Выводы по 1 главе
Важное место в жизненном и профессиональном самоопределении старшеклассников занимают ценностные ориентации, являясь общественными регуляторами сознания и поведения человека. (по М. Пряжников)
Профессиональное самоопределение – процесс принятия решений, касающихся профессионального развития; это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности. Профессиональное самоопределение тесным образом связано с понятием «профессиональная направленность». Это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях.
Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Профессиональное самоопределение становится характерной особенностью в юношеском возрасте.
Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, которые оказывают особое влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения.
Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей. В своем поведении старшеклассник все больше начинает ориентироваться на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего жизненного опыта.
В возрасте 16-17 лет подростки еще не готовы сделать зрелый, полноценный выбор дальнейшего профессионального самоопределения по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций.
При подготовке к выбору профессии особое внимание уделяется формированию ценностных ориентаций. Они являются общественными регуляторами сознания и поведения человека, в которых сплетаются воедино личностный и социальный аспекты выбора профессии.
Таким образом, чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения, необходимо обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и направленностью этой картины в будущее.
- Дипломная работа
- Глава 1. Теоретический анализ ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников…………………………..….…………………………..6
- Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций и
- Введение
- Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников
- Понятия «ценность» и «ценностные ориентации» личности
- Ценностные ориентации в юношеском возрасте
- 1.2. Процесс профессионального самоопределения
- 1.2.1. Психологические особенности профессионального самоопределения
- 1.2.2. Представления старшеклассников о будущей профессии
- 1.3. Роль ценностных ориентаций в процессе профессионального самоопределения старшеклассников
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Исследование ценностных ориентаций и профессиональной направленности старшеклассников
- 2.1. Программа исследования
- 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
- Выводы по 2 главе
- Заключение
- Список литературы
- Методика «Ценностные ориентации» (м. Рокич)
- Дифференциально-диагностический опросник е.А. Климова
- Методика «самоактуализационный тест» (сат)