12. Коменский о содержании образования и методике обучения.
Задавшись целью создать “всеобщее искусство всех учить всему”, преобразовать современную ему школу, Коменский выдвинул новые дидактические требования, которые имели большое значение для дальнейшего развития педагогической мысли и школьной практики.
В основу познания и обучения он ставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. О наглядности при обучении говорили и до Коменского, например педагоги гуманисты эпохи Возрождения, но именно он первый стал понимать наглядность не только как зрительное восприятие вещей и явлений, но и как восприятие их с привлечением всех органов чувств.
Великий чешский педагог установил “золотое правило дидактики, согласно которому следует “все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое - для восприятия зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”. Принцип наглядности следует осуществлять путем непосредственного ознакомления детей с предметами. В том случае, если это почему-либо невозможно, следует обращаться к картинкам, изображающим предметы, или к их моделям. Непременным условием усвоения учащимися материала Коменский считал наличие у них интереса и внимания к учению. Он предлагал всеми средствами возбуждать в учениках жажду знаний и давал по этому вопросу ряд конкретных указаний: следует разъяснять ученикам значение того, что они изучают, пользу, которую им принесут их знания, нужно поощрять детскую любознательность, стараться делать обучение легким, приятным для учащихся.
Для того чтобы знания были доступны учащимся, Коменский рекомендовал идти в обучении от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от фактов к выводам, от легкого к трудному, от близкого к далекому. Примеры он советовал предпосылать правилам.
Много внимания уделял Коменский последовательности обучения. Занятия, по его мнению, должны быть построены таким образом, чтобы “предшествующее пролагало путь к последующему”, т. е. новый материал должен быть преподнесен лишь после того, как усвоен предыдущий, а изучение нового должно в свою очередь содействовать закреплению предыдущего.
Коменский впервые обосновал необходимость классно-урочной системы занятий, при которой один учитель одновременно работает со всем классом по определенному учебному материалу. Учебный год, по мнению Коменского, должен для всех учащихся начинаться и кончаться одновременно, занятия последовательно чередоваться с отдыхом. Учебный день должен быть строго регламентирован в соответствии с возрастными возможностями учащихся разных классов.
Большое значение Коменский придавал внешнему виду школы. Он говорил, что школьное помещение должно быть просторным, светлым, чистым, украшенным картинами; при школе нужно посадить сад, чтобы он ласкал взоры детей деревьями, цветами, травами; в школе должна господствовать атмосфера бодрого, радостного, полезного труда.
В противовес распространенному в то время пренебрежительному отношению к учителям Коменский высоко оценивал общественное значение их деятельности. Он считал, что именно от учителя, который должен быть мастером своего дела и в совершенстве владеть искусством обучения, зависит успех работы школы; наиболее умелые и опытные учителя должны заниматься с начинающими, так как очень важно направить первые шаги ученика; учитель должен быть примером для своих учеников как в отношении внешнего вида, так и в отношении духовного облика и поведения, поэтому нужно, чтобы учителями становились люди честные и деятельные, которые любят свою профессию и постоянно заботятся о самосовершенствовании.
Коменский считал, что в каждом классе для учащихся следует составлять специальные учебники, в которые включать весь необходимый материал по предмету, изложенный в системе. Учебники должны быть написаны точным и понятным языком и служить “вернейшей картиной мира”; нужно, чтобы и их внешний вид был привлекательным для детей. Коменский сам создал ряд замечательных учебных книг. Одной из таких книг является его “Мир чувственных вещей в картинках”. Этот учебник, предназначенный как для обучения детей латинскому языку в школе, так и для первоначальных занятий родным языком в семье и школе, был впервые в истории учебной литературы снабжен многочисленными иллюстрациями: в нем 150 рисунков, исполненных самим Коменским с большим художественным мастерством. Эта книга произвела в свое время переворот в постановке преподавания родного и латинского языков. Учебник был переведен на многие языки и в течение более чем полутора столетий служил образцом книги для первоначального обучения детей в семье и школе.
- 1. История образования как наука и учебная дисциплина. Философско-методологические принципы образования. Цели и задачи изучаемого курса.
- 2. Содержание и характер воспитания в первобытном обществе
- 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в древнем мире.
- 4. Воспитание и образование в Древней Греции и Древнем Риме Римская система воспитания и образования.
- Афинская система воспитания и образования.
- Спартанская система воспитания.
- 5. Др.Греч-е философы Сократ и Платон о воспитании.
- 6. Идеи Аристотеля о всестороннем развитии человека.
- 7. Образ-е и воспит-е в средние века в Зап. Европе.
- 8. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.
- 9. Педагогические идеи д. Локка.
- 10. Коменский и становление педагогики как науки. Принцип природосообразности.
- 11. Я. Коменский о возр-ой период-ции и системе школ.
- 12. Коменский о содержании образования и методике обучения.
- 13. Концепция естественного свободного воспитания ж.Ж. Руссо.
- 14. Социально-педагогические взгляды и деятельность р. Оуэна
- 15. Идеи развив-го обуч-я в пед-ой теор. И.Г.Песталоцци.
- 16. Идеи развив-го обучения в трудах ф.А. Дистерверга.
- 17. Теория воспитывающего обучения и.Ф. Герберта.
- 18. "Новое воспитание" и реформаторские образовательные течения. Педагогика Прагматизма Дьюи.
- 19. Идея Трудовой школы Керштейнера
- 20. Антропософия Штайнера
- 21. Основные направ-я зарубежной педагогики XX века.
- 22. Влияние христианства на развитие образований и педагогической мысли Древней Руси.
- 23. Просветительские реформы начала XVIII в в России.
- 25. Педагогическая мысль России XVIII века (и.И. Бецкой, н.И. Новиков, а.Н. Радищев).
- 26. Устав народных училищ 1786 года.
- 27. Создание гос-ой системы начального, среднего и высшего образ-я в России в XIX в. (уставы 1804, 1828 гг.).
- 29. Развитие идеи о свободном воспитании л.Н. Толстым.
- 30. Педагогическая деятельность к.Д. Ушинского.
- 31.К.Д.Ушинский о пед-ке как науке и иск-ве воспит-я.
- 32. Идеи народности в воспитании к.Д. Ушинского.
- 33. Дидактика к.Д. Ушинского.
- 35. Вклад ш.Марджани в просв-ии татарского народа.
- 36. Каюм Насыйри - выдающийся татарский педагог.
- 37.Риза Фахретдин - идеолог и лидер движ-я джадидизма.
- 38. Основные принципы единой трудовой школы.
- 39. Разработка теории и практики воспитания в коллективе а.С. Макаренко.
- 40. Отечественная педагогика советского периода.
- 41. Воспитательная система с.Т. Шацкого.
- 42. Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.