
- 7. Структура педагогической науки
- 4) Производственная педагогика
- 8. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
- 9. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Педагогика и другие науки
- 10. Понятие методологии педагогической науки.
- 11.Научные исследования в педагогике.
- 12. Методы и логика педагогического исследования.
- 13.Сущность образовательного процесса.
- 14.Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
- 15.Закономерности и принципы обучения.
- 16.Анализ современных дидактических концепций.
- 17.Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
- 18.Целостность учебно-воспитательного процесса
- 19. Двусторонний и личностный характер обучения.
- 20.Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- 21.Государственный образовательный стандарт
- 22.Методы и средства обучения.
- 23.Современные модели организации обучения.
- 24.Типология и многообразие образовательных учреждений.
- 25.Авторские школы.
- 26. Инновационные образовательные процессы.
- 27. Сущность воспитания.
- 28. Место воспитания в целостной структуре образовательного процесса.
- 29.Движущие силы и логика воспитательного процесса.
- 30.Базовые теории воспитания и развития личности.
- 32.Система форм и методов воспитания.
- 33.Педагогическое взаимодействие в воспитании.
- 34. Понятие о воспитательных системах.
- 1. Совокупность педагогических целей, выраженная в исходной концепции.
- 35.Коллектив как объект и субъект воспитания.
- 36. Национальное своеобразие воспитания.
- 37.Возникновение воспитания и обучения в первобытном обществе.
- 38. Образование в древнейших государствах.
- 39. Становление педагогических традиций в Античном мире.
- 40. Развитие педагогических традиций христианских цивилизаций.
- 41. Воспитание и система образования в эпоху Возрождения.
- 42. Я.А.Коменский – основоположник педагогической науки
- 43. Педагогика и школа Западной Европы в эпоху Просвещения.
- 44. Век Просвещения в России.
- 45. Педагогическая система швейцарского педагога и.Г.Песталоцци.
- 46. Классики немецкой педагогики.
- 47. К.Д. Ушинский – основоположник педагогической науки в России. Педагогика России XIX века.
- 48. Педагогика России конца XIX–нач.XX.Вв (п.Ф.Каптерев, в.В.Розанов,к.Вентцель).
- 49. Зарубежная гуманистическая педагогика: основные направления.
- 50. Отечественная педагогика XX-нач.XXI века.