2.4. Акселерация и инфантилизм как биологические причины возникновения отклонений в личностном развитии подростков
Среди биологических факторов, играющих роль в становлении личностных расстройств у подростков, внимание исследователей в последней трети XX в. привлекли акселерация и инфантилизм.
Акселерация наиболее ярко выступает в подростковом возрасте. В 1960 – 1970-х гг. московские подростки в 15 лет оказались выше ростом своих ровесников в 1927 г.: мальчики в среднем на 10 см, а девочки – на 6 см. Одним из признаков завершения физического созревания является, как известно, прекращение роста. У акселерированных юношей рост стал заканчиваться к 17 – 19 годам вместо 23 – 25 лет в прошлом, а у девушек – к 16 – 17 годам вместо 21 – 23 лет, как прежде. Ускорилось и половое созревание – месячные у девочек стали начинаться на год-полтора раньше.
Тем не менее, взаимоотношения физической акселерации и развития личности очень непросты. Какие-то стороны психического развития не претерпевают ускорения. У акселерированных подростков нередко еще долго сохраняются некоторые детские черты, причудливо переплетающиеся с интересами взрослых людей. Слишком велика обычно бывает эмоциональная неустойчивость, податливость случайным влияниям. Большинство юношей и девушек в возрасте 15 – 16 лет по своему физическому, в том числе и сексуальному, развитию в 1960 – 1970-х гг. соответствовало 18 – 19-летним в 1920 – 1930-х гг. Однако их социальный статус остался прежним. Возникла диспропорция между акселерацией физического развития и социальным статусом, между физическим развитием и некоторыми сторонами социального созревания.
Другая диспропорция возникает внутри одной возрастной когорты подростков. В одном и том же возрасте (например, у восьмиклассников в 14 лет) у одних половое созревание еще только начинается, у других оно в самом разгаре, у третьих – уже завершено. Подростки с задержкой полового созревания или с чрезмерным его ускорением оказываются в менее выгодном среди сверстников положении.
Инфантилизм в виде отставания в физическом развитии и психосоциальном созревании остается достаточно распространенным явлением и в эпоху акселерации. Среди подростков-правонарушителей и среди направляемых в связи с трудным поведением в специальные учебные заведения инфантилизм обнаружен в 17 % (М.И. Буянов). Инфантильные подростки в группе сверстников оказываются в нелегком положении: они испытывают трудности в контактах, их отвергают, они чувствуют себя отщепенцами. Часть из них тянется к малышам, другие становятся правонарушителями. В основе асоциального поведения – детские реакции оппозиции развитым и «ярким», с их точки зрения, подросткам, проявления компенсации и гиперкомпенсации. По мнению исследователей, при акселерации больше страдают девочки, а при инфантилизме – мальчики. Все эти диспропорции могут быть факторами, способствующими личностным расстройствам.
- Биологические и социально-психологические предпосылки формирования личностных расстройств.
- 2.1. Критерии личностных расстройств
- 2.2. Биологические причины возникновения отклонений в личностном развитии детей и подростков
- 2.3. Причины возникновения отклонений в личностном развитии детей в раннем возрасте
- 2.4. Акселерация и инфантилизм как биологические причины возникновения отклонений в личностном развитии подростков
- 2.5. Нарушения базальной регуляции как основа дисгармонического развития детей и подростков
- 2.6. Новообразования в структуре личности подростка, препятствующие социализации. Смысловой барьер
- 2.7. Новообразования в структуре личности подростка, препятствующие социализации. Аффект неадекватности. Рассогласованность отношений
- 2.8. Социально-психологические причины отклонений в личностном развитии подростков
- 2.9. Реакция группирования как социально-психологическая причина отклонений в личностном развитии подростков
- 2.10. Реакция увлечения как социально-психологическая причина отклонений в личностном развитии подростков
- 2.11. Сексуальное влечение как причина отклонений в личностном развитии подростков
- 2.12. Детские поведенческие реакции как причина отклонений в личностном развитии подростков. Реакция оппозиции и имитации
- 2.14. Социально-психологические факторы формирования личностных расстройств. Виды неправильного воспитания.
- 2.15. Виды гипопротекции и ее роль в формировании личностных расстройств
- 2.16. Виды гиперпротекции и ее роль в формировании личностных расстройств у подростков (доминирующая гиперпротекция)
- 2.17. Виды гиперпротекции и ее роль в формировании личностных расстройств у подростков (потворствующая гиперпротекция)
- 2.18. Эмоциональное отвержение и его роль в формировании личностных расстройств у подростков
- 2.19. Условия жестоких взаимоотношений как фактор формировании личностных расстройств у подростков
- 2.20. Другие виды неправильного воспитания как фактор формировании личностных расстройств у подростков