7. Организация работы коллегиальных органов управления дошкольного образовательного учреждения.
Реализация принципа единоначалия и коллегиальности в управлении ДОУ.
В управлении ДОУ единоначалие и коллективность выступают как противоположности единого процесса. Наиболее важные вопросы жизни и деятельности ДОУ рассматриваются на коллегиальном уровне. В управлении ДОУ соотношение единоначалия и коллегиальности проявляются в решении вопросов на педагогическом совете, общем собрании и т.д. Коллегиальность находит наибольшее выражение в процессе обсуждения и выработки решения, а единоначалие – в распоряжениях руководителя.
Специфика коллегиального управления. Характеристика партисипативного управления.
Концепция партисипативного управления базируется на предпосылке, что если сотрудник заинтересованно принимает участие в деятельности ДОУ и получает от своего труда удовлетворение, то он работает более производительно и качественно. Партисипативное управление открывает работнику частный доступ к принятию решений по управлению ДОУ в виде разнообразных форм самоуправления и «кружков качества». Участие в управлении мотивирует человека к лучшему выполнению работы, что в итоге сказывается на производительности и качестве. Партисипативное управление может быть реализовано на базе следующих предпосылок: работники получают право самостоятельно принимать решения по поводу того, как им осуществлять трудовую деятельность по выполнению планового задания (гибкий график работы, личный контроль качества, технология решения задач); работники привлекаются их непосредственным руководителем к принятию групповых решений по вопросам производства; функциональные подразделения создаются с учетом пожелания работников. Этим достигается возможность превращения неформальных групп в формальные подразделения. Партисипативное управление позволяет связать мотивы, стимулы и потребности людей, работающих в группах, на основе разнообразных форм самоуправления трудовых коллективов. Работник реализует свои потребности самовыражения, признания и принадлежности к социальной группе, а организация достигает важнейших результатов – высокой производительности и качества
Нормативные документы, регламентирующие работу органов самоуправления ДОУ.
Деятельность общего собрания коллектива регулируется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждением, Уставом ДОУ, Положением об общем собрании коллектива.
Деятельность педагогического совета регулируется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждением, Уставом ДОУ, Положением о педагогическом совете.
Деятельность управляющего совета регулируется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждением, Уставом ДОУ, Положением об управляющем совете ДОУ.
Деятельность попечительского совета регулируется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждением, Уставом ДОУ, Постановлением Правительства РФ «Об утверждении примерного положения о попечительском совете общеобразовательного ДОУ», Положением об общем собрании коллектива.
Формы коллегиального управления образовательным учреждением: Совет трудового коллектива. Совет ДОУ, попечительский совет, общее собрание трудового коллектива, педагогический совет и т.д. Задачи, содержание, формы и технология организации работы органов самоуправления ДОУ.
Общее собрание коллектива содействует осуществлению управленческих начал развитию инициативы работников ДОУ. Общее собрание коллектива содействует расширению коллегиальных, демократических форм управления ДОУ и воплощения в жизнь государственно-общественных принципов. Общее собрание коллектива содействует реализации права ДОУ на самостоятельность в решении вопросов, способствующих оптимальной организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности. Общее собрание коллектива формируется из всех работников ДОУ. К компетенции Общего собрания коллектива относится: принятие коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, положения о премировании работников ДОУ, положения о дополнительных платных услугах, договора между ДОУ и родителями (законными представителями) ребенка, годового плана ДОУ и иное; разработка и принятие Устава ДОУ, представление его на утверждение; избрание представителей работников в комиссию по трудовым спорам ДОУ; создание рабочей группы из коллектива ДОУ по разработке изменений и дополнений в Устав, в том числе изменений в виде новой редакции Устава; определяет тайным голосованием первичную профсоюзную организацию, которой поручает формирование представительного органа на переговорах с работодателем при заключении коллективного договора, если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников ДОУ; утверждает коллективные требования к работодателю; избирает делегатов на конференцию по выборам Управляющего совета ДОУ или другого органа самоуправления. Общее собрание коллектива организует взаимодействие с другими органами самоуправления ДОУ – Педагогическим советом, Родительским комитетом, Управляющим советом, Попечительским советом.
Главными задачами Педагогического совета являются: реализация государственной, региональной, муниципальной политики по вопросам образования; определение направления образовательной деятельности ДОУ, разработка программы развития ДОУ; повышение профессионального мастерства, развитие творческой активности педагогического коллектива ДОУ; ознакомление с достижениями педагогической науки и передовым педагогическим опытом и внедрение их в практическую деятельность ДОУ. Членами Педагогического совета являются все педагогические и административные работники, а также могут быть председатель Управляющего совета и председатель Родительского комитета ДОУ. К компетенции Педагогического совета относится: определение направления образовательной деятельности ДОУ; обсуждение и выбор различных вариантов содержания образования, форм, методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации; отбор утверждение образовательных программ для использования в ДОУ; обсуждение вопросов содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ; обсуждение годового календарного учебного графика, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); рассмотрение вопросов повышения квалификации и переподготовки педагогических работников; организация выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта; рассмотрение вопросов организации дополнительных услуг родителям; утверждение характеристик работников, представляемых к почетному званию «Заслуженный учитель Российской Федерации» и почетному знаку «Почетный работник общего образования»; внесение рекомендаций и предложений об изменении и дополнении документов ДОУ, регламентирующих организацию образовательного процесса; по созданию оптимальных условий для обучения и воспитания, в том числе по укреплению здоровья и организации питании. Педагогический совет организует взаимодействие с другими органами самоуправления ДОУ – Общим собранием коллектива, Родительским комитетом, Управляющим советом, Попечительским советом.
Основными задачами Совета ДОУ являются: определение основных направлений развития ДОУ; содействие созданию в ДОУ оптимальных условий и форм организации образовательного процесса; финансово-экономическое содействие работе ДОУ за счёт рационального использования выделяемых ДОУ бюджетных средств, доходов от собственной, приносящей доход деятельности и привлечения средств из внебюджетных источников; обеспечение прозрачности привлекаемых и расходуемых финансовых и материальных средств; повышение эффективности финансово-экономической деятельности ДОУ, стимулирования труда его работников; контроль за соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в ДОУ, сохранения и укрепления здоровья воспитанников, за целевым и рациональным расходованием финансовых средств ДОУ.; участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в случаях, когда это необходимо. Совет ДОУ организует взаимодействие с другими органами самоуправления ДОУ – Общим собранием коллектива, Педагогическим советом, Попечительским советом, Родительским комитетом. В состав Совета ДОУ входят представители родителей (законных представителей) воспитанников, педагогических работников ДОУ и Руководитель ДОУ. В состав Совета ДОУ также могут входить, представители юридических лиц и общественных объединений, а также физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В состав совета ДОУ может быть делегирован представитель Учредителя.
В соответствии с основными направлениями деятельности Попечительский совет осуществляет комплекс мер, направленных на: содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития ДОУ; содействие организации и улучшению условий труда педагогических и других работников ДОУ; содействие организации конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий ДОУ; содействие совершенствованию материально - технической базы ДОУ, благоустройству его помещений и территории; общественный контроль за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц (целевое использование внебюджетных средств администрацией ДОУ), в том числе общественный контроль рационального использования доходов от собственной деятельности ДОУ и привлеченных средств из внебюджетных источников, обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности. Членами Попечительского совета избираются родители воспитанников, также могут быть избраны представители юридических лиц и общественных объединений, а также физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, сотрудничающие с Бюджетным ДОУ и заинтересованные в его развитии. Руководитель ДОУ в соответствии со статьёй 276 Трудового кодекса Российской Федерации не может являться членом Попечительского совета. Попечительский совет организует взаимодействие с другими органами самоуправления ДОУ – Общим собранием коллектива, Педагогическим советом, Управляющим советом, Родительским комитетом.
- 1. Система дошкольного образования в Российской Федерации: состояние и перспективы развития.
- 1. Составление информационной справки:
- 1. Проанализируйте систему дошкольного образования в Российской Федерации. Покажите взаимосвязь и взаимообусловленность её основных компонентов
- 2. Обозначьте направления развития системы дошкольного образования на современном этапе
- 3. Спрогнозируйте развитие системы дошкольного образования в нашем городе на ближайшее десятилетие
- 2. Государственное регулирование системы дошкольного образования в Российской Федерации.
- 1. Какова компетенция органов управления образованием на различных уровнях?
- 2. Проанализируйте основные нормативные документы, регламентирующие деятельность доу
- 1. Каковы механизмы организации лицензирования и государственной аккредитации доу? Определите назначение данных процедур и трудности их организации (2 вопрос)
- 3. Обеспечение качества дошкольного образования в Российской Федерации.Литература: Крулехт м.В., Тельнюк и.В. Экспертные оценки в образовании
- 4. Управление дошкольной образовательной организацией: теория и практика.
- 5. Проектирование образовательной программы дошкольного образовательного учреждения: нормативно-правовой и методический аспект.
- 1. Проанализируйте образовательные программы для детей дошкольного возраста (2-3 на выбор студента). Обозначьте критерии для выбора образовательных программ в доу (5 вопрос)
- 5. Проектирование образовательной программы дошкольного образовательного учреждения: нормативно-правовой и методический аспект
- 6. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: состояние, проблемы и перспективы развития.
- Формы работы с родителями
- 7. Организация работы коллегиальных органов управления в дошкольной образовательной организации.
- 1. Обозначьте назначение и функции Совета педагогов доу. Каким образом организуется подготовка заседаний Совета педагогов доу? (вопрос 7)
- 7. Организация работы коллегиальных органов управления дошкольного образовательного учреждения.
- 8. Организация методической деятельности в дошкольной образовательной организации.
- Содержание методической работы старшего воспитателя
- 1.Феномен детства в дошкольной педагогике.
- 2. Педагогический процесс в детском саду.
- 3.Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста.
- 4 Организация обучения детей дошкольного возраста.
- 5.Организация творческих игр дошкольников в детском саду.
- 8. Подготовка ребенка к школьному обучению в детском саду.
- 6. Условия формирования готовности к школьному обучению (т. И. Бабаева).
- 9. Экспериментирование как познавательно-исследовательская деятельность дошкольников и метод экологического образования.
- 11. Развитие изобразительного творчества детей в детском саду.
- 12. Логико-математическое развитие детей в детском саду.