16.Основные разделы и содержание работы на уроках произношения
I. Обследование учащихся.
II. Формирование навыков правильного произношения и различения звуков.
1. Развитие историки артикуляционного аппарата в соответствии с индивидуальными затруднениями учащихся. Для детей выраженным нарушением подвижности речевого аппарата проводятся специальные упражнения, развивающие мышцы лица; для детей с врожденными расщелинами губы и нёба — упражнения, направленные на развитие правильного дыхания, подвижности мягкого нёба и т. д.
2. Уточнение произношения звуков. Гласные звуки [а], [у], [и], [о], [э], [ы] и их сочетания. Различение гласных звуков.
Выработка точной координации движений речевого аппарата При образовании согласных звуков [п], [т], [м], |[в], [н], [к], [ф], [х] в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся. Различение согласных звуков.
3. Выработка движений, необходимых для правильного произношения звуков [J], [с], [с1], [з], [з1], [б], [б'], [т], [т1], [д],[д'], [г],[г'].
4. Коррекция неправильно произносимых звуков в соответствии с индивидуальными затруднениями детей.
5. Преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и предложений (на материале правильно произносимых звуков).
Четкое произнесение слогов и сочетаний: уа, иау, та, ат, таг, втпа; слоговых рядов с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов: и-а-у..., у-а-и..., та-та-ка..., ка-ка-та..., па-та..., пта и т. д.
Восприятие и воспроизведение слоговых рядов с различным ударением: та-та-та; та-та-та; та-та-та.
Заучивание рифмованных потешек (Бом-бом-бом, вот мой дом). Усвоение слов следующего слогового состава: Тома, мак, панама, каток, ветка, танк; постепенное включение трехсложных слов (валенки, самолет) и со стечением согласных в начале слова
(стакан, плита).
Фронтальные занятия (48 ч)
1. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
Развитие историки артикуляционного аппарата. Закрепление правильного произношения и различения звуков:
6. Преодоление затруднений в анализе и синтезе звукового состава слов.
7. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся в формировании грамматического строя речи.
различение на слух усвоенных звуков и звукосочетаний от прочих ([у] от [а], [о], [ы], [и], [э]; па от ма, ка, ва; са от за, ща, тя, ша и т. д.). Различение звуков в составе слова;
4) развитие внимания, памяти; запоминание 3—4 инструкций выполнения действия, повторение в заданной последовательности «слоговых рядов (по-по; ка-жа; ус-ас-ос; спа; ста и т. д.), запоминание в заданной последовательности 3—4 слов различного и сходного ритмического и звукового состава (муха, кот, вата; липа, лента, лимон, малина; венок, каток, моток и т. д.).
Букварный период обучения
Индивидуальные занятия
1. Формирование навыков правильного произношения и различения звуков. Развитие историки артикуляционного аппарата, выработка движений, необходимых для правильного произнесений звуков [л], |ш], [р], [р'], [ж]. Коррекция звуков [л], [ш], [р], [р'], [ц], [ч], [щ]. Первоначальное закрепление поставленных звуков (в составе слогов, предложений, текстов).
2. Преодоление затруднений, связанных с произнесением слов сложного слогового состава и предложений на следующем материале: слоги и сочетания типа сас, сапа, пла;
с оппозиционными; авуками (шос); всевозможные слоговые ряды с ускорением темпа и изменением последовательности звуков в ряду: со-со-шо-со-шо... , ШО-шо-со-шо-со... ( шта-шта... , тша-тша... и т. п.; воспроизведение слоговых рядов с различным ударением.
Правильное произношение двухсложных и трехсложных слов с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков (телефон, спасибо, солнышко) и отдельных четырехсложных, употребление заученных слов в составе предложений. Текстов.
3. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся, связанных с анализом и синтезом звукового состава речи, чтением, письмом.
4. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся в формировании грамматического строя речи.
Фронтальные занятия (36ч)
I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
1) Развитие моторики артикуляционного аппарата.
Закрепление правильного произношения и различения звуков [т1], [д], [д'] – 3 часа;
[д] - [д'] – 2 часа;
[т] - [д] – 3 часа;
[г]-[г'] - 2 часа;
[к]-[г] - 3 часа;
[л], [л]-[л'], [ш]- 6 часов;
[с] -[ш] - 3 часа;
[ж], [ш]-[ж], [з]-[ж] - 6часов;
[р], [р'] - 2часа;
[р]-[р'],[л]-[р] - 4часа.
Развитие навыка правильного произношения изученных мягких звуков в сочетании с гласными (ти, те, тю, тя, те) и в конце слова (ать). Выделение мягкого согласного из состава слова.
Развитие фонематического восприятия, умения отличать усвоенные звуки от прочих ([з] от [с], [ж] — [з]; [б] от [п] и т. д.); и выделение из состава доступных по структуре слов звуки, звонкие, глухие, твердые и мягкие; запоминание инструкций доступной сложности (возьми три кубика, один ни стол, другой — под стол, третий — за шкаф); повторение в данной последовательности слогового ряда, состоящего из трёх - четырех сочетаний (спа-зба-спа, пло-плу-пла-плы) .
II, Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова. Усвоение произношения слогов различной сложности и сочетаний (смотрите «Индивидуальные занятия»).
Развитие навыка четкого и правильного произношения звуков в словах указанной сложности (см. раздел «Индивидуальные занятия».)
Четкое произношение окончания слова в связи с изменением его формы. Выделение ударного слова в двух-трехсложных словах, составление схемы двухсложного слова с обозначением мест ударения. Включение заученных слов в предложения и тексты.
1 класс Индивидуальные занятияОбследование всех учащихся.
Выявление особенностей строения и подвижности артикуляционного аппарата: произношения и различения звуков; произношения слов различной слоговой структуры и предложений; внятности, темпа и плавности речи; чтения и письма; словаря, грамматического строя речи.
Преодоление индивидуальных речевых нарушений учащихся (в течение года).
Развитие движений артикуляционного аппарата, необходимых для правильного и четкого произношения звуков. Коррекция недостатков произношения звуков у вновь поступивших учащихся и школьников с нарушением подвижности или строения артикуляционного аппарата (в соответствии с индивидуальными планами и общим планом обучения).
Преодоление индивидуальных затруднений в овладении произношением слов сложного звуко-слогового состава (со стечением днух-трех согласных, трех-четырехсложных различного слогового состава и т. п.) и предложений.
Преодоление индивидуальных затруднений в анализе и синтезе ,звукового состава речи, устранение дисграфии и дислексии.
Преодоление индивидуальных затруднений в овладении словарем и грамматическим строем языка.
Фронтальные занятия (68 ч)
(I вариант)
I. Формирование навыков произношения'звуков и развитие фонематического восприятия.
Правильное произношение и различение следующих звуков:
гласных [а], [у], [о], [ы], [и], [э] - (2 ч);
твердых согласных не требующих -коррекции: [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х] – (18 ч); дифференциация звуков [к] —[х] (1 ч);
мягких согласных [м'], [п'], [в'], [к'], [н'], [ф'], [т'] в сочетании с гласными [и], [е] - (2 ч); дифференциация изученных твердых и мягких согласных в сочетаниях типа пы-пи (пыль — пили)- (Зч).
Правильное произношение и различение звуков [с], [с'], [б], 16'], [д], [д'], [з], [з'], [г], [г'], [л], [л'],[ж], [р], [р'] - (11 ч).
Дифференциация звуков [с]—[ш], [з]—[ж], [р]—[л] - (3 ч),
звонких и глухих согласных (6ч).
Правильное произношение звука []'] в начале слова, перед гласной после разделительных ь и ъ (яма, поёт, льют, подъезд) - (10 ч).
Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными (ды-ди, ба-бя) и в конце слова (ат-ать) - (7ч).
Звук [ц] - (1 ч). Дифференциация [ц] — [т'], [ц]—[с], [ц] — [с'] - (3 ч).
Звук [ч] - (1 ч). Дифференциация [ч] — [т1], [ч] — [с1], [ч] — [ц] - (3 ч).
Звук [щ] - (1ч). Дифференциация [щ] —[с'], [щ] —[ч], [щ]— [ш] - (Зч).
Повторение - (3 ч).
Фронтальные занятия (68 ч)
(II вариант)
I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
Правильное произношение и различение следующих звуков:
гласных [а], [у], [о], [ы], [и], [э] - (2 ч);
твердых согласных, не требующих коррекции: [м], [п], [в], [к], [н], [ф], :[ш], [х] - (8 ч); дифференциация звуков [к]—[х] – (1 ч);
дифференциация мягких согласных [м'], [п'], [в'], [к'], [н'], [ф'], [т'] ,в сочетании с гласными [и], [е] - (3 ч).
Правильное произношение и различение звуков [с], [с'], [б], [б1], [ДЬ [д'], [з], [з1], [г], [г'], [л], [л'], [ж], [ш], [р], [р'] - (16 ч).
Дифференциация звуков [с] — [ш], [з] — [ж], [р]— [л], звонких и глухих согласных - (15 ч).
- Ответы к экзамену «Методика преподавания литературы»
- 1.Специальная методика преподавания русского языка как наука
- 5.Урок – основная форма организации учебной работы. Содержательная и структурная характеристика уроков по различным дисциплинам курса русского языка. Коррекционная направленность уроков русского языка
- 7. Цели и специфика обучения русскому языку в специальной школе. Содержание и направления работы по обучению русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи
- 8. Программные требования к содержанию, организации и проведению уроков письма и чтения
- 9.Общедидакитические и специфические для русского языка принципы обучения
- Принципы обучения родному языку
- 12.Связь уроков обучения грамоте с уроками произношения. Добукварный и букварный периоды обучения.
- I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
- 13. Образовательно – познавательные и коррекционно – воспитательные задачи курса « Русский язык « в специальной школе.
- 15.Методы обучения. Классификации обучения русскому
- 16.Основные разделы и содержание работы на уроках произношения
- II класс
- 17.Приемы и дидактические средства обучения, используемые на уроках русского языка и обусловленность их выбора особенностями учащихся учащихся с тнр
- 18.Произношение как учебная дисциплина цикла Русский язык в специальной коррекционной школе 5 вида. Характеристика и анализ программы ( раздел « Произношение»)
- 19.Коррекционно – методический аспект работы по всем разделам на уроках произношения. Межпредметные связи уроков с уроками развития речи и обучения грамоте.
- 20.Лингвистические, психолингвистические, психолого – педагогические, нейропсихологические основы формирования речи учащихся с тнр
- 22.Основные направления работы над словом на уроках развития речи. Принципы организации словарной работы.
- 23.Грамматический строй речи как объект усвоения на уроках развития речи. Лингвистическая и психолингвистическая характеристика грамматической стороны речи.
- 24. Тематика, цели, задачи, структура и планирование уроков письма и чтения.
- 25. Принципы, задачи, разделы работы по развитию речи в начальной школе
- 26.Основные направления работы по формированию грамматического строя речи ( на морфологическом и синтаксическом уровнях)
- 28.Типы уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе 5 вида. Особенности их структуры и методики проведения. Требования к современному уроку русского языка.
- 29.Обучение устной и письменной монологической речи учащихся начальных классов с онр.
- 30.Задачи, содержание и методы изучения элементарного курса грамматики
- 31. Уроки развития речи в специальной (коррекционной) школе V вида. Тематика, цели, задачи, структура и планирование.
- 33. Задачи уроков чтения. Овладение техникой чтения
- 34. Обследование речи учащихся с тнр, учет результатов обследования в индивидуальной и фронтальной форме по развитию речи.
- Обследование понимания слов
- Обследование лексического запаса и грамматического строя языка
- 35.Формирование грамматического строя речи учащихся на уроках развития речи. Преодоление импрессивного и экспрессивного аграмматизма.
- I класс
- II класс
- 3 Класс
- 36.Задачи формирования связной речи как средства общения. Формирование диалогической формы речи.
- 37.Содержание работы по расширению, актуализации и активизации словарного запаса учащихся начальных классов.
- 38. Характеристика и оценка состояния речевого развития учащихся начальных классов( лексическая сторона, грамматический строй речи, связная устная речь.
- 39.Типы уроков развития речи, определяемые их содержанием и направленностью на формирование соответствующих умений. Отбор речевого материала для урока развития речи.
- 40.Формирование монологической речи. Виды работы.
- 41.Методика работы над текстом на уроке чтения
- Методика чтения и анализа произведений различных литературных жанров
- 42.Задачи изучения и содержание курса русского языка в 5 – 10 классах специальной школы. Преемственность в обучении русскому языку в начальных и старших классах.
- 43.Связь уроков развития речи с уроками чтения, произношения, грамматики.