Заключение к «кораблю дураков»
На этом кончается «Корабль дураков», Который ради пользы, благого поучения, увещевания и поощрения мудрости, здравомыслия и добрых нравов, а также ради искоренения глупости, слепоты и дурацких предрассудков и во имя исправления рода человеческого — с исключительным тщанием, рачительностью и трудолюбием создан Себастианом Брантом, доктором обоих прав, и отпечатан в Базеле на масленой неделе, именуемой «Ярмаркой дураков», в лето тысяча четыреста девяносто четвертое от рождества Христова.
[1] Исав ненавидел своего брата-близнеца Иакова, который обманом получил благословение отца, причитавшееся Исаву. Иакову пришлось бежать на чужбину от гнева брата (Библия, «Книга Бытия»).
[2] Сыны Иакова завидовали своему младшему брату Иосифу, любимцу отца, и продали его в рабство в Египет (Библия, «Книга Бытия»)
[3] Фиест — Согласно греческой мифологии, Фиест соблазнил жену своего брата Атрея и попытался отнять у него власть, после чего был им изгнан. Это послужило началом непримиримой вражды между Фиестом и Атреем, изобиловавшей страшными и трагическими эпизодами. Вражда продолжалась до смерти обоих братьев, и жертвами ее оказались многие из детей.
[4] Цуоста — предположительно, врач того времени.
[5] Марк Сальвий Отон (32—69 гг. н. э.) был римским императором очень короткое время в конце своей жизни (69 г. н. э.). Купания в молоке ослицы приписываются его первой жене Поппее Сабине, ставшей затем женой императора Нерона (ум. в 68 г. н. э.)
[6] Гейделъбергская обезьяна — скульптурное изображение обезьяны на старом мосту через Неккар в Гейдельберге. Изображение обезьяны является символическим изображением дурака
[7] Пигмалион — в греческой мифологии легендарный царь Кипра, замечательный скульптор, который влюбился в сделанную им самим статую. Богиня Афродита оживила эту статую, и она стала женой Пигмалиона.
[8] Богатые есть ордена!— Брант имеет здесь в виду так называемые «нищенствующие» ордена (главные из них — францисканский и доминиканский), возникшие в первую половину XIII века, в разгар борьбы с ересями. На заре существования этих орденов их члены вели исключительно бродячий образ жизни и собирали подаяние и дары на церковь, проповедуя «евангельскую бедность». Впоследствии эти ордена непомерно разбогатели.
[9] От века продавцы реликвий народ обманывать привыкли.— Вполне реальная бытовая сцена. Продажа поддельных реликвий подобного рода была широко распространена.
[10] Наш город Базель... их плутней служит средоточьем...— Вблизи Базеля находилось во времена Бранта большое поселение бродяг и нищих, настоящее государство, со своими законами, обычаями и вольностями.
[11] К святому их везет в Сантьяг .— Имеется в виду город Сантьяго-де-Компостела в Испании — одно из «святых» мест католической церкви, куда из Германии в XV — XVI веках обычно направлялось много паломников. По преданию, там находились мощи святого Иакова.
[12] Риволъское, эльзасское — сладкие вина, которые высоко ценились в эпоху Бранта.
[13] Марсий — фригийское божество, спутник бога Диониса. Согласно мифу, он нашел флейту, брошенную богиней Афиной, и вызвал на состязание самого бога Аполлона с его кифарой. Разгневанный дерзостью Марсия, Аполлон после победы над ним содрал с него кожу. Вместо слова «флейта» Брант обыгрывает слово «дудка», которая является одной из обычных принадлежностей традиционного шута или дурака.
[14] Нимрод был внуком Хама, проклятого Ноем. В Библии о Нимроде говорится, что «он был сильный зверолов перед господом» («Книга Бытия», X. 9).
[15] Губерт и Евстахий.— Святой Губерт (ум. в 728 г.), епископ Льежский, считался покровителем охотников. По преданию, в молодости он сам был страстным охотником, пока однажды в лесу ему не было видения: олень с золотым крестом между рогами. Это заставило его покаяться и посвятить себя богу. Эта легенда первоначально рассказывалась о святом Евстахий (жил во II в.) и только в XV веке была отнесена к Губерту.
[16] Господин фон Бруннедрат.— Имя происходит от названия города Прунтрут, или франц. совр. Поррантрюи. Во времена Бранта это было одно из владений епископа Базельского. Брант намекает на то, что этот город во время так называемых бургундских войн выступил на стороне бургундского герцога Карла Смелого против французского короля Людовика XI. Этим он предал большинство швейцарских городов, которые были на стороне Людовика, так как бургундский герцог угрожал их независимости. В решающей битве под Муртеном (1476 г.) швейцарцы разбили бургундца и его союзников. После этой битвы в обоих лагерях много солдат было произведено в рыцари.
[17] Гинц и Кунц — Сочетание этих двух распространенных в средние века немецких имен употреблялось в значении «всякий», «представитель простонародья» обычно с уничижительным оттенком.
[18] Кревинкель — название вымышленной деревни, символ захудалости и незнатности происхождения. Впоследствии слово «Кревинкель» стало в немецком языке условно обозначать место, в котором живут узколобые, ограниченные бюргеры, глубокие провинциалы.
[19] Напомнить, что сказал Вергилий...— Ниже Брант излагает содержание стихотворения «Об игре», которое ошибочно приписывалось Вергилию
[20] Коеда б сказал... всю истину пророк Иона... не знал бы, он такой порухи...— То есть: если бы пророк Иона послушался бога и пошел бы проповедовать в грешный город Ниневию, он не был бы в наказание проглочен китом, как сказано об этом в Библии
[21] Пророк Илия, согласно Библии, бесстрашно возвещал грешникам волю бога и был вознесен живым на небо
[22] Монтефъясконе — итальянский город, который славился своим вином
[23] Мы много сказочных созданий встречали на путях скитаний...— Здесь и далее Браит пересказывает эпизоды из «Одиссеи» Гомера, сопоставляя странствования и приключения ее главного героя с путешествием дураков в вымышленную страну Глупландию (Наррагонию).
[24] «Гаудеамусъ (л а т.) — начало известного в средние века анонимного латинского стихотворения, распространенного в среде бродячих клириков и школяров (студентов). Стихотворение воспевает радости жизни. Некоторые его строфы вошли в студенческую песню, которая дожила до нащих дней.
[25] О застольном невежестве».— Эта сатира примыкает к популярным во времена Бранта сборникам правил поведения за столом, большей частью стихотворным. Впервые такой сборник появился в Германии в начале XIII в. В конце XV — начале XVI в. многие писатели, наряду с Брантом, резко выступали против крайней грубости и распущенности, которые царили среди немецкого общества того времени.
[26] Как та злосчастная невеста...— Эта история о невесте заимствована из старинного немецкого стихотворения, которое дошло до нас в собрании стихов и прозы XIII — XIV вв. «Лидерзаль» (Licdersaal), составленном германистом Иозефом Ласбергом в 1820—1825 гг.
[27]А чтобы вы мудрее были, поможет вам мой друг Вергилий —В этой последней главе Брант вольно излагает содержание приписывавшегося Вергилию стихотворения «Мудрец».
- Sebastianа brant
- Предисловие
- О бесполезных книгах
- О стяжательстве
- О новых модах
- Дурачки-старички
- О воспитании детей
- О тех, кто сеет раздоры
- О дурных манерах
- Об истинной дружбе
- Об опрометчивых дураках
- О волокитстве
- Бражники-гуляки
- О слугах двух господ
- О болтунах
- Других обличают — себя прощают
- О бесполезном учении
- О берущих взаймы
- Завтра, завтра — не сегодня
- О караульщиках своих жен
- О прелюбодеянии
- Глупец останется глупцом
- О безрассудном гневе
- Самовольство и самонадеянность
- О непослушных больных
- О соблазнах глупости
- Мало ли что болтают
- Шум в церкви
- О дураках, облеченных властью
- Корабль ремесленников
- О дурном родительском примере
- О наслаждениях
- О тех, кто женится на деньгах
- О зависти и злобе
- О врачах-шарлатанах
- О самовлюбленности
- О танцах
- Ночные похождения
- О нищенстве
- На плутни нищих-пройдисветов!
- О злых женах
- Об астрологии
- О глупцах, не признающих себя глупцами
- О сутяжничестве
- О бесполезности охоты
- О хвастовстве
- Об игроках
- О подхалимстве
- О наушничестве
- О фальши и надувательстве
- О замалчивании правды
- Корабль бездельников
- О застольном невежестве[25]
- Извинение поэта
- Заключение к «кораблю дураков»