logo search
Мат подг ГАК-Дети ЗПР

Межличностные отношения

Межличностные отношения детей в малой группе — одна из ведущих форм реализации социальной сущности каждого ребенка и психологическая база для сплочения группы.

Выделяют два основных и разных по своей природе пласта меж­личностных отношений.

Первый - формально извне организованные ролевые отношения на основе делового распределения ролей в совместной деятельности (роль старосты, санитара, дежурного, ведущего в игре и так далее).

Второй - неформальные, эмоционально-личностные отношения, основанные на личных предпочтениях, симпатиях - антипатиях, вза­имной приязни. Это известные отношения любви, дружбы, приятель­ства, интереса, отчуждения, вражды, ненависти. Эмоциональные кон­такты очень важны, так как они создают эмоциональное благополу­чие самого индивида, что, в свою очередь, во многом определяет по­ложительный психологический потенциал коллектива в целом.

Социальная среда обладает в отношении личности огромным пе­дагогическим и психологическим потенциалом. Детский коллектив - достаточно активный субъект воспитательных отношений. Детс­кая среда обучает ребенка: общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме. Детский коллектив воспитывает у ребенка социально-психологические каче­ства (социальный интеллект, умение понимать партнера, тактичность, вежливость, умение вступать в контакт и поддерживать его, коллек­тивистские качества, способность к кооперации и взаимодействию, разумного отношения личных и общественных интересов, к сопере­живанию), навыки общественной дисциплины. Среда развивает у ре­бенка эмоционально-волевую сферу, именно межличностные отно­шения дают основную пищу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развить механизмы са­морегуляции (самоконтроля, самообладания и т.д.). Духовное влия­ние коллектива и личности взаимно. Ребенок, овладевая фондом ду­ховного богатства группы, сам обогащает ее.

Также важна социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна (в идеале) создавать оптимальные психологические ус­ловия для развития личности: порождать чувство психологической за­щищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, обеспечивать устойчивое состояние эмоционального благо­получия, душевного комфорта, удовлетворять потребность быть лич­ностью, т.е. стать значимым для других людей, быть социально ком­петентным.

В группе детей с ЗПР существуют психологические ограничения. Социальные возможности их личности значительно ослаблены.

Опираясь на наблюдения за детьми с ЗПР, следует отметить следу­ющие черты своеобразия взаимоотношений в коррекционных группах и классах:

  1. Психологическая база для активного полноценной» обучения у детей с ЗПР дефицитно ослаблена. Низкая потребность в общении сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия (отчужде­ние, избежание конфликтов). Формирование коллектива и социализа­ция детей - трудная педагогическая проблема в них классах;

  2. Эмоциональная незрелость детей с ЗПР ведет к эмоциональ­ной поверхности контактов, слабому поддерживанию и сочувствию; контакты таких детей мимолетны, ситуативны, неустойчивы

  3. Расторможенность психических процессов, повышенная воз­будимость ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего пре­вращается в цепочку реакций (крик, драки, ссоры» буриме обиды и т.п.) и неадекватных способов выхода из конфликтов. Аффективные реакции быстро закрепляются и могут повторяться уже без видимых причин, вне реальных конфликтов;

  4. Общая незрелость (мотивационная, нравственная) определяет тенденцию данных детей к примитивной зависимости от более зрелых и активных, волевых членов коллектива, подчиненности им;

  5. Ввиду хронической учебной запущенности, тягостной и непо­сильной школьной ситуации дети с ЗПР часто прибегай к наиболее доступному способу - избеганию (убегают из школы, часто прогу­ливают), отчего психологические связи ребенка с ЗПР и детского коллектива становятся еще более ослабленными;

6. У детей с ЗПР нет развитой самооценки, устойчивости и кри­тичности, что обусловливает у них проявление склонности к преувеличению своих возможностей, к переоценке своего обаяния и влия­ния. Ребенок с ЗПР не может правильно уловить смысл оценки ок­ружающих, поэтому не регулирует свое поведение, а значит, воспи­тывающая сила коллектива весьма невелика.

  1. Большинство детей с ЗПР психически неустойчивы. Это опре­деляет особенности их общественного поведения: оно непоследова­тельно, неровно, часто нелогично, конфликтно, малопредсказуемо.

  2. Адаптивные механизмы у ребенка с ЗПР также своеобразны. Он не имеет достаточно развитых интеллектуальных и эмоциональ­но-волевых возможностей для самостоятельного и продуктивного устранения недостатков. Способы самокоррекции, доступные ему: избегание, побеги, прогулы, конфликты не требуют труда, длитель­ного волевого усилия. Желание добиться похвалы удовлетворяется путем хвастовства, обмана; стремление иметь какую-нибудь вещь - воровства, жажда получения удовольствия - бродяжничества. Такие формы поведения учащихся вызывают негативную реакцию окру­жающих, тормозят социализацию ребенка.

Учитель, воспитатель, работающий с детьми с ЗПР, сталкивается с рядом серьезных психологических проблем.

В воспитании детей с ЗПР важен диагностический подход: он по­может своевременно уловить актуальное состояние и личности, и коллектива. (В классах для детей с ЗПР необходимы добрые, терпимые, способные умело сочетать настойчивость с доброжелательным, чутким и заботливым отношением к детям педагоги, умеющие насытить атмосферу класса спокойствием, бодростью, дружелю­бием, что предупредит и снимет агрессивность. Гуманизация жиз­ненного пространства ребенка с ЗПР предполагает не столько ру­ководство и манипулирование его поведением, сколько создание условий для реализации и раскрытия сущности человеческих взаимо­отношений.

На основе трех основных критериев гуманистической психоло­гии: безоценочного принятия человека, эмпатийного его слушания и конгруэнтного самовыражения в общении с ним (К. Роджерс) для модулирования жизненного пространства можно использовать ряд специальных упражнений, которые призваны способствовать свобод­ному развитию таких умений - слушать и слышать собеседника; внимательно относиться к себе и окружающим; понимать и принимать внутренний мир другого человека.)