2.3. Положение
о реабилитационном центре государственного стационарного учреждения социального обслуживания «Дома-интерната для детей с отклонениями в умственном развитии»
1. Общие положения
1. Настоящее Положение регулирует деятельность реабилитационного центра (далее РЦ), созданного в соответствии с Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для проведения мероприятий по комплексной многопрофильной реабилитации инвалидов Санкт-Петербургского государственного стационарного учреждения социального обслуживания Дома-интерната для детей с отклонениями в умственном развитии № 1 (далее ДДИ № 1) с целью интеграции инвалидов в общество и на основании Указания Министерства социального обеспечения РСФСР от 11.09.90 г. № 1-136-У, Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 21/417/515 от 23.12.96 г.
2. Основными задачами РЦ являются:
□ разработка и апробация современных социальных технологий обслуживания инвалидов;
□ реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов, разрабатываемых учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, авторских программ сотрудников ДДИ № 1;
□ разработка планов и программ проведения реабилитации инвалидов, проживающих в учреждении;
□ проведение медицинской реабилитации;
□ осуществление профессиональной реабилитациии инвалидов, включающей: профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, производственную адаптацию;
П проведение социальной реабилитации инвалидов, включающей социаль-но-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию;
□ динамический контроль за процессом реабилитации инвалидов;
□ решение вопросов интеграции инвалидов в общество;
О оказание консультативно-методической помощи по вопросам реабилитации инвалидов общественным, государственным и иным организациям, а также отдельным гражданам;
□ участие в научно-практической работе по решению проблем реабилитации инвалидов.
3. Реабилитационный центр в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, постановлениями, распоряжениями и приказами Комитета по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами, а также уставными документами ДДИ № 1.
4. Реабилитационный центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Комитетом по труду и социальной защите и учреждениями государственной службы реабилитации инвалидов, учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, а также общественными организациями инвалидов.
5. Реабилитационный центр не является юридическим лицом и входит в состав ДДИ № 1, который несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за выполнение возложенных на него задач.
2. Организация деятельности реабилитационного центра
6. Реабилитационный центр создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Комитета по труду и социальной защите населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Штатное расписание РЦ разрабатывается по штатным нормативам, установленным Комитетом по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга.
7. Структура и режим деятельности разрабатываются учреждением в соответствии с возложенными на него задачами с учетом особенностей контингента инвалидов и регионов обслуживания.
К профессиональной деятельности РЦ допускаются лица, имеющие уровень профессиональной подготовки, соответствующий типу и виду РЦ.
8. Оплата труда работникам РЦ производится на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетных организаций.
Виды и размеры надбавок и дополнительных выплат учреждение определяет самостоятельно в пределах выделяемых средств на оплату труда.
9. В структуру РЦ входят подразделения, обеспечивающие решение задач по информации и консультированию по вопросам реабилитации, социально-бытовой адаптации и ориентации, включая обучение пользованию техническими средствами реабилитации, творческой реабилитации. Блок подразделений по профессиональной реабилитации обеспечивает проведение профессиональной реабилитации, включая профессиональное психофизиологическое тестирование, профконсультирование и профотбор. Кроме того, в состав РЦ входит учебно-воспитательный комплекс с подразделениями, обеспечивающими процесс общего и профессионального обучения, а также структуры профессионально-производственной адаптации и содействия трудоустройству инвалидов.
В состав РЦ входят производственные мастерские, культурно-досуговый, спортивно-оздоровительный комплексы, вспомогательные службы.
ДДИ № 1 вправе иметь специальные средства от лечебно-учебно-производственных (трудовых) мастерских, других доходов РЦ от предпринимательской деятельности, которые расходуются на улучшение культурно-бытового обслуживания и дополнительного питания проживающих, а также средства от благотворительной деятельности организаций, предприятий, учреждений и отдельных граждан, которые расходуются на нужды РЦ сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных по смете расходов.
Лечебно-учебно-производственные (трудовые) мастерские, являясь одним из подразделений ДДИ № 1, осуществляют свою деятельность в соответствии с положением о них и Уставом ДДИ № 1.
В целях укрепления материально-технической базы лечебно-учебно-производственных (трудовых) мастерских при них могут создаваться на договорной основе цеха и производственные участки предприятий и организаций.
10. Срок пребывания в РЦ определяется индивидуальной программой реабилитации инвалидов, выдаваемой органами государственной службы медико-социальной экспертизы.
3. Имущество и средства реабилитационного центра
11. Реабилитационный центр должен быть обеспечен в соответствии с нормативами помещениями и оборудованием, отвечающими санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности и располагать иными необходимыми объектами инфраструктуры. Все помещения должны обеспечивать свободный доступ к ним инвалидам и располагать необходимым транспортом и техническими средствами реабилитации инвалидов.
12. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов РЦ являются:
□ бюджет Санкт-Петербурга и средства Федерального бюджета;
□ средства государственных внебюджетных фондов, которые согласно положениям о них в соответствии с законодательством РФ принимают участие в финансировании реабилитационных мероприятий;
□ доход, полученный от реализации продукции, работ, услуг и других видов хозяйственной деятельности;
□ кредиты банков и других кредитных учреждений;
□ благотворительные взносы, добровольные пожертвования юридических и физических лиц, а также другие поступления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Реабилитационный центр вправе осуществлять хозяйственную деятельность, соответствующую целям их создания. ДДИ № 1 распоряжается доходами от этой деятельности согласно уставным документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В первоочередном порядке финансируются мероприятия РЦ.
4. Условия приема и содержания в реабилитационном центре
14. Направление инвалидов в РЦ осуществляют органы и учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов через Комитет по труду и социальной защите населения.
15. Прием, содержание и выписка или выпуск инвалидов осуществляется в соответствии с Уставом ДДИ № 1 на основе заключения отборочной комиссии РЦ, председателем которой является директор учреждения.
16. Противопоказаниями к приему являются:
□ острые и подострые стадии основного заболевания, требующие активного медицинского вмешательства;
□ любые приступообразные и прогредиентно текущие психические заболевания со склонностью к частым обострениям или рецидивам болезни с частыми декомпенсациями, требующими лечения в стационаре;
□ злокачественные новообразования в активной фазе;
□ кахексия любого происхождения;
□ обширные трофические язвы, пролежни и гнойно-некротические заболевания;
□ острые инфекционные и венерические заболевания до окончания срока изоляции.
17. Инвалидам, проходящим реабилитацию в РЦ, производится ежемесячная выплата пенсий, пособий и стипендий в порядке, установленном действующим законодательством, приказами и Уставом ДДИ № 1.
18. Сроки приема заявлений, порядок проведения и система оценок приемных (вступительных) испытаний, подача и рассмотрение апелляции, условия конкурсного отбора и зачисления определяются правилами приема, утверждаемыми директором учреждения.
5. Права и обязанности инвалидов
19. Инвалиды РЦ имеют право на:
□ осуществление реабилитационных мероприятий в полном объеме в соответствии с программой реабилитации;
□ отказ от того или иного вида, формы, объема, сроков проведения реабилитационных мероприятий, а также от реализации реабилитационной программы в целом. Отказ инвалида должен быть формально зарегистрирован;
П обращение непосредственно к руководителю ДДИ № 1 по вопросам, связанным с их пребыванием в РЦ;
□ обращение с заявлениями в органы представительной и исполнительной власти, суд, прокуратуру.
20. Инвалиды обязаны выполнять требования Положения о РЦ и соблюдать правила внутреннего распорядка, а также активно участвовать в осуществлении программ их реабилитации.
21. Выписка (отчисление) инвалидов из РЦ ранее установленного срока производится по их заявлению или по решению руководителей РЦ за систематическое нарушение ими правил внутреннего распорядка.
6. Управление реабилитационным центром
22. Управление РЦ осуществляется директором ДДИ № 1. Повседневное руководство осуществляет заместитель директора по РЦ. На должность заместителя директора РЦ назначается лицо, имеющее высшее образование по профилю деятельности РЦ и опыт работы в области реабилитации.
23. Заместитель директора организует работу РЦ и несет полную ответственность за его деятельность.
7. Штатные нормативы реабилитационного центра
Численность штатных должностей медицинского и педагогического персонала устанавливается из расчета, что структурной единицей является отделение на 100 коек на базе ДДИ № 1.
Руководство реабилитационного центра 1. Должность заместителя директора РЦ.
Штатные нормативы медицинского персонала
1. Должность заведующего отделением устанавливается из расчета 1 ставка на 100 коек.
2. Должность врача-психиатра устанавливается из расчета 1 ставка на 100 коек.
3. Должность врача-терапевта устанавливается из расчета 0,5 ставки на 50 коек.
4. Должность врача-стоматолога устанавливается из расчета 0,5 ставки на 200 коек.
5. Должность старшей сестры устанавливается из расчета 1 ставка на отделение.
6. Должность медицинской сестры устанавливается из расчета 1 круглосуточный пост на 100 коек (5 ставок).
7. Должность процедурной медсестры устанавливается из расчета 1 должность на отделение (0,75 ставки).
8. Должность дезинфектора устанавливается из расчета 0,5 ставки на 100 коек.
9. Должность медицинской сестры физиотерапевтического кабинета устанавливается из расчета 1 ставка на 100 коек.
10. Должность медицинской сестры кабинета лечебной физкультуры устанавливается из расчета 1 ставка на 75 человек.
11. Должность медицинской сестры по массажу устанавливается 1 ставка на 100 коек.
12. Должность сестры-хозяйки устанавливается 1 ставка на отделение.
13. Должность палатных санитарок устанавливается из расчета 4 ставки на одну реабилитационную группу.
14. Должность санитарки-ванщицы устанавливается из расчета 1 ставка на 75 коек.
15. Должность буфетчицы устанавливается из расчета 2 должности на отделение.
16. Должность санитарки-уборщицы устанавливается из расчета 1 ставка на 40 коек и дополнительно 1 ставка на 200 кв. м убираемой площади.
Штатные нормативы педагогического персонала
1. Должности учителей вводятся в соответствии с учебным планом, составленным на основании Программ обучения.
2. Должность вечернего воспитателя устанавливается из расчета 2 ставки на группу (до 12 коек) (с 14.00 до 22.00).
3. Должность педагога дополнительного образования в соответствии с учебным планом (по количеству секций и кружков).
4. Должность социального педагога устанавливается из расчета 1 ставка на 100 коек.
5. Должность специалиста по социальной работе устанавливается из расчета 1 ставка на 100 человек.
6. Должность педагога-психолога устанавливается из расчета 2 ставки на 100 человек.
7. Должность инструктора по труду устанавливается из расчета 5 ставок на 100 человек.
Индивидуальный план социализации молодых людей с нарушением интеллекта
(А. А. Хилько) Приложение 3
ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»
Понятие «качество жизни» принято в большинстве стран мира как одна из характеристик, определяющих положение жителей страны в мировом сообществе.
Это понятие достаточно широко рассматривается в экономической и социально-педагогической литературе. В странах Европейского союза (ЕС) принято определение «качества жизни», данное в 1995 году Кумминсом (Cummins): «качество жизни» — это сложная система ряда факторов, каждый из которых можно рассматривать и с объективной, и с субъективной стороны. Этими основными факторами являются:
1. Здоровье.
2. Работа, творчество.
3. Отношения с близкими людьми.
4. Безопасность.
5. Непосредственная включенность в некоторое общество.
6. Эмоциональное здоровье.
Расширение круга знаний по каждому из перечисленных разделов, формирование умений и навыков в очерченном спектре вопросов, расширение круга общения и коммуникативных навыков, повышение самостоятельности каждого молодого человека в повседневной жизни несомненно влияют на качество его жизни и жизни семьи, что способствует его наиболее полной социализации и интеграции в общество.
Раскроем аспекты и содержание каждого из указанных факторов «качества жизни».
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости
- 2.2. Причины умственной отсталости
- 2.3. Патогенез умственной отсталости
- 2.4. Систематика умственной отсталости
- 2.5. Симптомы умственной отсталости
- 2.5.1. Легкая умственная отсталость
- 2.5.2. Умеренная умственная отсталость
- 2.5.3. Тяжелая умственная отсталость
- 2.5.4. Глубокая умственная отсталость
- 2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 2.7. Динамика умственной отсталости
- 2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости
- Глава 3
- 3.1. Формирование представлений об «умственной отсталости» в психолого-педагогических исследованиях
- 3.2. Диагностика сенсорно-перцептивных функций у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.3. Диагностика социального развития детей и подростков с тяжелой и глубокой умственной отсталостью
- 3.3.1. Возрастная группа с 7 до и лет
- 3.3.2. Возрастная группа с 12 до 18 лет
- 3.4. Оценка родителями сформированности социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.5. Диагностика социально-бытовых навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.5.1. Развитие социально-бытовых навыков в условиях дома
- 3.5.2. Развитие социально-бытовых навыков вне дома
- 3.5.3. Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности
- 3.6. Диагностика эмоционального состояния у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.7. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- Глава 4
- 4.1. Значение общения в психическом развитии ребенка
- 4.2. Вербальные и невербальные средства общения
- 4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью
- 4.4. Развитие коммуникативных навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе обучения
- 4.5. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей
- 4.5.1. Развитие способности познавать себя
- 4.5.2. Развитие умения заботиться о себе
- 4.5.3. Развитие способности ориентироваться в окружающем мире и воспринимать его адекватно
- 4.5.4. Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них
- 4.5.5. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращения окружающих
- 4.5.6. Развитие умения воспринимать речь
- 4.5.7. Развитие умения подражать
- 4.5.8. Развитие умения соблюдать очередность в разговоре
- 4.6. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей
- 4.6.1. Система жестов как средство невербального общения
- 4.6.2. Система символов (пиктограмм) как средство невербального общения
- Глава 5
- 5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка
- 5.2. Особенности психосексуального развития детей и подростков с умственной отсталостью
- 5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей
- 5.4. Исследование полоролевой идентификации подростков с умственной отсталостью
- 5.4.1. Результаты рисуночного теста
- 5.4.2. Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (впр)
- 5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
- 5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью
- 5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью
- Глава 6
- 6.1. Стили и типы родительского воспитания
- 6.2. Рождение ребенка с нарушением психического развития как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи
- 6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушением в развитии
- 6.4. Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
- 6.6. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью
- 6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью
- Глава 7
- 7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка
- 7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью
- 7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения
- 7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы
- 7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом
- 7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин у матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 7.7. Исследование уровня эмоциональной напряженности матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- Глава 8
- 8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
- 8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в россии
- 8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью
- 8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта
- 8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями
- 8.4.2. Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями
- Глава 9
- 9.1. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям
- 9.2. Центры дневного пребывания
- 9.2.1. Центр дневного пребывания при специальной (коррекционной) школе
- 9.2.2. Исследование реабилитации умственно отсталых лиц в условиях центра дневного пребывания
- 9.2.3. Центр дневного пребывания в системе социальной защиты
- 9.3. Социальные гостиницы
- 9.4. Социально-реабилитационный центр как модель поддерживаемого проживания интернатного типа
- 9.4.1. Содержание учебно-воспитательной работы в центре
- 9.4.2. Структура центра
- 9.5. Рекомендации по психолого-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью и их родителей в системе поддерживаемого проживания
- 9.5.1. Реабилитационная работа с родителями
- 9.5.2. Организация общения и совместной деятельности родителей с детьми
- 9.5.3. Реабилитационная работа с детьми-инвалидами
- Глава 10
- 10.1. Принципы и формы реабилитации в кемпхильских общинах
- 10.2. Исторический аспект идей общинного проживания в россии
- 10.3. Структура центра социально-психологической реабилитации «деревня светлана»
- 10.4. Ритм жизни в центре «деревня светлана»
- 10.5. Индивидуальные особенности социально-психологической реабилитации молодых людей с нарушением интеллекта, проживающих в центре «деревня светлана»
- 1.2. Методика «Социограмма». Педагогический анализ социального развития людей с множественными нарушениями (форма pac-s/p). На основе третьего издания по X. С. Гюнцбургу
- 1.3. Опросник для родителей:
- 1.5. Анкета для определения эмоционально-поведенческих особенностей
- 1.8. Психологическая автобиография
- 1.9. Методика «Шкала самооценки» (по ч. Д. Спилбергеру, ю. Л. Ханину)
- 1.10. Методика «Семантический дифференциал»
- 1.11. Методика «Незаконченные предложения»
- 1.12. Методика исследования самоотношения (по с. Р. Пантелееву)
- 1.13. Методика «Самоактуализация» (по а. Маслоу)
- 1.14. Анкета 1. «Информированность об инвалидах с психическими нарушениями»
- 2.1. Положение
- 2.2. Положение
- 2.3. Положение
- 1. Здоровье
- 3. Отношения с близкими людьми
- 4. Безопасность
- 5. Включенность в общество (социальная роль и готовность к ее выполнению в общении и взаимодействии с разными группами людей)
- 6. Эмоциональное здоровье