Особенности речевого развития
О недостатках речи у многих детей с задержкой психического развития свидетельствует прежде всего запоздалое появление первых слов и первых фраз . Затем отмечается замедленное расширение словаря и овладение грамматическим строем, в результате отстает формирование эмпирических языковых обобщений. Нередко имеются недостатки произношения и различения отдельных звуков. Вместе с тем наблюдения показывают, что в пределах повседневных нужд и проблем устная речь старших дошкольников этой категории удовлетворяет их потребности в общении. В условиях повседневного общения недостатки словаря, грамматического оформления и произношения заметно не выступают. Вместе с тем нельзя не отметить недостаточную отчетливость, “смазанность” речи большинства этих дошкольников. Имея в виду их крайне низкую речевую активность, можно предположить, что эта нечеткость речи связана с малой подвижностью артикуляционного аппарата вследствие недостаточной речевой практики.
Наиболее весомый вклад в изучение особенностей речи дошкольников этой категории внесли Е. С. Слепович (1981, 1989) и Р.Д.Тригер (1987, 1989, 1993). В дальнейшем изложении используются преимущественно данные этих авторов.
К старшему дошкольному возрасту бытовая речь этих детей почти не отличается от характерной для нормально развивающихся сверстников . Ограниченность словаря детей, особенно активного, обнаруживается за пределами повседневной тематики в тех случаях, когда им приходится пользоваться монологической речью (например, когда детям предлагается пересказать прочитанный им рассказ, составить собственный рассказ по картинке или устное сочинение на заданную тему). В таких ситуациях в наибольшей мере выступают характерное для этих детей очень резко выраженное расхождение между объемом активного и пассивного словаря, особенно в отношении прилагательных, отсутствие в их речи многих слов, обозначающих свойства предметов и явлений окружающего мира, неточное употребление слов, часто с расширенным значением, крайняя ограниченность слов , обозначающих общие понятия, трудности активизации словарного запаса. Обнаруживаются специфические особенности и затруднения словообразования. Выполняя задание — образовать от знакомого существительного отсутствующие в их словаре прилагательные, они могут использовать продуктивный, но не годящийся в данном случае суффикс, в результате чего возникают неологизмы (“окновый”, “школовый”). Следует отметить, что к концу старшего дошкольного возраста, т. е. тогда, когда в речи нормально развивающихся детей такие образования уже перестают появляться, их количество значительно увеличивается и в спонтанной речи детей с задержкой психического развития.
Отставание в формировании грамматического строя проявляется в том , что эти дети, конструируя предложения, строят их крайне примитивно и делают много ошибок: нарушают порядок слов (“Мальчик учится в школе умный”), не согласуют определения с определяемым словом, рассказ по картинке заменяют простым перечислением изображенных на ней объектов (“Дядя... нарисованный... и ведро и метелка” — по картинке “Маляр”) . Эти недостатки иногда обнаруживаются и в спонтанной речи детей, но в монологической речи (пересказ прослушанного текста, рассказ по сюжетной картинке, устное сочинение на заданную тему) они встречаются во много раз чаще. Из заданий, требующих использования монологической речи, наименее сложным оказался пересказ и наиболее трудным — рассказ на заданную тему, когда отсутствуют внешние опоры и высказывания строятся на основе создания ребенком внутреннего плана, который затем развертывается.
Отставание в формировании контекстной речи, как в целом отставание в речевом развитии, является у детей рассматриваемой категории вторичным дефектом, следствием недостаточности аналитико-синтетической деятельности, низкого уровня познавательной и собственно речевой активности, несформированности мыслительных операций. Оно проявляется не только в недостатках экспрессивной речи, но и в трудностях понимания детьми “которых грамматических конструкций. Большие трудности испытывают дети в понимании отношений, передаваемых формами творительного падежа (“Покажи карандашом линейку”), атрибутивных конструкций родительного падежа (“брат отца” , “дочкина мама”), структур с необычным порядком слов (“Ваню ударил Коля. Сто драчун?”), сравнительных конструкций (“Коля выше Вани, го ниже Сережи”) . Значительные затруднения вызывает у них понимание некоторых форм выражения пространственных отношений (“Нарисуй круг под квадратом”).
Необходимо отметить, что все перечисленные недостатки проявляются не в равной мере у всех дошкольников с задержкой психического развития. Есть дети, отставание в речевом развитии которых проявляется незначительно, но есть и такие, у которых оно выражено особенно сильно, и их речь приближается к характерной для умственно отсталых, которым такие задания, как рассказ по сюжетной картинке или на заданную тему, вообще недоступны (Н. Ю. Борякова, 1983).
В этих случаях можно предположить наличие сложного дефекта — сочетания задержки психического развития и первичного нарушения речевого развития (по данным Т. А. Фотековой).
Важно иметь в виду, что описанные трудности практически отсутствуют в понимании обращенной речи в пределах повседневной тематики и бытового словаря. В то же время у умственно отсталых и в этом случае отмечаются некоторые затруднения. В исследовании И. А. Коробейникова (1980) показано, что различия между детьми с задержкой психического развития и нормально развивающимися в этом плане несущественные, в то время как между ними и умственно отсталыми различия достигают значимой величины (р < 0,01).
Этот же автор отмечает значительно меньшие возможности детей рассматриваемой категории в сравнении с нормально развивающимися по вербализации воспринимаемого и их собственных действий .
В заключение остановимся еще на одной важной особенности речевого развития старших дошкольников с задержкой психического развития. У них, как правило, отсутствует отношение к речи как особой стороне действительности, особой реальности, которое спонтанно формируется у нормально развивающихся детей, начиная со среднего дошкольного возраста. Достаточно успешно используя речь в общении, дети не отделяют коммуникативную функцию речи от других ее функций, не отделяют слов от их предметного содержания, от своих потребностей и действий. Речевой поток для них выступает как нечто целое, они не умеют членить его на слова, тем более они не в состоянии вычленять отдельные звуки в слове. У них отсутствует познавательное отношение к речи, характерное для нормально развивающихся старших дошкольников.
Это создает значительные трудности в обучении грамоте, когда они приходят в школу. Вместе с тем было показано (Р. Д. Тригер, 1987, 1989), что познавательное отношение к речи и ее понимание этими детьми как особой реальности может быть достаточно успешно и быстро сформированы на специальных занятиях.
- Учебное пособие
- Глава 1
- 1.1. Предмет, задачи и методы специальной психологии
- 1.2. Общие и специфические закономерности психического развития
- 1.3. Динамика психического развития в условиях недостаточности функций
- Глава 2 умственно отсталые дети
- 2.1. Определение понятия. Причины нарушений интеллектуального развития у детей
- 2.2. История психолого-педагогического изучения умственно отсталых детей
- 2.3. Социально-педагогические условия жизни умственно отсталых детей на современном этапе развития общества
- 2.4. Психологическая характеристика умственно отсталых детей Моторика
- 2.5. Умственно отсталые дети со сложным дефектом
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3
- 3.1. Определение. Причины. Классификация
- 3.2. Задержка психического развития в дошкольном возрасте
- Особенности моторики
- Внимание
- Особенности мышления
- Особенности речевого развития
- Игровая деятельность
- 3.3. Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте
- Особенности внимания
- Восприятие
- Мышление
- Особенности речевого развития
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Глава 4
- 4.1. Сурдопсихология как раздел специальной психологии
- Методы сурдопсихологии
- 4.2. Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте
- 4.3. Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте
- 4.4. Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте
- 4.5. Жестовая речь глухих
- 4.6. Особенности психического развития слабослышащих детей
- 4.7. Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава 5 дети с нарушениями зрения
- 5.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих
- 5.2. Возрастные особенности психического развития детей с нарушением зрения от младенчества до школьного возраста
- 5.3. Личность и особенности ее развития при нарушениях зрения1
- 5.4. Деятельность и внимание при дефектах зрения
- Внимание при нарушениях зрения
- 5.5. Особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения
- 5.6. Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением и использование его в процессе обучения
- 5.7. Осязание
- 5.8. Представления
- 5.9. Пространственные представления и пространственная ориентировка слепых и слабовидящих
- 5.10. Память
- 5.11. Мышление детей с недостатками зрения
- 5.12. Формирование образов внешнего мира при нарушениях зрения
- 5.13. Формирование системных слуховых образов у детей с нарушением зрения
- 5.14. Речь и общение при нарушениях зрения
- 5.15. Эмоционально-волевая сфера при нарушениях зрения. Особенности эмоций и чувств у слепых
- 5.16. Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения
- Глава 6
- 6.1. Определение, этиология, основные формы
- 6.2. Психическое развитие при детском церебральном
- 6.3. Олигофрения у детей с церебральным параличом
- 6.4. Нейроонтогенетический подход к диагностике и коррекции двигательных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Глава 7
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8
- 8.1. Направления практического применения психологических исследований
- 8.2. Адаптация. Коррекция и компенсация функций
- 8.3. Психодиагностика нарушений развития у детей
- 8.4. Психологическая служба в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
- Глава 1. Общие проблемы специальной
- Глава 2. Умственно отсталые дети 18
- Глава 3. Задержка психического развития ...45
- Глава 4. Дети с нарушениями слуха 76
- Глава 5. Дети с нарушениями зрения 107
- Глава 6. Дети с церебральным параличом 198
- Глава 7. Слепоглухие дети 212
- Глава 8. Прикладные проблемы специальной