12.Культура и человек: этнопсихологический аспект.
Причастность человека к конкретной социокультурной среде, в котором он развивается, формируется и становится индивидуальностью, очевидный факт единства личности и социума.
Еще одним неопровержимым фактом является то, что в этой взаимосвязи речь идет не об абстрактном индивиде, а конкретном человеке с определенной системой национально-психологических особенностей.
Итак, этнопсихологический (от гр. ethnos - народ) контекст общения требует учета национально-психологических (от лат. Natio - народ) особенностей проявления поведения людей в сфере межличностного взаимодействия.
Относительно понятия «национально-психологические особенности», то оно в этнопсихологической литературе толкуется как реально существующие в общественном сознании социально-психологические явления, как специфические формы функционирования общечеловеческих свойств психики.
Близкими к данной дефиниции являются такие понятия, как «национальный характер», «психологический склад нации», «менталитет», изучение и анализ которых свидетельствует о том, что они опираются на ряд общих констант и особенностей, а именно:
совокупность умственных установок, привычек мышления;
определенный общий умственный инструментарий, психологическое оснащение;
социально-психологическое состояние субъекта, группы, нации;
качество ума, характеризующее отдельного индивида или группу;
способ мышления, присущий индивидам или группе;
особенности социокультурного и этнопсихологического развития;
национальное самосознание.
Система национально-психологических особенностей индивида базируется на нескольких сферах:
мотивационной (своеобразие мотивов, побудительных сил деятельности представителей той или иной национальной общины);
интеллектуально-познавательной (своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, что выражается в наличии специфических познавательных и интеллектуальных качеств, которые дают возможность особо воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности, модели способов достижения ее результатов);
эмоционально-волевой (своеобразие эмоциональных и волевых качеств, от которых во многих случаях зависит результативность деятельности);
коммуникативно-поведенческой (эта сфера охватывает информационное и межличностное взаимодействие, отношения и общения, показывает разницу подобных проявлений у представителей различных национальных культур).
Исследовать эти особенности в межличностном взаимодействии - значит выявлять существенные характеристики конкретной культуры общения, видеть прежде всего ее национальное своеобразие. Однако нужно при этом учитывать, что специфика национальной психологии того или иного народа выражается не в каких-либо неповторимых психологических чертах и особенностях общения, а скорее в их неповторимом сочетании, проявлении в определенных обычаях, исторических традициях, поведении, поступках и т.п.
Чрезвычайно важно объективно оценивать социокультурные и этнопсихологические особенности общения, их переоценка, так же, как и недооценка, лишь препятствуют успешному налаживанию контактов. Необходимо также учитывать и тот факт, что свойства национальной культуры общения и свойства индивидов, из которых складывается этнос, не тождественны, а это вызывает определенные разногласия между культурологическими и психологическими исследованиями. Известно, что абстрактные, необоснованные выводы с обеих сторон могут оскорбить национальные чувства того или иного народа.
Учитывая перечисленные проблемы, большой интерес представляет собой комплекс задач, связанных с воздействием традиционных этнокультурных норм общения на деловое взаимодействие людей. Прежде всего, речь идет о сфере группового менталитета, о важной роли группы в реализации потребностей индивида, о ценности принадлежности человека к конкретной группе.
Исследователи предостерегают от возможной в этом случае психологической склонности воспринимать все жизненные события с позиций своей этнической группы, которая рассматривается как эталон (явление этноцентризма).
С одной стороны, сам факт осознания национально-психологических особенностей своей группы не содержит в себе предубежденности против других этнических групп, однако, если от констатации этих отличий перейти к оценке другой группы, то возможны искажения в оценке последней.
Хотя в соответствии с «гипотезой контакта» непосредственное деловое взаимодействие и общение между представителями разных этнических групп снижает этноцентризм и оценочную стереотипность, а иногда и разрушает межэтнические стереотипы, далеко не все деловые контакты способствуют улучшению отношений.
Именно поэтому эффекта взаимного непонимания можно избавиться только при условии соблюдения определенных требований во взаимодействии:
признание равноправия сторон;
обстановки открытости и доверия в общении;
уважение традиционных норм, образа жизни и т.п.
Все приведенные выше рассуждения можно считать основой в характеристике социокультурного и этнопсихологические контекста общения.
Культура общения
Общение неотъемлемое от социокультурной ситуации, которая по-разному влияет на его структуру и функции, способы проявления. Относительно содержания понятия «культура» (лат. cultura - уход, образование, развитие), то оно является многогранным и рассматривается в широком и узком смысле.
Широкий план культуры охватывает все, присущее человеку, приобретенное воспитанием, все то, что его формирует и посредством чего он становится социально активной, целостной личностью. Одновременно к культуре относятся и общественно санкционированные способы деятельности и поведения индивидов.
То есть культура - это противоположность природе, совокупность результатов человеческой деятельности; это процесс и результат выделения человека из природы, создание новой реальности и способа своего существования.
Культура воплощает стиль мышления человека, она охватывает все аспекты общественной жизни, характеризует широту и глубину знаний личности, ее воспитанность, умение выразить свое мнение, выслушать другого человека и сделать правильные выводы.
Именно такое понимание культуры предполагает, что ее содержанием становится историческая смена природных и социальных условий жизни, развитие социальных сил и способностей, т.е. становление и раскрытие, как сущности самого человека, так и всего богатства и разнообразия создаваемой им действительности.
Узкое значение культуры связывают со способом человеческой деятельности и общения, с организацией этих процессов, выявлением того грунта, который позволяет содействовать эффективной жизнедеятельности общества и личности в целом. Частью культуры человека и той социальной среды, в которой происходит его взаимодействие с себе подобными, есть культура общения.
В ней отражаются ценностные ориентации, позиции, социальные роли, которые исполняет индивид в обществе. Культура общения определяет способы взаимодействия людей в конкретных ситуациях, исходя из норм, традиций, национального своеобразия общества.
Каждая эпоха отмечена определенным своеобразием культуры общения, которая, с одной стороны, отвечает общечеловеческим ценностям, а с другой - этнопсихологической специфике конкретного социума. Стоит выделить два уровня контекстов культуры.
Применительно культуры высокого контекста, то она характеризуется тем, что в ней информация подается в неявной форме: она понимается только тем, кто имеет опыт пребывания в данной культурной среде.
Сущность культуры низкого контекста заключается в том, что в ней между индивидами постоянно поддерживается определенная психологическая дистанция, поэтому информация, которая доходит до субъектов, должна иметь открытый характер.
Культура общения зависит не только от личности, ее коммуникативных возможностей, но и от приобретенных человеком знаний, умений и навыков устанавливать контакты.
Важное значение имеют также коммуникативные установки личности на общение с другим человеком, который рассматривается как высшая ценность общества. Культура общения связана с культурой речи, т.е. способностью индивида использовать оптимальные для конкретной ситуации языковые средства, этические нормы.
Согласно современным представлениям культура общения может определяться следующими показателями и характеристиками:
степень совершенства в овладении коммуникативной системой знаний;
совокупность условий, обеспечивающих высокую коммуникативную компетентность, а также уровень коммуникативной подготовки человека;
язык и другие вспомогательные средства коммуникации (жестикуляция, искусство, а на высшей ступени развития культуры - письмо), степень соответствия языка литературным нормам;
коммуникативная установка на общение с другим человеком как наивысшей ценностью;
совокупность нравственных требований, которые становятся для человека составной его привычек и навыков, которые проявляются в его повседневной манере общения;
умение применять этические нормы общения, коммуникативные знания согласно этнопсихологическим особенностям индивида, норм морали конкретного общества и с учетом общечеловеческих ценностей;
система общественно признанных категорий, установок, предрассудков, обычаев, традиций, которые регламентируют межличностные отношения.
Перечисленные характеристики будут полнее, если к ним добавить обычаи и предписания, касающиеся таких аспектов общественной жизни, как структура семьи, половая нравственность, разделение труда, отношения собственности, структура политической власти, общительная этика, магическая практика, вера, религиозные символы, представление о мире, природе и место человека в ней.
Знание выделенных особенностей и характеристик культуры общения, а также ее элементов (символов, ритуалов и ценностей) можно использовать в практике как неформальное, так и деловое общение.
В целом, культуру общения можно определить как совокупность теоретических знаний и практических умений и навыков взаимодействия, этико-психологических положений, принципов и норм, которые имеют общий характер в конкретном обществе.
Это система коммуникативных знаний, которая обслуживает практику общения как социокультурный и этнопсихологический феномен, совокупность науки и искусства общаться, разного рода рекомендаций, обобщений относительно построения коммуникативного процесса, которые имеют научно-практическую ценность и органично, системно взаимосвязаны.
Недаром культуру общения считают одним из решающих факторов успеха в налаживании социальных контактов. Она ничего не имеет общего с бескультурьем (нечестность в сохранении определенной информации, грубость в общении, безразличие к собеседнику и его проблеме, давление на партнера по взаимодействию и т.п.).
Высокая культура общения - это гармония профессиональных знаний, коммуникативных и нравственно-психологических возможностей, что, безусловно, зависят от интеллектуально-культурных способностей личности, которая находится в состоянии взаимодействия.
Она представляет собой систему знаний о способах передачи информации, особенностях восприятия друг друга в процессе взаимодействия, строящегося на основании обще методических принципов общения и возможностей конкретных участников коммуникации.
Каждый конкретный человек или группа имеет свою специфическую культуру общения, которая складывается на протяжении всего их развития и учитывает общественно-историческое, социокультурное, социально-психологическое, политико-экономическое, правовое, международное, экологическое влияние.
Что касается культуры общения в группе, то она не ограничивается особым морально-психологическим климатом или ценностями, которые заложены в основу взаимодействия, она формируется в течение определенного промежутка времени и не поддается простому манипулированию.
К примеру, составляющими культуры делового общения в организации могут быть:
этнопсихологическая система норм и ценностей общения;
средства, содержащие технологии общения и стиль взаимодействия;
способы внутренней сплоченности и т.д.
Влияние культуры общения в организации на становление занятых в ней работников проявляется в усвоении ими коммуникативных особенностей взаимодействия, этико-психологических норм общения, ценностей и способов поведения, видов и форм общения, средств воздействия на партнеров и др.
Культура общения в организации влияет на поведение и сферу взаимодействия как руководителя, так и всех других работников, в частности на:
выбор формы и стиля общения;
использования тактических средств взаимодействия с точки зрения морально-психологических и эстетических ценностей;
личную манеру общения, меру такта, культуру речи и речевой этикет;
сферу и уровень общения с соответствующими моральными нормами.
На уровень культуры общения в группе (организации) влияют следующие факторы:
уровень общекультурного развития страны, ее материальное, духовное состояние в конкретный период становления, который определяет коммуникативную культуру конкретной группы и ее субъектов;
уровень развития конкретной личности, состояние ее коммуникативного потенциала, связи с социумом;
коммуникативный уровень развития группы, состояние ее социально-психологического пространства;
система внешних связей, наличие внешних партнеров по взаимодействию, внешних каналов доступа посторонней культуры общения, степень интенсивности таких связей, их объективный или субъективный характер;
коммуникативно-правовой и организационно-культурный порядок в группе, в учреждении или учебном заведении;
общие, национальные, отраслевые, конкретно групповые схемы взаимодействия участников общения, которые обеспечивают запрограммированный уровень культуры общения членов группы.
Учитывая важность культуры общения в жизнедеятельности индивида или группы людей, подробнее рассмотрим те основные элементы культуры, которые непосредственно касаются процесса общения.
Что касается символов, то под ними понимают слова, вещи и жесты, которые имеют сугубо конвенционное значение. К символам на уровне национальной культуры принадлежат весь языковой спектр, специфическая группа понятий по истории этноса и его традиционной эмблематике, а на уровне ассоциативного контекста - аббревиатуры, жаргон, устоявшиеся выражения, манера одеваться и признаки принадлежности к какому-либо определенному общественному кругу, который дает возможность отличать друг друга членам той или иной социальной группы.
Как видим, язык является одним из основных признаков этноса, первоосновой любой культуры. В культуре общения язык является средством коммуникации, деловой взаимосвязи участников коммуникативного процесса.
Одновременно провозглашенное собеседником слово становится отражением психического состояния индивида, его культуры в общении. На сегодня культура общения и язык оказались объединенными в области духовных ценностей. Культура речи - это надежная опора участников общения в выражении мнения, выработке этических норм делового взаимодействия.
Другой элемент культуры - ритуалы (от лат. Ritualis - ритуальный) характеризуется как совокупность обрядов, церемоний, обычаев, что применяются в общении как коллективных действий, которые не имеют технического значения, хотя в той или иной культуре общения соответствуют определенным социальным потребностям.
В общении ритуалы используют в проведении собраний, деловой переписке, обсуждении планов, подведении итогов и т.д.
Ритуалы в общении осуществляются в соответствии с традициями (от лат. Traditio – передача; форма передачи социального опыта, идей, обычаев, норм от поколения к поколению), которые являются частью общего социального и культурного наследия народа, которое передается от поколения к поколению и хранится в обществах в течении длительного времени. В общении традиции выступают в форме обычаев, которые воспроизводят нормы взаимодействия и обеспечивают устойчивость коммуникативной культуры.
В той или иной культуре этноса традиции играют большую или меньшую роль. В частности, англичане имеют твердую привычку решать любые дела, в том числе и те, что связаны с установлением взаимосвязей и контактов, в соответствии с традициями.
Как элемент культуры ценности являются своеобразным социальным механизмом, который воспроизводит, сохраняет, защищает, развивает и передает все то полезное, что накопилось в обществе, охватывают не всегда четко осознанные, но устойчивые представления о добре и зле, красивом и искаженном, истинном или неистинном, справедливом или несправедливом.
В общении ценность понимается как способность индивида удовлетворять человеческую потребность в социальных контактах, как осознание своего места в системе социальных и межличностных связей.
Если определяется значимость субъектов общения друг для друга в качественных и количественных показателях, если отбор и использование необходимых коммуникативных свойств характеризуется интересами и потребностями людей, то ценность является объективной.
Среди субъективных ценностей выделяют оценки, установки, нормы, закрепленные в человеческом сознании как способы и критерии, на основе которых оценивается действительность и организуется общения.
В культуре общения заложена совокупность исторически произведенных ценностей, ценностей духовно-нравственного мира людей, что позволяет оценить потребности человека, в том числе и потребность в общении, способы их удовлетворения, постичь общение как подтверждение «Я» другим, постичь мир социальных и межличностных связей, в котором живет индивид.
Составляющей культурного освоения человеком реальных взаимосвязей являются социальные ценности, которые характеризуют значимость для общества или индивида определенных особенностей взаимодействия. Известны различные способы проявления ценностей, которые в общении имеют свою конкретизацию и специфику. Остановимся на некоторых из них.
Ценности как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием и убеждениями абстрактное представление об атрибутах необходимого в различных сферах общественной жизни. Это - так называемые общечеловеческие, «вечные» ценности, такие как истина, красота, добро, справедливость, а также конкретно-исторические .. (общественный строй, демократия).
В общении идеал - это наиболее обобщенное представление о максимально возможном уровне развития личности в социуме и реализации ее коммуникативного потенциала в процессе взаимодействия.
А каким образом влияют на культуру общения основные категориальные ценности? Категория справедливости (изобилия) своеобразно регламентирует нормы общения, возможность и права участников коммуникативного процесса пользоваться теми или иными достояниями в сфере установления взаимосвязей.
Следующая категория - категория добра - хотя и функционирует как регламентирующий регулятор отношений участников общения, но не так заметно как предыдущая. Эта категория базируется в своем проявлении на господствующем «общественном мнении», на принципах, выраженных в понятиях «хорошего» или «плохого» в общении, общественно приемлемого для взаимодействия или неприемлемого.
Она может регламентировать процесс общения, основываясь на произведенных в обществе этических нормах, которые имеют разную степень эмоционального окраса.
Категория красоты распространяется на стиль общения, манеру речи, содержит четкие требования о представлении хорошего, красивого или уродливого во взаимоотношениях с другими.
Категория истины, с одной стороны, является по своей природе чрезвычайно абстрактной и якобы не имеет непосредственного отношения к взаимодействию, а с другой - она достаточно четко регламентирует наше сознание, определяет возможность человека рационально мыслить, утверждает и в значительной степени закрепляет действия и проявления трех предыдущих категорий .
Ценности как объекты материальной и духовной культуры или как образцы человеческих поступков, которые олицетворяют конкретное воплощение общественных ценностных идеалов (этических, культурных, эстетических, политических, коммуникативных, правовых и т.д.).
Например, ценности китайской культуры общения олицетворяют конкретное предметное воплощение этнопсихологических, социокультурных особенностей и общественных ценностных идеалов страны:
уважение в общении к возрасту и более высокой позиции в иерархии статусов;
ориентация на групповые, а не индивидуальные ценности в общении;
консерватизм и прагматизм в общении;
влияние на особенности установления контактов групповых эталонных моделей общения;
значимость долговременного сохранения отношений и взаимосвязей;
сдержанность в разговоре с малоизвестными людьми и вежливость во время беседы.
Социальные ценности, которые, преломляясь сквозь призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру индивида в форме личностных ценностей и становятся одним из источников мотивации общения.
Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения и приобретения коммуникативного опыта, они могут проявиться в конкретных целях общения, убеждениях, интересах и других проявлениях действий и поведения личности.
Формальные и неформальные отношения людей в социальных группах создают групповые ценностные ориентации. То есть отношения между членами группы выстраиваются на совпадении ценностных ориентаций, которые обеспечивают их сплоченность, ориентационное единство.
Индивидуалистская и коллективистская культуры
Приводя в качестве примера китайский стиль общения, обращалось внимание на то, что для китайцев характерной является ориентация в общении на систему групповых, а не индивидуальных ценностей. Речь идет о индивидуальном или коллективном самоконтроле, который является одним из распространенных критериев и в соответствии с которым различаются культуры в целом и культуры общения в частности.
Пользуясь, случаем, отметим, что индивидуализм присущ обществам, которые характеризуются свободными связями между индивидуумами, т.е. приоритет предоставляется личным целям по сравнению с группой, самоидентификация осуществляется на основе личностных черт, а не через отождествление себя с группой.
Применительно коллективизма, это характерная черта тех обществ, в которых индивиды с момента рождения интегрированы в сплоченные группы, т.е. превалируют групповые цели. Считается, что для западного общества характерны ценности индивидуализма. Что касается общения, то оно проявляется в собственном мнении, самостоятельности суждений, индивидуальном принятии решений, удовлетворении собственных интересов и др.
Вместе с тем азиатские культуры больше ценят коллективизм, который в общении проявляется в повышенной уважении к собеседнику, коллективном обсуждении и принятии решения т т.д..
Известно немало исследований, в которых подчеркивается тот факт, что у коллективиста могут быть установлены взаимоотношения с меньшим количеством людей, однако эти связи глубокие и длятся дольше.
Для представителя индивидуалистской культуры хорошее самочувствие связано с единоличными положительными чувствами, например, с чувством гордости. Коллективист хорошее самочувствие связывает с межличностными отношениями, в частности, с дружескими чувствами.
В коллективистских культурах общения ценится социальная солидарность, гармония, демонстрация уважения, скромность, избегание острых тем. Для этой культуры важно знать, к какой группе относится человек и какие ценности этой групповой ячейки.
Если в общении принимают участие представители разных культур, важным является учет различий между системами социальных отношений, которые помогают свести к минимуму моменты непонимания.
В таких ситуациях исследователи проблем общения советуют индивидуалистам, которые оказались в коллективистской культуре, избегать конфронтации, культивировать долгосрочные отношения, скромнее себя подавать, интересоваться местом людей в групповой иерархии, определять собственное социальное положение и др.
Зато, коллективистам, которые попали в страну с индивидуалистской культурой, следует свободнее, чем обычно, критиковать, переходить прямо к делу, демонстрировать свои умения и достижения, предоставлять большее значение личным качествам собеседника, чем его социальному положению или принадлежности к определенной группе.
В контексте анализа ценностей индивидуалистской и коллективистской культур общения важно указать на наличие альтернативной концепции, которая пытается объединить все лучшее из коллективистских и индивидуалистских ценностей и называется коммунитарианизм.
Речь идет, прежде всего, о сбалансировании права индивидуальности (уважения основных прав человека) и коллективного права на благополучие общества (забота о благе семьи и обществе).
Подводя общие итоги социокультурных и этнопсихологических особенностей общения, следует отметить, что проблему общения необходимо изучать, анализировать, решать и решать интегрировано и одновременно дифференцированно как на макроуровне в отношении отдельных стран (регионов), так и на микроуровне относительно отдельной ситуации межличностного взаимодействия или конкретной группы с учетом сложившейся культуры и соответствующих общечеловеческих ценностей.
Другими словами, с одной стороны, культура общения не имеет пределов и границ, то есть все лучшее, что дает мировая теория и практика по проблемам общения, должно быть достоянием каждого, а с другой - традиционно-бытовые, этнопсихологические характеристики общения, особенности поведения, такие как ритуалы приветствий и прощаний, обращения с представителями противоположного пола, родственниками, гостями, старшими, средства и атрибуты общения (жесты, мимика, детали одежды), табу, стереотипы общения и т.д., играют важное значение в установлении контактов между людьми.
Итак, феноменология общения фиксирует как стандарты взаимодействия и коммуникации, так и социокультурные и этнопсихологические их особенности.
- Психология теория
- 1. Предмет психологии и его трактовка в истории науки.
- 2.Методы психолого-педагогического исследования.
- 3. Характеристка психических процессов и состоянний
- 4.Возрастно - психологические особенности человека
- 8. Проблема личности в психологии
- 9. Сущность и психологические механизмы воспитания человека.
- 10.Психология обучения. Особенности и структура учеб деят-ти.
- 11.Психологические аспекты работы с одаренными детьми
- 12.Культура и человек: этнопсихологический аспект.
- 13. Основные параметры и структуры малой группы.
- 14 Психология общения
- 15 Предмет, задачи и методы психолого-педагогической антропологии
- 16. Психологического здоровье: сущность, структура, критерии нарушений
- 17.Психологическое обследование и изучение детей с ограниченными возможностями.
- 18.Сущность и характеристика профориентации.
- 20. Задачи и методы конфликтологии. Стадии управления конфликтом.
- 22.Семейные конфликты.
- 24.Задачи и направления деятельности психологич-ой службы в системе образования
- 25. Психологическое просвещение и профилактика как направление деятельности практического психолога.
- 26..Психологическое консультирование как вид психол-й помощи
- 29.Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей в жизни ребенка
- 30 .Псих-е консультирование кризисных ситуаций
- 31. Телефон доверия как форма заочного псих консультирования.
- 32 Понятие психодиагностики,предмет и структура психодиагностики
- 34 Требования к построению и проверке психодиагностических методик
- 35.Математико-статистическая обработка полученных в ходе психодиагностического исследования.Компьютерная психодиагностика
- Анализ первичных статистик
- 2. Корреляционный анализ
- 3. Факторный анализ
- 36. Психологическое заключение: сущность, виды.
- Виды заключений
- 37. Понятие психолого- педагогической коррекции. Виды коррекции
- 39.Психологические особенности группоВой и индивидуальНой псих-пед коррекции
- 43.Психологическая диагностика и психолого-пед-я коррекции готовности ребенка к обучению в школе.
- 44. Психологическая модель психотерапии: задачи и характеристика.
- Основные группы методов.
- 1 Группа методов
- 2 Группа методов
- 3 Группа методов обучения
- 46.Тренинговые методы социально-психологического обучения:
- Тренинги коммуникативной компетентности
- Тренинги поло-ролевого взаимодействия
- Тренинги профессиональной компетентности
- Тренинги эффективного родительства
- Тренинги самопознания (развития я-концепции)
- Тренинги личностного роста
- 48. Дискуссия как метод активного социально-психологического обучения