10. Коменский и становление педагогики как науки. Принцип природосообразности.
О роли воспитания, его целях и задачах. Взгляды Коменского на ребенка, его развитие и воспитание коренным образом отличались от средневековых представлений. Коменский отвергал религиозные измышления о греховности природы человека, хотя и не освободился еще от влияния религии. Коменский верил в огромную роль воспитания в развитии человека и утверждал, что благодаря воспитанию “из всякого ребенка можно сделать человека”, что все дети при умелом "к ним педагогическом подходе могут стать воспитанными и образованными.
Взгляды Коменского на ребенка как на существо развивающееся, его вера в силу и возможности воспитания были прогрессивными.
Его идеалом, являлся человек, способный “знать, действовать и говорить”. Поэтому он полагал необходимым с ранних лет планомерно развивать в детях все их физические и духовные силы, помогать им постоянно совершенствоваться.
Принцип природосообразности воспитания. Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Коменский призывал в искусстве “учить всех всему”, исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Следуя установившимся в эпоху Возрождения взглядам на человека, Коменский считал его частью природы и утверждал, что все в природе, включая и человека, подчинено единым и универсальным законам. Коменский помышлял о создании “всеобщего естественного метода”, который вытекает из “природы вещей и основывается, по его словам, “на самой человеческой природе”. Поэтому, обосновывая свои педагогические положения, он часто прибегал к ссылкам на явления природы и примеры человеческой деятельности. Например, желая доказать, что преподавание следует начинать с общего ознакомления с предметом, с целостного восприятия его детьми, а уже затем переходить к изучению отдельных его сторон, Коменский говорил, что природа все начинает с самого общего и кончает частным.
Коменский глубоко проникал в природу процесса обучения; он стремился построить обучение на знании законов развития человека, рассматриваемого им как часть природы. Природосообразным, по Коменскому, является только такое обучение, которое строится с учетом возрастных особенностей детей.
Всеобщее обучение. Считая, что все дети способны воспринять знания, Коменский хотел “учить всех всему”. Он требовал всеобщего обучения, которое должно распространяться как на богатых, так и на бедных, как на мальчиков, так и на девочек: все должны получать образование, “вплоть до ремесленников, мужиков, носильщиков и женщин". Эта идея всеобщего обучения детей обоего пола, несомненно, была передовым, демократическим требованием, отвечавшим интересам народных масс.
Коменский полагал, что школа должна давать детям всестороннее образование, которое развивало бы их ум, нравственность, чувства и волю. Веря в силу человеческого разума, он мечтал о такой школе, которая была бы “истинной мастерской людей, где умы учащихся озаряются блеском мудрости”. Коменский решительно осуждал школы, в которых процесс обучения состоял в зубрежке непонятных детям религиозных текстов, называл их “пугалом для мальчиков и застенком для умов и требовал их коренного преобразования.
- 1. История образования как наука и учебная дисциплина. Философско-методологические принципы образования. Цели и задачи изучаемого курса.
- 2. Содержание и характер воспитания в первобытном обществе
- 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в древнем мире.
- 4. Воспитание и образование в Древней Греции и Древнем Риме Римская система воспитания и образования.
- Афинская система воспитания и образования.
- Спартанская система воспитания.
- 5. Др.Греч-е философы Сократ и Платон о воспитании.
- 6. Идеи Аристотеля о всестороннем развитии человека.
- 7. Образ-е и воспит-е в средние века в Зап. Европе.
- 8. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.
- 9. Педагогические идеи д. Локка.
- 10. Коменский и становление педагогики как науки. Принцип природосообразности.
- 11. Я. Коменский о возр-ой период-ции и системе школ.
- 12. Коменский о содержании образования и методике обучения.
- 13. Концепция естественного свободного воспитания ж.Ж. Руссо.
- 14. Социально-педагогические взгляды и деятельность р. Оуэна
- 15. Идеи развив-го обуч-я в пед-ой теор. И.Г.Песталоцци.
- 16. Идеи развив-го обучения в трудах ф.А. Дистерверга.
- 17. Теория воспитывающего обучения и.Ф. Герберта.
- 18. "Новое воспитание" и реформаторские образовательные течения. Педагогика Прагматизма Дьюи.
- 19. Идея Трудовой школы Керштейнера
- 20. Антропософия Штайнера
- 21. Основные направ-я зарубежной педагогики XX века.
- 22. Влияние христианства на развитие образований и педагогической мысли Древней Руси.
- 23. Просветительские реформы начала XVIII в в России.
- 25. Педагогическая мысль России XVIII века (и.И. Бецкой, н.И. Новиков, а.Н. Радищев).
- 26. Устав народных училищ 1786 года.
- 27. Создание гос-ой системы начального, среднего и высшего образ-я в России в XIX в. (уставы 1804, 1828 гг.).
- 29. Развитие идеи о свободном воспитании л.Н. Толстым.
- 30. Педагогическая деятельность к.Д. Ушинского.
- 31.К.Д.Ушинский о пед-ке как науке и иск-ве воспит-я.
- 32. Идеи народности в воспитании к.Д. Ушинского.
- 33. Дидактика к.Д. Ушинского.
- 35. Вклад ш.Марджани в просв-ии татарского народа.
- 36. Каюм Насыйри - выдающийся татарский педагог.
- 37.Риза Фахретдин - идеолог и лидер движ-я джадидизма.
- 38. Основные принципы единой трудовой школы.
- 39. Разработка теории и практики воспитания в коллективе а.С. Макаренко.
- 40. Отечественная педагогика советского периода.
- 41. Воспитательная система с.Т. Шацкого.
- 42. Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.