Глава 5. Дети с нарушениями зрения 107
Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих 107
Возрастные особенности психического развития детей с нарушением зрения от младенчества до школьного возраста 109
Личность и особенности ее развития при нарушениях зрения 120
Деятельность и внимание при дефектах зрения 127
Деятельность при нарушениях зрения,
Внимание при нарушениях зрения………………………….129
5.5. Особенности познавательной деятельности у детей
с нарушением зрения 133
Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением и использование его в процессе обучения 137
Осязание 140
Представления 143
5.9. Пространственные представления и пространственная
ориентировка слепых и слабовидящих 145
5.10. Память 151
Узнавание наглядного материала 151
Непроизвольное запоминание наглядного материала 153
Вербальная память 155
Отсроченное воспроизведение 158
Запоминание рассказов 159
5.11.
Мышление детей с недостатками зрении……………………161
Наглядно-действенное мышление……………………………..163
Наглядно-образное мышление 167
Понятийное (словесно-логическое) мышление 170
Мыслительные операции………………………………………175
5.12.
Формирование образов внешнего мира при нарушениях
зрения …………………………………………………………177
Взаимодействие анализаторов в процессе формирования образов внешнего мира при глубоких поражениях
зрения177
Формирование зрительных образов внешнего мира
на основе остаточного и нарушенного зрения
при слепоте и слабовидении1177
5.13. Формирование системных слуховых образов у детей
с нарушением зрения 181
Речь и общение при нарушениях зрения 182
Эмоционально-волевая сфера при нарушениях зрения……186
Особенности эмоций и чувств у слепых 186
Эмоциональные состояния189
Воля слепых 190
5.16. Психологические особенности умственно отсталых
детей с нарушениями зрения 191
- Учебное пособие
- Глава 1
- 1.1. Предмет, задачи и методы специальной психологии
- 1.2. Общие и специфические закономерности психического развития
- 1.3. Динамика психического развития в условиях недостаточности функций
- Глава 2 умственно отсталые дети
- 2.1. Определение понятия. Причины нарушений интеллектуального развития у детей
- 2.2. История психолого-педагогического изучения умственно отсталых детей
- 2.3. Социально-педагогические условия жизни умственно отсталых детей на современном этапе развития общества
- 2.4. Психологическая характеристика умственно отсталых детей Моторика
- 2.5. Умственно отсталые дети со сложным дефектом
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3
- 3.1. Определение. Причины. Классификация
- 3.2. Задержка психического развития в дошкольном возрасте
- Особенности моторики
- Внимание
- Особенности мышления
- Особенности речевого развития
- Игровая деятельность
- 3.3. Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте
- Особенности внимания
- Восприятие
- Мышление
- Особенности речевого развития
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Глава 4
- 4.1. Сурдопсихология как раздел специальной психологии
- Методы сурдопсихологии
- 4.2. Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте
- 4.3. Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте
- 4.4. Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте
- 4.5. Жестовая речь глухих
- 4.6. Особенности психического развития слабослышащих детей
- 4.7. Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава 5 дети с нарушениями зрения
- 5.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих
- 5.2. Возрастные особенности психического развития детей с нарушением зрения от младенчества до школьного возраста
- 5.3. Личность и особенности ее развития при нарушениях зрения1
- 5.4. Деятельность и внимание при дефектах зрения
- Внимание при нарушениях зрения
- 5.5. Особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения
- 5.6. Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением и использование его в процессе обучения
- 5.7. Осязание
- 5.8. Представления
- 5.9. Пространственные представления и пространственная ориентировка слепых и слабовидящих
- 5.10. Память
- 5.11. Мышление детей с недостатками зрения
- 5.12. Формирование образов внешнего мира при нарушениях зрения
- 5.13. Формирование системных слуховых образов у детей с нарушением зрения
- 5.14. Речь и общение при нарушениях зрения
- 5.15. Эмоционально-волевая сфера при нарушениях зрения. Особенности эмоций и чувств у слепых
- 5.16. Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения
- Глава 6
- 6.1. Определение, этиология, основные формы
- 6.2. Психическое развитие при детском церебральном
- 6.3. Олигофрения у детей с церебральным параличом
- 6.4. Нейроонтогенетический подход к диагностике и коррекции двигательных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Глава 7
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8
- 8.1. Направления практического применения психологических исследований
- 8.2. Адаптация. Коррекция и компенсация функций
- 8.3. Психодиагностика нарушений развития у детей
- 8.4. Психологическая служба в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
- Глава 1. Общие проблемы специальной
- Глава 2. Умственно отсталые дети 18
- Глава 3. Задержка психического развития ...45
- Глава 4. Дети с нарушениями слуха 76
- Глава 5. Дети с нарушениями зрения 107
- Глава 6. Дети с церебральным параличом 198
- Глава 7. Слепоглухие дети 212
- Глава 8. Прикладные проблемы специальной