19. Классификация зпр по этиологическому признаку, разработанная к.С. Лебединского. Др.Классификации.
Этиопатогенетическая классификация(Лебединский).
В соответствии с ней выделяются четыре основных типа
задержки психического развития:
1)задержка психического развития конституционального генеза;
2)задержка психического развития соматогенного генеза;
3)задержка психического развития психогенного генеза;
4)задержка психического развития церебрально-органического генеза.
• Задержка психического развития конституционального генеза. К данному типу ЗПР относят наследственно обусловленный психический, психофизический инфантилизм — гармонический либо дисгармонический. В обоих случаях у детей преобладают черты эмоционально-личностной незрелости, «детскость» поведения, живость мимики и поведенческих реакций. При первом — незрелость психики сочетается с субтильным, но гармоничным телосложением, при втором — характер поведения и личностные особенности ребенка имеют патологические свойства. Это проявляется в аффективных вспышках, эгоцентризме, склонности к демонстративному поведению, истерическим реакциям. Как указывает И. Ф. Марковская (1993), расстройства поведения при дисгармоническом инфантилизме труднее поддаются психолого-педагогической коррекции и требуют больших усилий со стороны родителей и педагогов, поэтому таким детям показана дополнительная медикаментозная терапия.
В рамках ЗПР конституционального происхождения также рассматривают наследственно обусловленную парциальную недостаточность отдельных модально- специфических функций (праксис, гнозис, зрительная и слуховая память, речь), которые лежат в основе формирования сложных межанализаторных навыков, таких, как рисование, чтение, письмо, счет и другие. Генетическая обусловленность данных нарушений подтверждается передающимися в семьях детей с ЗПР из поколения в поколение случаями левшества, дислексии, дисграфии, акалькулии, недостаточности пространственного гнозиса и праксиса.
В плане коррекции это один из самых благоприятных типов психического
развития при ЗПР.
• Задержка психического развития соматогенного генеза. Данный тип
задержки психического развития обусловлен хроническими соматическими
заболеваниями внутренних органов ребенка — сердца, почек, печени, легких,
эндокринной системы и др. Часто они связаны с хроническими заболеваниями
матери. Особенно негативно на развитии детей сказываются тяжелые
инфекционные, неоднократно повторяющиеся заболевания в их первый год жизни.
Именно они вызывают задержку в развитии двигательных и речевых функций
детей, задерживают формирование навыков самообслуживания, затрудняют смену
фаз игровой деятельности.
Психическое развитие этих детей тормозится в первую очередь стойкой
астенией, которая резко снижает общий психический и физический тонус. На ее
фоне развиваются невропатические расстройства, свойственные соматогении —
неуверенность, робость, безынициативность, капризность, боязливость.
Поскольку дети растут в условиях щадящего режима и гиперопеки, у них
затруднено формирование позитивных личностных качеств, их круг общения
сужен, недостаток сенсорного опыта сказывается на пополнении запаса
представлений об окружающем мире и его явлениях. Нередко возникает
вторичная инфантилизация, которая приводит к снижению работоспособности и
более стойкой задержке психического развития. Учет сочетания всех этих
факторов лежит в основе прогноза перспектив дальнейшего развития ребенка и
в определении содержания лечебно-профилактического, коррекционно-
педагогического и воспитательного воздействий на ребенка.
• Задержка психического развития психогенного генеза. Данный вид ЗПР
связывается с неблагоприятными условиями воспитания, ограничивающими либо
искажающими стимуляцию психического развития ребенка на ранних этапах его
развития. Отклонения в психофизическом развитии детей при данном варианте определяются психотравмирующим воздействием среды. Его влияние может сказаться на ребенке еще в утробе матери, если женщина испытывает сильные, длительно действующие негативные переживания.
ЗПР психогенного генеза может быть связана с социальным сиротством,
культурной депривацией, безнадзорностью. Очень часто данный тип ЗПР
возникает у детей, воспитываемых психически больными родителями, прежде
всего матерью. Нарушения познавательной деятельности у таких детей
обусловлены бедным запасом их представлений об окружающем мире, низкой
работоспособностью, лабильностью нервной системы, несформированностью
произвольной регуляции деятельности, специфическими особенностями поведения
и психики.
«инфантилизированный» (Г. Е. Сухарева, 1959). Все они приводят к ранней
невротизации личности. При этом у одних детей наблюдается агрессивность,
непоследовательность действий, необдуманность и импульсивность поступков, у
Нарушения поведения, фиксируемые у этих детей, сильно зависят от своеобразия ситуационных факторов, длительно влияющих на ребенка. А в зависимости от индивидуальных особенностей его психики возникают различные типы эмоционального реагирования: агрессивно-защитный, пассивно-защитный, других — робость, плаксивость, недоверчивость, страхи, отсутствие творческого воображения и выраженных интересов. Если при воспитании ребенка со стороны родных преобладает гиперопека, то отмечается другой тип патохарактерологического развития личности. Эти дети не владеют навыками самообслуживания, капризны, нетерпеливы, не приучены к самостоятельному решению возникающих проблем. У них отмечается завышенная самооценка, эгоизм, отсутствие трудолюбия, неспособность к сопереживанию и самоограничению, склонность к ипохондрическим переживаниям.
Эффективность коррекционных мероприятий при данном типе ЗПР напрямую
связана с возможностью перестройки неблагоприятного семейного климата и
преодоления изнеживающего или отвергающего ребенка типа семейного
воспитания.
• Задержка психического развития церебрально-органического генеза.
Последний среди рассматриваемых тип задержки психического развития занимает
основное место в границах данного отклонения. Он встречается у детей
наиболее часто и он же вызывает у детей наиболее выраженные нарушения в их
эмоционально-волевой и познавательной деятельности в целом.
По данным И. Ф. Марковской (1993), при этом типе сочетаются признаки
незрелости нервной системы ребенка и признаки парциальной поврежденности
ряда психических функций. Ею выделяются два основных клинико-
психологических варианта задержки психического развития церебрально-
органического генеза.
При первом варианте преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по
типу органического инфантилизма. Если и отмечается энцефалопатическая
симптоматика, то она представлена негрубыми церебрастеническими и
неврозоподобными расстройствами. Высшие психические функции при этом
недостаточно сформированы, истощаемы и дефицитарны в звене контроля
произвольной деятельности.
При втором варианте доминируют симптомы поврежденности: выявляются
стойкие энцефалопатические расстройства, парциальные нарушения корковых
функций и тяжелые нейродинамические расстройства (инертность, склонность к
персеверациям). Регуляция психической деятельности ребенка нарушена не
только в сфере контроля, но и в области программирования познавательной
деятельности. Это приводит к низкому уровню овладения всеми видами
произвольной деятельности. У ребенка задерживается формирование предметно-
манипулятивной, речевой, игровой, продуктивной и учебной деятельности. В
ряде случаев мы можем говорить о «смещенном сензитиве» в развитии
психических функций и в процессе формирования психологических
новообразований возраста.
Прогноз задержки психического развития церебрально-органического генеза
в значительной степени зависит от состояния высших корковых функций и типа
возрастной динамики его развития. Как отмечает И. Ф. Марковская (1993), при
преобладании общих нейродинамических расстройств прогноз достаточно
благоприятен. При их сочетании с выраженной дефицитарностью отдельных
корковых функций необходима массированная психолого-педагогическая
коррекция, осуществляемая в условиях специализированного детского сада.
Первичные стойкие и обширные расстройства программирования, контроля и
инициирования произвольных видов психической деятельности требуют
отграничения их от умственной отсталости и других серьезных психических
расстройств.
--------------
- 1. Задержка психического развития как специфический вид дизонтогенеза.
- 2. Классификации зпр
- 3. Гармонический психофизический инфантилизм.
- 4. Терминология, используемая для обозначения детей с зпр отечественными и зарубежными специалистами.
- 5. Классификация с зпр м.С. Певзнер на основании сочетания инфантилизма с другими проблемами развития.
- 6. Психоорганический синдром, влияние его на деятельность.
- 7. Дисгармонический инфантилизм.
- 8. Понятие минимальной мозговой дисфункции.
- 9. Особенности выраженности симптомов ммд .
- 10. Факторы риска возникновения ммд.
- 11. Причины, признаки синдрома дефицита внимания.
- 12. Клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Нейропсихологические причины
- 13. Диагностические критерии сдвг по классификации dsm-IV
- 14. Методика тулуз-пьерона.
- 15. Основные составляющие комплексного психологического диагноза.
- 16.Аномалии развития, наиболее трудно дифференцируемые с зпр.
- 17. Принципы дифференциальной диагностики, предложенные в.И. Лубовским.
- 18. Психическое и соц. Развитие дошкольников с разными формами зпр.
- 19. Классификация зпр по этиологическому признаку, разработанная к.С. Лебединского. Др.Классификации.
- 20. Особенности становления и смены форм общения ребенка с зпр..
- 21. Характеристика игровой деятельности дошкольников с различными формами зпр в сравнении с игровой деятельностью уо и нормально развивающихся сверстников.
- 22. Особенности психического развития младших школьников.
- 23. Мотивационно-целевые установки младших школьников с зпр.
- 24. Особенности познавательных процессов у детей с зпр и их развитие на протяжении школьного возраста.
- 25. Особенности личностно-социального развития при зпр: мотивация, самооценка, произвольно - волевая регуляция.
- 26.Понятие.Органической психопатии.
- 27. Особенности межличностных отношений в семьях, имеющих детей с зпр.
- 28. Факторы дестабилизации семейной ситуации при различных отклонениях развития ребенка
- 29. . Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка.
- 30. Характеристика уровня развития различных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, речи)
- 31. Готовность детей с зпр к школьному обучению.
- 32.Особенности формирования психологической готовности к школьному обучению при зпр.
- 33. Особенности формирования мотивационно-волевой готовности к школьному обучению при зпр.
- 34. Развитие высших форм игровой деятельности как показатель готовности к принятию учебной деятельности в качестве ведущей.
- 35. Основные принципы и направления в организации психолого- педагогической помощи детям с зпр.
- 36. Общая, типовая и индивидуализированная модели коррекции детей с зпр в условиях диагностико-коррекционных групп.
- 37..Концепция коррекционно-развивающего обучения.
- 39. Психолого-медико-педагогический консилиум: цели, назначение, оптимальный алгоритм проведения..