logo search
Диплом

Ценностные ориентации в юношеском возрасте

Наиболее интересным в отношении формирования ценностных ориентаций личности является старший подростковый возраст. Он отличается специфической ситуацией развития.

В подростковом возрасте образовывается определенный круг интересов, который является базой ценностных ориентаций подростков. Конкретные и устоявшиеся интересы начинают меняться на более отвлеченные, обширные. Наблюдается у подростков тенденция роста к вопросу религии, мировоззрения, этики, морали. Появляется интерес к собственным переживаниям и сочувствие к другим людям.

Переход от подросткового к раннему юношескому возрасту связан со сменой внутренней позицией, т.е. устремленность в будущее становится основной главной задачей личности [8].

В старших классах школы у школьников предстоит выбор жизненного пути, который знаменуется выбором профессии. Осложняется он тем, что происходит переход от подросткового к юношескому возрасту, а вместе с этим остается актуальной проблема формирования самосознания.

Потребность в общении и потребность в обособлении являются важнейшим определением формирования личности старшеклассника.

Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширение круга контактных групп, в которые включается старшеклассник, и в тоже время, большая избирательность в общении.

Общение способствует активному включению личности в группу или в социум. От этого личность ощущает себя защищенной, сопричастной к жизни группы. Эмоциональная устойчивость благотворно влияет на старшеклассников. Так как именно в этом возрасте особую роль играют сопереживания, понимания, эмоциональное общение. Выделение личности помогает ей осознать свою индивидуальность и неповторимость.

На ряду со становлением личности, главным психологическим приобретением ранней юности становится открытие своего внутреннего мира и осознание своей уникальности и непохожести на других. Это переживается старшеклассниками как ценность [27].

Как известно, в раннем юношеском возрасте изменения происходят не только в организме, но и во внешности молодых людей, связанные с половым созреванием. Также происходит усложнение жизненных ситуаций, сложные отношения в кругу друзей и все это резко активизирует в юношеском возрасте ценностно-ориентировочную деятельность. Она то и является психологическим условием для возникновения и развития жизненных перспектив и жизненного самоопределения.

Профессиональное самоопределение является одним из новообразований подросткового возраста. Старшеклассник определяется с выбором профессии, и это определяет сформированность ценностных ориентаций.

Уникальность личности неразрывно связана с социальным миром, в котором ей предстоит жить. Юношескому возрасту свойственна рефлексия. С одной стороны, это осознание собственного «Я» ( «Кто я?», «Какой я?»), а с другой – осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал?», «Кем я хочу стать?».

Подросток, обращенные к себе эти вопросы, еще не в полной мере осознает.

У юношей самосознание становится элементом самоопределения, и тогда они начинают задавать и искать ответы на мировоззренческие вопросы. Они начинают задумываться для чего же они живут, но отсутствие средств для этого решения создает трудность в этом возрасте.

Хорошо известно, что проблема осмысления жизни, касается не только мировоззрения, но еще практической деятельности. Решение этой проблемы находится внутри самого человека и вне его (в мире, где н может раскрыть свои способности, т.е. в деятельности и в чувствах).

Таким образом, концентрируясь на самом себе, пытаясь найти смысл жизни, старший школьник может быть подвержен тому, что он может создать опасную ситуацию эгоцентризма и уйти в себя. Особенно четко это можно заметить у юношей с невротическими чертами или с подобного рода предрасположенностью.

Однако, несмотря на все возникающие трудности в поиске смысла жизни у школьников формируется определенное мировоззрение, формируется нравственный стержень и расширяется система ценностей. И соответственно, поэтому юноши начинают лучше понимать самих себя и окружающий мир. Они становятся такими, какие они есть в реальности. [47].

Продолжая эту мысль в рамках психологии Франкла можно сказать, что «смыслы – категориально те же ценности, но только единичные, а соответственно, ценности – это те же смыслы, только обобщенные» [49, с.248]. Или, другими словами, можно отметить, что смыслы являются ценностями, а ценности – групповыми смыслами. Но они в раннем возрасте замедляют процесс профессионального самоопределения.

Основанием для реализации определенной модели личности служит Система ценностных ориентаций служит как бы «свернутой» программой жизнедеятельности личности. В ней происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями, т.е. это переход от социального в личностное и, наоборот, от личностного в социальное.

Также для юношеского возраста помимо основных ценностей социума важное значение имеет ориентация на личностное общение, общение со сверстниками и ситуации разных взглядов и мнений на жизнь [17].

Взаимодействия личности и общества, личности и культуры связаны одним механизмом, что представляет особую ценность. Этот механизм делает подход к культуре более гуманным. И поэтому культуру можно охарактеризовать как мир, в котором происходит воплощение ценностей в социальной действительности [12].

Ценности можно разделить на классы. Например, М. Рокич различает два класса:

Инструментальные ценности являются средствами для достижения терминальных ценностей. Это и приводит к традиционному разделению на ценности-цели и ценности-средства [14].

Далее, можно отметить, что ценности – это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, определенного общества в целом, всего человечества. Свои действия индивиды и социальные группы соотносят с ориентирами, которые возникающие в сознании каждого человека.

Однако такой процесс становления системы ценностных ориентаций может замедляться и приводить к возникновению феномена инфантилизма, беспокойство которого все больше и больше вызывает у психологов и педагогов в последнее время.

Юношеский возраст это период активного формирования системы ценностных ориентаций, что, в последствие, оказывает влияние на становление характера и личности в целом.

На данном возрастном этапе необходимо формирование ценностных ориентаций, что связано с появлением таких предпосылок, как: накопление достаточного опыта, занятие определенного социального статуса. В процесс формирования системы ценностных ориентаций расширяется сфера общения, и сталкивается с различными формами поведения, взглядов и идеалов. При появлении убеждений происходит перелом в характере и пересмотр моральных ценностей.

Гордон Олпорт также занимался изучением системы ценностей. Он считал, что человек подпадает не под одну систему ценностей, а под разные. У разных людей разные комбинации ценностей. Эти ценности Г. Олпорт выделял как черты:

1). Теоретическая. Здесь человек заинтересован в раскрытии истины.

2). Экономическая. С такой чертой человек превыше всего ценит полезность или выгодность.

3). Эстетическая. Такой человек в основном ценит гармонию и форму.

4). Социальная. Для человека с такой чертой главной ценностью является любовь людей.

5). Политическая. Здесь власть является значимым интересом этого типа личности.

6). Религиозная. Представители этого типа личности проявляют заинтересованность в понимании мира как единого целого [51].

Исходя из этого, можно сделать предположение о том, что для гармонического развития личности, становления ее индивидуальности характерны различные типы ценностных ориентаций. Эти типы ценностных ориентаций проявляются в социальной активности личности. Это сказывается на структуре индивидуального развития старших школьников.

B.C. Мерлин первым выдвинул гипотезу о «ценностных ориентациях как возможном опосредствующем звене в интегральной индивидуальности» [34, с.43]. Хотя, до сих пор никто еще экспериментально не проверил.

Как считал А.И. Донцов, содержание ценностных ориентаций будет определять согласованность жизненных целей и профессиональных планов [16, с.94].

Существуют и другие точки зрения. Так, например, В.С. Собкин, А.М. Грачева и А.А. Нистратов предполагали, что профессиональная ориентация старшеклассников при выборе профессий по большей степени детерминируется системой стереотипов, которые связаны с различными видами профессий. «Молодые люди, скорее всего, могут строить свои базовые представления о той или иной профессии на реально более доступном им слое социальных стереотипов, которые они воспринимают в кино, литературе и т.п.» [47, с.35].

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей центром пристального изучения. В исследование подобных вопросов особое место отдается юношескому возрасту, так как именно с этим периодом онтогенеза связано развитие системы ценностных ориентаций. А они, в свою очередь, оказывают определенное влияние на направленность личности, на ее активную жизненную позицию.