37.Зрелость как вершина жизненного пути личности.
Зрелая душа разобралась уже с вопросами успеха и власти и достигла той точки, когда она начинает открываться эмоциям. Зрелые души менее эгоистичны и больше ориентируются на окружающих. Но они не открываются всему миру в целом, а начинают с близких и родных, полагая эти отношения более важными, чем успех или карьера.
Зрелые души чувствуют свою связь с окружающими, отождествляя себя с ними и рассматривая их как свои отражения. Это качество дает зрелым душам ауру искренности, отличающую их от других возрастов. Самая большая обида для зрелой души -- это когда ей делают что-то такое, чего она сама другому человеку не сделала бы. Зрелые души менее воинственны, чем юные, потому что они видят в окружающих себя. Часто, однако, их жизнь проходит в эмоциональных метаниях и терзаниях, так как они стараются раскрыться эмоционально. Именно у зрелых душ часто встречаются случаи наркомании, самоубийства и неизлечимые изнурительные болезни.
Наш зрелый аспект души начинает развиваться после того, как юный аспект достигает пика своего развития. Он начинается с ощущения того, что "не может быть, чтобы жизнь вот этим и ограничивалась". Иногда люди считают необходимым угнетать свой юный аспект души, вызывая в своей жизни нищету, трагические потери и болезни. Они делают это для того, чтобы открыть свой зрелый аспект. Обычно этому помогают отношения, характеризующиеся большой эмоциональной интенсивностью. Для зрелой и старой души этот период часто наступает на третьем десятке лет физической жизни.
Если мы достигли уровня зрелой или старой души, мы можете использовать свой зрелый аспект как ту вашу часть, которая вносит вклад в ваши отношения с окружающими и с планетой. В число "окружающих" могут входить близкие друзья, родственники, коллеги, общественная или политическая организация и человечество в целом. Ценность зрелого аспекта души состоит в полном развитии совести, сострадания и способности поддерживать эмоциональную связь, давать и принимать любовь. Те, кто пренебрегает этим аспектом, чувствуют ущербность своей эмоциональной сферы и кажутся надменными, черствыми и отчужденными.
Зрелая душа хочет быть "как все" и поэтому старается понять окружающих и быть принятым в коллективе. Средствами выражения этого желания могут быть одежда, речь, манера поведения. С этой точки зрения, поведение зрелой души является развитием поведения детской души, так как оба этих типа имеют дело с коллективным сознанием.
На стадии зрелой души творческие способности достигают своего расцвета. Философия и искусство занимают главенствующие места в жизни. Человеку открывается иллюзорность и бренность мира, для него уже не существует ясной дороги в жизни, он не способен до конца разобраться в собственных чувствах. Ничто не кажется уже столь незыблемым, как в детской и юной фазах. Популярность движения хиппи во многих странах свидетельствовало о том, что общество ближе подошло к уровню зрелого возраста души и кончилось безоговорочное признание ценностей юных душ.
Оставаясь непонятными и не принятыми в среде юных и детских душ, зрелые души тянутся к обществу себе подобных. Они обычно стремятся к высшему образованию, но при этом тяготеют к небольшим, нетрадиционным учебным заведениям. У них свои собственные приоритеты и авторитеты. К удивлению своих юных собратьев, они часто отказываются от хорошо оплачиваемой работы или "почетного" положения в обществе ради того, чтобы осуществить нечто, имеющее важное значение лишь в их собственных глазах.
Период зрелости отмечен интенсивными поисками как во внутреннем мире, так и во внешнем. Особый интерес вызывают нетрадиционные вероисповедания, медитации, метафизика, тогда как горизонты внешнего мира расширяются благодаря экспериментам с сексом, экзотическими одеждами и заморской кухней. Кстати, почти все высококлассные шеф-повара мира относятся к зрелым душам.
По мере того, как планета переходит к доминированию зрелого восприятия, мы видим, как люди начинают интересоваться эмоциональной гармонией на планете в целом. Вместе с принятием зрелого восприятия появится духовное сознание и способность зрелых и старых душ проявляться более свободно при достижении соответствующих возрастов души.
- Вопросы к экзамену по курсу «Возрастная психология»
- 1.Общая характеристика младшего школьного возраста. Особенности анатомо-физиологического развития младших школьников.
- 2.Социальная ситуация психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Кризис 7 лет.
- 3.Общая характеристика личности младшего школьника. Роль самооценки в младшем школьном возрасте.
- 4.Особенности познавательных процессов младших школьников.
- 5.Ведущая деятельность младшего школьного возраста.
- 6.Проблема психогенной школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте. Виды и характер психологической помощи младшим школьникам.
- 7.Новообразования младшего школьного возраста.
- 8.Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Готовность к обучению в средней школе. Виды и диагностика готовности .
- 9. Общая характеристика подросткового возраста. Теории подросткового возраста. Проблема продолжительности подросткового возраста, критерии его начала и конца.
- 10.Проблема кризиса подросткового возраста в психологии. Взгляды психологов на причины кризиса подросткового возраста.
- 11..Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста и их значение для психического развития.
- 12.Социальная ситуация развития подростка. Взаимоотношения взрослого и подростка.
- 13.Ведущая деятельность подростка.
- 14.Новообразования подросткового возраста и их характеристика.
- 15.Учебная деятельность подростка: причины снижения успеваемости.
- 16.Чувство взрослости" как показатель основного новообразования подросткового возраста и как форма самосознания. Формы проявления чувства взрослости.
- 17.Роль нового типа общения в подростковом возрасте в формировании самосознания и самооценки. Особенности потребности в общении, самоутверждении и признании.
- 18.Дружба у подростков. Ориентация на нормы коллективной жизни.
- 19.Трудности взаимоотношения со взрослыми.
- 20.Развитие познавательных процессов: понятийное мышление, творческое воображение, произвольное внимание и память.
- 21.Подростки "группы риска".
- 22.Акцентуации характера в подростковом возрасте.
- Классификация акцентуаций характера по а.Е. Личко:
- 1.Гипертимный тип
- 2. Циклоидный тип
- 3. Лабильный тип
- 4. Астено-невротический тип
- 5. Сензитивный тип
- 6. Психастенический тип
- 7. Шизоидный тип
- 8. Эпилептоидный тип
- 9.Истероидный тип
- 10. Неустойчивый тип
- 11.Конформный тип
- 12. Смешанные типы
- 23.Общая характеристика юношеского возраста (возрастные границы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования).
- 24.Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
- 25.Социальная ситуация развития старшего школьника, "порог взрослой жизни".
- 26.Ухаживание и любовь, подготовка к браку и ранние браки как способ самоутверждения во взрослой жизни.
- 27.Новообразования старшего школьного возраста.
- 28.Учебная деятельность старшего подростка как подготовка к будущей профессиональной деятельности.
- 29.Система профессиональной ориентации.
- 30.Методы определения профессиональных интересов, склонностей и специальных способностей в юношеском возрасте.
- 31.Юноши и девушки "группы риска".
- 32.Понятие об акмеологии. Различные подходы к определению периода взрослости. Общая характеристика периода зрелости.
- 33.Общая характеристика ранней взрослости. Молодость как начальный этап зрелости. Основные проблемы возраста.
- 34.Особенности студенческого возраста.
- 35.Особенности переходного возраста. Кризис 30 лет.
- 36.Переход к зрелости (около 40) как "взрыв в середине жизни». Присущие данному возрасту личностные сдвиги. Смена иерархии мотивов.
- 37.Зрелость как вершина жизненного пути личности.
- 38.Возможности обучения в зрелых возрастах.
- 39.Причины проявления очередного кризиса (50-55 лет).
- 40.Старость в истории человечества. Биологические и социальные критерии и факторы старения.
- 41.Периодизация старения и роль личностного фактора в процессе старения.
- 42.Отношение к старости. Психологическая готовность к уходу на пенсию. Типы пожилых людей.
- 43.Старость и одиночество. Особенности межличностных отношений в старческом возрасте.
- 44.Профилактика старения. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия.
- 45.Эмоциональная и творческая жизнь людей пожилого и старческого возраста. Система ценностей у престарелых людей и ее влияние на социальную адаптацию.
- 46.Старики в семьях и домах-интернатах. Психические отклонения в старческом возрасте.