Дети с задержкой психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего, ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольный интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринять школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так де, как в обстановке игры в группе детского сада.
Детей с задержкой психического развития нередко ошибочно считают умственно отсталыми. Отличия этих групп определяются двумя особенностями. У детей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой, счетом, сочетаются с относительно развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким уровнем развития познавательной деятельности. Такое сочетание для умственно отсталых нехарактерно. Дети с ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других сходных заданий. Это показывает, что они обладают полноценными возможностями дальнейшего развития, то есть будут способны впоследствии выполнить самостоятельно то, в данный момент в условиях специального обучения могут выполнить с помощью педагога.
Длительное наблюдение за детьми с временной задержкой показало, что, именно умение использовать оказанную помощь и осмысленно принимать усвоенные в процессе дальнейшего обучения знания, приводят к тому, что через некоторое время эти дети могут успешно обучаться в массовых школах.
Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой школы давно привлекла внимание ученых.
Комплексное изучение ЗПР как специфического отклонения детского развития развернулось в 60-е годы прошлого столетия.
Первые обобщенные данные о детях с ЗПР и общие рекомендации были даны Т.А. Власовой и М.С. Певзнер. Интенсивное и многоплановое изучение проблем ЗПР в последующие годы способствовало получению ценных научных данных.
Дети с ЗПР, несмотря на значительную вариативность, характеризуются рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние как от пед.запущенности, так и от умственной отсталости; они не имеют нарушений отдельных анализаторов, у них нет интеллектуальной недостаточности, но в то же время, они стойко не успевают в массовой школе, вследствие полиморфной клинической симптоматики – незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушений работоспособности. Патогенетической основой этих симптомов, как показывают исследования многих ученых, клиницистов и психологов, является перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы.
Перенесенное ребенком органическое заболевание центральной нервной системы и остаточные явления (резидуальная органическая недостаточность ЦНС), служит патогенетической основой нарушения созревания тех или иных систем мозга, и в первую очередь любых отделов.
Недостаточность отдельных корковых функций приводит к парциальному нарушению психологического развития, формирования деятельности ребенка. При парциальной дефективности мозга, однако, потенциальные возможности психического развития, в частности, развития абстрагирующей и обобщающей функций интеллекта, могут быть более значительными, чем у умственно отсталых.
Наряду с затрудненным развитием познавательной деятельности у детей с ЗПР могут проявляться энцефалопатические синдромы – гиперактивности, тревоги, агрессии и т.п., а так же свидетельствуют об органической недостаточности ЦНС. Вопрос о том, как связаны между собой расстройства интеллекта с расстройствами эмоционально-волевой регуляции, является дискуссионным.
М.С. Певзнер, выделял несколько клинических вариантов инфантилизма – с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при первично сохранном интеллекте (наиболее легкая форма аномалии), с недоразвитием познавательной деятельности, осложненными нейродинамическими нарушениями; с недоразвитием речевой деятельности, допускает, что главным определяющим симптомом задержки в легкой степени может быть недоразвитие только эмоционально – волевой сферы. В этом случае интеллект детей первично сохранен. Ряд специалистов (Сухарева, Певзнер, Власова, Иванов и др.) считают, что церебральные астении, аффективная расположенность, психопатоподобные расстройства могут не только снижать работоспособность, усугубляя дефект познавательной деятельности при задержке психического развития, но и играть роль первопричины в возникновении ЗПР.
ЗПР, обусловленную выраженными церебрально – органическими причинами, обязательно предполагает нарушение интеллектуальных функций, ущербность эмоционально-волевой сферы, а так же очень часто и физическую незрелость, что, в свою очередь, еще более осложняет развитие ребенка. Эти дети, нуждаются в более сложном лечении, нежели при невроподобных состояниях или соматогенных астениях, а также в более сложной коррекции.
Специалисты отличают клиническое разнообразие ЗПР и ее прогностическую неоднородность. При этом подчеркивается, что стойкость ЗПР различна а зависимости от того, лежат ли в ее основе эмоциональную незрелость (психический инфантилизм), низкий психический тонус (длительная астения), либо нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитарностью отдельных корковых функций. Располагая определенными научными сведениями о клинических особенностях детей с ЗПР, исследователи выделяют ряд вариаций этого сотояния.
-
Психологический инфантилизм (эмоционально незрелые дети) длительно текущие астенические состояния представляют собой наиболее легкие формы. Дети с ЗПР этих форм могут иметь первичное нарушение прежде всего темпа формирования эмоционально-волевой регуляции, а на этой основе малую работоспособность, быструю истощаемость, аритмию памяти, внимания. Эти особенности психики не могут не влиять негативным образом на обучаемость детей;
-
ЗПР, характеризующаяся первичным нарушением познавательной деятельности, связанным с дефицитарностью отдельных корковых функций (эти дети, как правило, имеют дефектную первооснову для развития и интеллектуальной, и эмоционально-волевой сферы, а так же для нейрофизиологического и частносоматического развития), представляет наиболее тяжелую форму. По сути своей эта форма нередко выражает состояние, соотносимое с дебильностью. Обучаемость этих детей, безусловно, в значительной степени снижена.
Разработка проблемы ранней коррекции психического развития, и в связи с ней, развертывание дифференцированной сети дошкольных учреждений для всех категорий детей с проблемами в развитии, организация экспериментальных исследований, с целью создания коррекционных систем воспитания, начиная с первых лет жизни, - одна из новых тенденций, которая закономерно сформировалась в процессе поиска путей преодоления недостатков аномального развития детей.
- Основные понятия и проблемы специальной психологии.
- Психологические проблемы диагностики развития детей.
- Понятие психологической коррекции.
- Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков.
- Лица с нарушениями слуха.
- Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха.
- Степень и характер речевого развития при нарушении слуха обусловлены рядом причин:
- Дети с нарушениями зрения.
- Дети с нарушениями интеллекта.
- Дети с задержкой психического развития.
- Дети с детским церебральным параличом.
- Особенности развития детей с церебральным параличом, в первые два года жизни.
- Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.
- Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом.
- Ранний детский аутизм.
- Клинико-психологические критерии патологических нарушений поведения.
- Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями.