logo search
teoria_vospitania

8.«Концепция личностно ориентированного воспитания» в.В.Серикова.

Развивающая концепция личностно ориентированного образования В.В. Серикова, в которой объектом педагогического действия выступает процесс создания учителем педагогической ситуации, рассматривает в качестве основных функций учителя исследовательскую (диагностическую, аналитическую как составляющих основную) и конструктивную функции (прогностическую, креативную как составляющих основную). Становление самоосознания учащихся, формирующих себя как личности, требует от учителя создания ситуаций, в которых учащиеся будут вынуждены определиться с ценностными ориентациями в своей деятельности и поведении. В данном случае создание самой ситуации определения и выбора требует от учителя применения организационной как основной (контролирующей, рефлексивной, информационной, мотивационной, целеполагания как составляющих основную), коммуникативной как основной (когнитивной, перцептивной как составляющих основную) и социализирующей как основной функций (проектировочной, ориентационной как составляющих основную).

Проведенные исследования дают основания утверждать, что выделенные педагогические функции в разных научных школах связаны с концептуальными представлениями о целях образования конца ХХ века, но уже не описывают новый функционал учителя, складывающийся в условиях поликультурной среды открытого образования в школе XXI века. Мы предлагаем рассмотреть иную структуру функционала учителя. Исследовательскую, организационную и конструктивную функции можно отнести к общетрудовым (или общепрофессиональным). Они отражают технологию труда учителя. Коммуникативная и социализирующая функции отражают личностно-эмоциональное взаимодействие, влияющее на становление личностных характеристик всех участников педагогического процесса в условиях изменений социокультурной среды. В своем исследовании мы предположили, что становление инновационных функций учителя в поликультурной среде открытого образования может проявиться или в технологическом функционале учителя, или в сфере личностно-эмоционального взаимодействия. Исследование деятельности учителя в контексте педагогических подходов или принципов (культурологического, аксиологического, антропологического, герменевтического, синергетического) дает основание утверждать, что становление нового функционала учителя связано с процессами его самосознания, саморазвития и самоорганизации, как главных характеристик учителя как субъекта деятельности.

В контексте нашего исследования мы расскрываем субъектность деятельности как формирующееся свойство учителя, проявляющееся в умениях: осознавать окружающую действительность как объект педагогического исследования; понимать образовательную парадигму как условие реализации творческого проявления своей индивидуальности; выстраивать перспективу целеполагания и целеосуществления в процессе обучения и воспитания через систему профессиональной и личностной рефлексии; создавать разные схемы поведения для всех участников педагогического взаимодействия, в соответствии с поставленными целями.

В ходе нашего исследования особый интерес вызывает понятие «субъективная педагогическая реальность», которое В.В. Сериков описывает как совокупность личностных оснований, влияющих на деятельность учителя при конструировании образовательных систем. К этим основаниям В.В. Сериков относит педагогические ценности, опыт, профессиональные знания, установки учителя [5].

Следовательно, инновационную деятельность в современных условиях развития общества мы понимаем как становление субъективной реальности учителя, которая включает процессы самоопределения, переосмысления, изменения себя, своей профессиональной позиции, преодоления препятствий самореализации. Результатом становления субъективной реальности учителя можно рассматривать формирование профессионально-педагогической компетентности в поликультурной среде открытого образования.

Следовательно, если учитель начинает работать в гуманистической парадигме, то объектом его профессиональной деятельности выступает педагогический процесс, развивающийся в культурно-образовательной и поликультурной средах открытого образования. Личностно ориентированное обучения требует от учителя поиска новых оснований для проектирования учебных ситуаций с целью развития личностных качеств (компетенций) у учащихся.