60.Направления психологической работы с аутичными детьми III группы по классификации к.С.Лебединской и о.С.Никольской.
Дети третьей группы часто производят впечатление "сверхобщительных". Это дети, поглощенные одними и теми же занятиями и интересами, много и хорошо говорят, но обращаются при этом к абстрактному собеседнику. Им не нужна обратная связь, они редко заботятся о том, чтобы быть понятыми.
Такие дети уже могут поставить себе цель и добиваться ее всеми доступными им способами. Но приспособить свои потребности к меняющимся обстоятельствам они, как правило, не умеют. В отличие от детей третьей группы ребенок второй группы на невозможность добиться цели скорее всего отреагирует бурной эмоциональной вспышкой, а не длительными попытками добиться своего.
Дети, входящие в третью группу, не умеют слушать и не заинтересованы в обмене информацией. Они, как правило, имеют богатый словарный запас и хорошо развитую речь, которая у них по большей части остается монологичной. Обычно у таких детей речь является основным способом аутостимуляции, похожа на скороговорку. У них также высок уровень социальной наивности. Часто наблюдается отказ от обучения.
Их активный негативизм, как правило, связан с прежним травматичным опытом, с нежеланием вновь почувствовать свою несостоятельность. Эти дети очень часто перекладывают на близких ответственность за свои неудачи. Это напоминает поведение невротичного ребенка, но в случае аутизма имеет более разрушительные последствия, так как он, с одной стороны, острее чувствует и переживает ситуацию, с другой стороны - выражает свои переживания менее адекватно, втягивая окружающих (в первую очередь, членов семьи) в неадекватное аффективное взаимодействие.
Кроме того, у аутичного ребенка гораздо чаще, чем у невротичного, возникает повод для проявления недовольства. Агрессия обычно выражается вербально, ребенок не заглушает неприятные впечатления, а стимулирует себя ими. Любит говорить о том, что имеет для него негативную окраску. Дети этой группы нередко вызывают агрессию у окружающих, которые воспринимают их как плохо воспитанных детей, не учитывая, а скорее не замечая их аутичной специфики.
Такие дети негативно реагируют на попытки организовать их извне. Если взрослый эмоционально реагирует на их негативные проявления, эти проявления закрепляются в их поведении. Ребенку необходимо испытывать острые ощущения, связанные с яркой реакцией взрослого. Речь активно используется для таких ощущений, ребенок провоцирует близких, говоря на "запретные" темы. Только отсутствие у взрослого реакции на провокации подобного рода способно изменить ситуацию, эмоционально выраженный запрет лишь закрепляет нежелательные проявления.
Психологическая коррекция направлена, прежде всего, на преодоление негативизма и установление контакта с аугичным ребенком, преодоление у него сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии. При этом, одной из главных задач психологической коррекции является преимущественная ориентация на сохранные резервы аффективной сферы с целью достижения общего расслабления, снятия патологического напряжения, уменьшения тревоги и страхов с одновременным увеличением произвольной активности ребенка. С этой целью используются различные приемы аутотренинга и оперантной регуляции поведения. Отечественные психологи подчеркивают важность при проведении этой работы ориентироваться на представленную структуру уровней эмоциональной регуляции (В.В. Лебединский, О.С.Никольская и др.). Важной задачей психокоррекционной работы является развитие у ребенка доступных ему способов аффективной адаптации к своему окружению, используя комплексный подход к организации его аффективной жизни и нормализуя его взаимодействие прежде всего, с близкими для него людьми. Вся коррекционная работа проводится поэтапно, при этом первостепенной задачей является установление эмоционального контакта с ребенком, развитие его эмоционального взаимодействия с внешним миром. При установлении контакта с ребенком особенно важно избегать всякого, даже минимального давления на него, а в раде случаев и просто прямого обращения к нему. Контакт, прежде всего, устанавливается и поддерживается в рамках интереса и активности самого ребенка, этот контакт должен вызывать у него положительные эмоции, важно, чтобы ребенок почувствовал, что с партнером ему лучше и интереснее, чем одному. Специфика работы по установлению контакта дифференцируется в зависимости от состояния ребенка. Важно очень постепенно увеличивать продолжительность аффективных контактов. Разработаны методы дифференцированной психологической и педагогической работы с аутичными детьми (К.С.Лебединская, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.МЛиблинг, Т.И.Морозова, Р.К.Ульянова).
Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями общения имеет комплексный характер и включает медикаментозную, психологическую и педагогическую коррекцию. Важное значение имеет медикаментозное лечение, которое проводится строго дифференцирование, с учетом медицинского диагноза и преобладающих психомоторных нарушений. Основную группу детей с нарушениями общения составляют дети с ранним детским аутизмом (РДА). При лечении детей с РДА важно проведение дифференциальной диагностики между проявлениями аутизма как аномалии развития и как синдрома шизофренического процесса.
- Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с умственной отсталостью на этапе дошкольного детства.
- Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с умственной отсталостью на этапе дошкольного детства.
- 3.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с умственной отсталостью на этапе дошкольного детства.
- 4.Характеристика общения и деятельности (игра), их диагностика и коррекция у детей с умственной отсталостью на этапе дошкольного детства.
- 5.Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с умственной отсталостью на этапе школьного детства.
- 6.Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с умственной отсталостью на этапе школьного детства.
- 7.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с умственной отсталостью на этапе школьного детства.
- 8.Характеристика личности, диагностика и коррекция ее основных компонентов у детей с умственной отсталостью.
- 9.Характеристика общения и деятельности (учебная деятельность), их диагностика и коррекция у детей с умственной отсталостью на этапе школьного детства.
- 10.Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с задержкой психического развития на этапе дошкольного детства.
- 11.Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с задержкой психического развития на этапе дошкольного детства.
- 12.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с задержкой психического развития на этапе дошкольного детства.
- 13. Характеристика общения и деятельности (игра), их диагностика и коррекция у детей с задержкой психического развития на этапе дошкольного детства.
- 14.Психологическая готовность к обучению в школе, её диагностика и коррекция у детей с задержкой психического развития.
- 15.Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с задержкой психического развития на этапе школьного детства.
- 16.Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с задержкой психического развития на этапе школьного детства.
- 17.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с задержкой психического развития на этапе школьного детства.
- 18.Характеристика личности, диагностика и коррекция ее основных компонентов у детей с задержкой психического развития.
- 19.Характеристика общения и деятельности (учебная деятельность), их диагностика и коррекция у детей с задержкой психического развития на этапе школьного детства.
- 20.Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями речи на этапе дошкольного детства.
- 21.Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями речи на этапе дошкольного детства.
- 22.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями речи на этапе дошкольного детства.
- 23.Характеристика общения и деятельности (игра), их диагностика и коррекция у детей с нарушениями речи на этапе дошкольного детства.
- 24.Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями речи на этапе школьного детства.
- 25.Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями речи на этапе школьного детства.
- 26.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями речи на этапе школьного детства.
- 27.Характеристика личности, диагностика и коррекция ее основных компонентов у детей с нарушениями речи.
- 29.Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями слуха на этапе дошкольного детства.
- 30. Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями слуха на этапе дошкольного детства.
- 31.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями слуха на этапе дошкольного детства.
- 32.Характеристика общения и деятельности (игра), их диагностика и коррекция у детей с нарушениями слуха на этапе дошкольного детства.
- 33.Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями слуха на этапе школьного детства.
- 34.Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями слуха на этапе школьного детства.
- 35.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями слуха на этапе школьного детства.
- 36.Характеристика личности, диагностика и коррекция ее основных компонентов у детей с нарушениями слуха.
- 37.Характеристика общения и деятельности (учебная деятельность), их диагностика и коррекция у детей с нарушениями слуха на этапе школьного детства.
- 38.Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями зрения на этапе дошкольного детства.
- 39.Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями зрения на этапе дошкольного детства.
- 40.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями зрения на этапе дошкольного детства.
- 41.Характеристика личности, диагностика и коррекция ее основных компонентов у детей с нарушениями зрения.
- 42.Характеристика общения и деятельности (учебная деятельность), их диагностика и коррекция у детей с нарушениями зрения на этапе дошкольного детства.
- 43.Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями зрения на этапе школьного детства.
- 44.Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями зрения на этапе школьного детства.
- 45.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями зрения на этапе школьного детства.
- 46.Характеристика личности, диагностика и коррекция ее основных компонентов у детей с нарушениями зрения.
- 47. Характеристика общения и деятельности (учебная деятельность), их диагностика и коррекция у детей с нарушениями зрения на этапе школьного детства.
- 48.Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на этапе дошкольного детства.
- 49.Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на этапе дошкольного детства.
- 50.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на этапе дошкольного детства.
- 51.Характеристика общения и деятельности (игра), их диагностика и коррекция у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на этапе дошкольного детства.
- 52.Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на этапе школьного детства.
- 53.Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на этапе школьного детства.
- 54.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на этапе школьного детства.
- 55.Характеристика личности, диагностика и коррекция ее основных компонентов у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- 57.Характеристика двигательной сферы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, её коррекция.
- 58.Направления психологической работы с аутичными детьми I группы по классификации к.С.Лебединской и о.С.Никольской.
- 59. Направления психологической работы с аутичными детьми II группы по классификации к.С.Лебединской и о.С.Никольской.
- 60.Направления психологической работы с аутичными детьми III группы по классификации к.С.Лебединской и о.С.Никольской.
- 61.Направления психологической работы с аутичными детьми IV группы по классификации к.С.Лебединской и о.С.Никольской.
- 62.Характеристика познавательной сферы детей со сложными нарушениями в развитии, диагностика и коррекция познавательной сферы.
- 63.Характеристика личности, взаимодействия и поведения детей со сложными нарушениями в развитии, диагностика и коррекция.