16. Государственный образовательный стандарт по биологии
Государственный образовательный стандарт - система параметров, характеризующих качество общего образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования по достижению образовательных требований. Понятие стандарта означает норму, образец, мерило. Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Стандарт образования является основным нормативным документом , несущим толкование ст. 7 Закона РФ «Об образовании». Сущность общеобразовательного стандарта раскрывается через его функции: 1. Критериально-оценочная - ориентирование системы образования при определении содержания обучения , объема учебной нагрузки, оценки результатов обучения. 2. Функция обеспечения права на полноценное образование. 3. Функция сохранения единства образовательного пространства страны. 4. Функция гуманизации образования. 5. Функция управления . Реализация этой функции связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения. 6. Функция повышения качества образования. Образовательные стандарты призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания образования. Функции образовательного стандарта определяют следующую его структуру: - базисный учебный план, т.е. генеральный уровень представления стандарта; - стандарты базовых ( обязательных для всех учащихся) образовательных областей. Эта структура реализуется в виде следующего пакета документов: 1. Пояснительная записка. 2. Базисный учебный план. 3. Стандарты базовых образовательных областей. 4. Общие подходы к разработке системы измерителей достижения государственного стандарта. В переходный период, когда федеральные образовательные стандарты по биологии находятся в стадии разработки и обсуждения, необходимо руководствоваться обязательным минимумом содержания образования, требованиями к уровню обязательной биологической подготовки, примерной программой. Организация учебного процесса на базе минимума содержания биологического образования позволит в полной мере решить цели и задачи, стоящие перед школьным биологическим образованием. В основу определения минимума биологического образования положен системно-структурный и эколого-эволюционный подходы. Использование минимума содержания по биологии обеспечивает преемственные связи между разделами курса, его целостность. Разработанный минимум содержания может быть реализован за время, предусмотренное федеральным компонентом Базисного учебного плана., в соответствии с которым на изучение биологии в общеобразовательной школе отводится 8 часов в неделю ( по 2 часа в каждом классе, с 6 по 9 кл.), 10класс- 1 час, 11-2 часа. Принципиальным отличием нового содержания биологического образования является вариативность, определяемая альтернативными учебными программами и учебниками, разноуровневость, позволяющая развивать индивидуальные способности школьника, формировать творчески активную личность. На завершающей ступени образования наибольшее развитие получит дифференциация, а также, наряду с изучением базовых предметов, свободный выбор учащимися дисциплин, способствующий развитию их интересов и способностей. В области биологического образования происходят следующие изменения : - смена целевой ориентации и более четкое обозначение приоритетности его развивающей функции;
преемственность обучения на трех этапах образования - начальном, базовом, включающем пропедевческий курс « Природоведение « и основную часть единого курса биологии;
заключительном ( 10-11кл.), содержащем инвариантное общеобразовательное биологическое обучение;
изучение всех разделов биологии в основной 9-летней школе;
n использование альтернативных учебных программ и учебников, рекомендованных Министерством Образования ( см. Вестник образования № 9, 1998 г.) при сохранении общих требований к уровню образования;
экологизация содержания всех биологических разделов .
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032400 БИОЛОГИЯ
Иностранный язык; Физическая культура; Отечественная история; Культурология; Политология; Правоведение; Русский язык и культура речи; Социология; Философия; Экономика; Национально-региональный (вузовский) компонент цикла; Дисциплины и курсы по выбору студента; Общие математические и естественнонаучные дисциплины; Федеральный компонент; Математика; Информатика; Физика; Химия; Национально-региональный (вузовский) компонент цикла; Общепрофессиональные дисциплины; Федеральный компонент; Психология; Педагогика; Основы специальной педагогики и психологии; Теория и методика обучения биологии; Возрастная анатомия и физиология; Основы медицинских знаний и здорового образа жизни; Современные средства оценивания результатов обучения; Национально-региональный (вузовский) компонент цикла; Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом; Дисциплины предметной подготовки; Федеральный компонент; Ботаника с основами фитоценологии; Микробиология; Физиология растений; Гистология с основами эмбриологии; Анатомия и морфология человека; Физиология человека и животных; Цитология; Генетика; Биологическая химия; Молекулярная биология; Теория эволюции; Общая экология; Социальная экология и природопользование; Биологические основы сельского хозяйства; Биотехнология; Биогеография.
- 5.Механизмы размножения прокариот
- 6.Исторические типы садов с использованием национальных композиционных приемов.
- 7. Учебные планы для среднего общего образования по биологии: базисное и профильное обучение.
- 8. Адаптация организма к различным условиям. Стресс и адаптация, возраст и адаптация.
- 9.Методика аналитического этапа проектировании.
- 10. Учебно-воспитательные задачи обучения биологии.
- 11. Общая характеристика одноклеточных. Особенности организации. Обзор типов. Происхождение, эволюция, значение.
- 12.Современное садовое искусство
- 1.Основные тенденции
- 13.Основные принципы содержания и структура школьного курса биологии.
- 14. Гипотезы и теории происхождения жизни
- 15.Стадии проектирования в ландш. Дизайне
- 16. Государственный образовательный стандарт по биологии
- 17.Экосистемы и биогеоценозы
- 18. Стадии проектирования в ландш. Дизайне. Разработка концепции.
- 19. Содержание общего биологического образования. Особенности содержания профильного обучения.
- 20. Экология как научная основа рационального природопользования и охраны природы
- 21. Ландшафт. Виды и элементы ландшафта
- 6. Традиционное и инновационное в обучении
- 7. Дидактические поиски и типы научно-педагогического сознания
- 8. Типы инновационных подходов к обучению
- 23.Закономерности наследования признаков и принципы наследственности. Наследование при моно- и полигибридном скрещивании.
- 25. Межпредметные связи биологии с предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла
- 30. Формирование планировочной структуры малого сада