Психологическая помощь детям с зпр
Основной целью психологической коррекции детей с ЗПР является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
Важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и личности детей является учет формы и степени тяжести задержки.
Целесообразно выделить три блока психокоррекционного процесса: мотивационный, регуляторный и блок контроля.
Мотивационный блок. Его содержание: неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия. Психокоррекционные задачи: формирование познавательных мотивов: создать проблемные учебные ситуации; стимулировать активность ребенка на занятиях. Обратить внимание на тип семейного воспитания.
Блок регуляции. Содержание бока: неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию. Психокоррекционные задачи: Обучить ребенка планированию своей деятельности во времени. Предварительно организовать ориентировки в заданиях. Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности.
Блок контроля: Содержание блока: неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения. Психокоррекционные задачи: обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности. Обучить контролю в процессе деятельности.
Приемы: Создание игровых учебных ситуаций, дидактические и развивающие игры, обучение продуктивным видам деятельности, развитие наблюдательности, игры и упражнения на внимание и память, обучение моделированию.
Принципы психокоррекции: деятельностный подход, комплексный подход, ориентировка на ЗАР и на ЗБР.
Взаимосвязь диагностики и коррекции.
Основная цель психологической помощи семьям, имеющим детей с ЗПР, состоит в совершенствовании внутрисемейных отношений, способствующих индивидуально-личностному развитию ребенка. Психологическое консультирование ведется по нескольким направлениям:
-оценка уровня психологического здоровья ребенка
-информирование родителей о психологических особенностях ребенка
-повышение психологической грамотности родителей
-оказание профессиональной помощи в решении проблемы
-мобилизация скрытых психологических ресурсов ребенка
-коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний ребенка
-выявление психологических ресурсов для дальнейшего развития личности ребенка
- Материалы для подготовки гак по Специальной педагогике и психологии-Дети с зпр
- Дети с задержкой психического развитии (зпр)
- 3. Зпр психогенного происхождения. Этот тип зпр связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.
- Роль средового фактора в формировании задержки психического развития
- Дифференциальная диагностика зпр и олигофрении
- Психологическая коррекция нарушений познавательной деятельности детей с зпр
- Рекомендации по коррекционной работе устной речи
- Зпр соматогенного происхождения
- Зпр психогенного происхождения
- Зпр церебрально-органического происхождения
- Эмоциональная сфера
- Межличностные отношения
- Особенности поведения
- Формирование личности ребенка с зпр в воспитательно-образовательном процессе доу
- Определение готовности к школьному обучению детей с зпр. Направления и содержание коррекционно-развивающей работы.
- Особенности и формирование игровой деятельности детей с зпр. Возможности интеграции детей с зпр в среду сверстников через различные виды деятельности
- Соотношение разных видов контактов со взрослым у старших дошкольников с зпр к моменту поступления в группу, %
- Некоторые приемы формирования сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с зпр
- Психологическая помощь детям с зпр
- Коррекционная среда для детей с зпр
- Особенности саморегуляции и формирование общей способности к учению у детей с зпр
- I. Ребенок встречает предложенное ему задание с выраженным интересом. Интерес к деятельности сохраняется у не-
- 1По представить положение такого ребенка на групповом занятии: он «выпадает» из него, занятие не продвигает его в психическом развитии, оно теряет для него свой развивающий эффект.
- Особенности речи, письма и чтения, их коррекция у детей с зпр
- Особенности речи детей с зпр
- Письмо.
- Трудности при обучении чтению: психологические причины, диагностика и коррекция
- Трудности при обучении математике: психологические причины, диагностика и коррекция