5. Проектирование образовательной программы дошкольного образовательного учреждения: нормативно-правовой и методический аспект
Понятие образовательной программы ДОУ.
Образовательная программа – это комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности.
Характеристика Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
В соответствии с требованиями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Программа состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть программы должна быть реализована в любом дошкольном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовность к школе, а именно, необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования обязательная часть программы должна содержать следующие разделы: 1) пояснительная записка, 2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении, 3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». 4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями), 5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, 6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Анализ спектра примерных образовательных программ дошкольного образования, реализующихся в ДОУ РФ («Детство», «От рождения до школы», «Успех» и т.д.)
Наиболее распространенными в работе дошкольных образовательных учреждений страны являются примерные основные общеобразовательные программы «От рождения до школы», «Детство», «Истоки» «Успех».
Программа «От рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой). Программа является переработанным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Программа ориентирована на детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и учитывает традиции отечественного образования. Программа основана на дидактическом принципе развивающего обучения и положения Л.С.Выготского о том, что правильное обучение ведет за собой развитие. Программа основана на принципе культуросообразности. Ведущие цели программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизни дошкольника.
Программа «Детство» (Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова) является результатом работы многолетней научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики РГПУ им.Герцена. Автором программы была профессор В.И.Логинова. Содержание основной части программы «Детство» включает два основных раздела. Раздел «Ориентация детей в образовательной области» включает объекты, о которых узнает ребенок, что помогает ему правильно ориентироваться в окружающем мире. Содержание раздела показывает воспитателю, как обогащаются детские представления и какие темы важно включить в образовательный процесс. Раздел «Организация опыта освоения образовательной области» раскрывает содержание работы по развитию детской самостоятельности, формированию различных умений, эмоций и чувств дошкольника. Программа «Детство» включает региональный компонент, выступающий как основа для проектирования вариативной части программы. В ней представлены варианты отдельных программ, углубляющих основное образовательное содержание в соответствии с запросами семьи, возможностями региона и задачами обогащенного развития дошкольников.
«Успех» (Березина Н.О., Бурлакова И.А., Веракса Н.Е., Герасимова Е.Н., Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А., Доронова Т.Н., Дякина А.А., Евтушенко И.Н., Каменская В.Г., Кузьмишина Т.Л., Сомкова О.Н., Степанова М.И., Сушкова И.В., Трубайчук Л.В., , Федина Н.В.) - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Программа определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 3 до 7 лет, обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе, и является программным документом, на основе которого каждое дошкольное образовательное учреждение (группа) самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Наименование и определение Программы содержат две противоположные, но не взаимоисключающие характеристики – «обязательность» и «примерность». Задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения Программы, подходы и принципы построения образовательного процесса отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования и являются обязательными составляющими реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Вместе с тем, каждое дошкольное образовательное учреждение (группа) свободно в выборе программных тем, форм, средств и методов образования с учетом индивидуальных особенностей развития воспитанников.
Методическое обеспечение реализации образовательной программы ДОУ.
В соответствии с действующим законодательством Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ) определяют вероятные изменения в методическом обеспечении образовательной деятельности: 1) Методически обеспечиваться должны будут как обязательная часть, так и часть формируемой участниками образовательного процесса основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в соответствии объемами; 2) Методически обеспечены должны будут компоненты представленные в обязательной части программы в виде образовательных областей. 3) Соблюдение комплексно-тематического принципа в методическом обеспечении. 4) Изменяется обеспечение планирующего компонента образовательной деятельности.
Подготовка педагогического коллектива к проектированию и реализации ООП дошкольного образовательного учреждения.
Задача ДОУ - разработать не саму программу, а модель организации педагогического процесса.
Под каждую образовательную область необходимо выделить: Перечень технологий и пособий, которыми пользуются в ДОУ на переходный период из того, что есть; Формы организации той или иной образовательной области. На разработку модели организации педагогического или образовательного процесса должны быть сейчас направлены усилия всех методических служб и конкретного детского сада. Модель организации педагогического процесса в конкретном детском саду предполагает, что ДОУ уже все написало или хочет написать новую образовательную программу как модель организации этого процесса. В ней должно быть отражено то, что есть в ДОУ необычного.
- 1. Система дошкольного образования в Российской Федерации: состояние и перспективы развития.
- 1. Составление информационной справки:
- 1. Проанализируйте систему дошкольного образования в Российской Федерации. Покажите взаимосвязь и взаимообусловленность её основных компонентов
- 2. Обозначьте направления развития системы дошкольного образования на современном этапе
- 3. Спрогнозируйте развитие системы дошкольного образования в нашем городе на ближайшее десятилетие
- 2. Государственное регулирование системы дошкольного образования в Российской Федерации.
- 1. Какова компетенция органов управления образованием на различных уровнях?
- 2. Проанализируйте основные нормативные документы, регламентирующие деятельность доу
- 1. Каковы механизмы организации лицензирования и государственной аккредитации доу? Определите назначение данных процедур и трудности их организации (2 вопрос)
- 3. Обеспечение качества дошкольного образования в Российской Федерации.Литература: Крулехт м.В., Тельнюк и.В. Экспертные оценки в образовании
- 4. Управление дошкольной образовательной организацией: теория и практика.
- 5. Проектирование образовательной программы дошкольного образовательного учреждения: нормативно-правовой и методический аспект.
- 1. Проанализируйте образовательные программы для детей дошкольного возраста (2-3 на выбор студента). Обозначьте критерии для выбора образовательных программ в доу (5 вопрос)
- 5. Проектирование образовательной программы дошкольного образовательного учреждения: нормативно-правовой и методический аспект
- 6. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: состояние, проблемы и перспективы развития.
- Формы работы с родителями
- 7. Организация работы коллегиальных органов управления в дошкольной образовательной организации.
- 1. Обозначьте назначение и функции Совета педагогов доу. Каким образом организуется подготовка заседаний Совета педагогов доу? (вопрос 7)
- 7. Организация работы коллегиальных органов управления дошкольного образовательного учреждения.
- 8. Организация методической деятельности в дошкольной образовательной организации.
- Содержание методической работы старшего воспитателя
- 1.Феномен детства в дошкольной педагогике.
- 2. Педагогический процесс в детском саду.
- 3.Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста.
- 4 Организация обучения детей дошкольного возраста.
- 5.Организация творческих игр дошкольников в детском саду.
- 8. Подготовка ребенка к школьному обучению в детском саду.
- 6. Условия формирования готовности к школьному обучению (т. И. Бабаева).
- 9. Экспериментирование как познавательно-исследовательская деятельность дошкольников и метод экологического образования.
- 11. Развитие изобразительного творчества детей в детском саду.
- 12. Логико-математическое развитие детей в детском саду.