logo search
ответы на билеты

16. Государственный образовательный стандарт по биологии

 Государственный образовательный стандарт - система параметров, характеризующих качество общего образования, отражающая социальный заказ и учитывающая  возможности личности и системы образования по достижению образовательных требований. Понятие стандарта означает норму, образец, мерило. Основными объектами стандартизации  в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки  и  уровень подготовки учащихся.   Стандарт образования является основным нормативным документом , несущим толкование ст. 7 Закона РФ «Об образовании».  Сущность общеобразовательного стандарта раскрывается через его функции:  1.  Критериально-оценочная - ориентирование системы образования  при определении содержания обучения , объема учебной нагрузки, оценки результатов  обучения.  2.  Функция обеспечения права на полноценное образование.  3.  Функция сохранения единства образовательного пространства  страны.  4.  Функция гуманизации образования.  5.  Функция управления . Реализация этой функции связана с возможностью коренной перестройки  существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения.  6.  Функция повышения качества образования. Образовательные стандарты  призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания  образования.  Функции образовательного стандарта определяют следующую его структуру:  - базисный учебный план, т.е. генеральный уровень представления стандарта;  - стандарты базовых ( обязательных для всех учащихся) образовательных областей.  Эта структура  реализуется в виде следующего пакета документов:  1.  Пояснительная записка.  2. Базисный учебный план.  3.  Стандарты базовых образовательных областей.  4.  Общие подходы к разработке системы измерителей достижения государственного стандарта.       В переходный период, когда федеральные образовательные стандарты по биологии  находятся в стадии разработки и обсуждения, необходимо руководствоваться обязательным минимумом содержания образования, требованиями  к уровню обязательной биологической подготовки, примерной программой. Организация учебного процесса на базе минимума содержания биологического образования позволит в полной мере решить цели и задачи, стоящие перед школьным   биологическим образованием. В основу определения минимума биологического образования положен системно-структурный  и эколого-эволюционный подходы.  Использование минимума содержания по биологии обеспечивает преемственные связи между разделами курса, его целостность.  Разработанный минимум содержания может быть реализован за время, предусмотренное федеральным компонентом Базисного учебного плана., в соответствии с которым на изучение биологии в общеобразовательной школе отводится 8 часов в неделю ( по 2 часа в каждом классе, с 6 по 9 кл.), 10класс- 1 час, 11-2 часа.    Принципиальным  отличием  нового  содержания  биологического  образования  является  вариативность,  определяемая  альтернативными  учебными  программами и  учебниками, разноуровневость, позволяющая  развивать индивидуальные  способности  школьника,  формировать творчески  активную  личность. На  завершающей  ступени  образования  наибольшее  развитие  получит  дифференциация,  а  также,  наряду  с  изучением  базовых  предметов,  свободный  выбор учащимися  дисциплин,  способствующий  развитию  их интересов  и  способностей.    В  области биологического образования  происходят  следующие  изменения :    - смена  целевой  ориентации  и  более  четкое  обозначение  приоритетности  его  развивающей  функции;

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032400 БИОЛОГИЯ

Иностранный язык; Физическая культура; Отечественная история; Культурология; Политология; Правоведение; Русский язык и культура речи; Социология; Философия; Экономика; Национально-региональный (вузовский) компонент цикла; Дисциплины и курсы по выбору студента; Общие математические и естественнонаучные дисциплины; Федеральный компонент; Математика; Информатика; Физика; Химия; Национально-региональный (вузовский) компонент цикла; Общепрофессиональные дисциплины; Федеральный компонент; Психология; Педагогика; Основы специальной педагогики и психологии; Теория и методика обучения биологии; Возрастная анатомия и физиология; Основы медицинских знаний и здорового образа жизни; Современные средства оценивания результатов обучения; Национально-региональный (вузовский) компонент цикла; Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом; Дисциплины предметной подготовки; Федеральный компонент; Ботаника с основами фитоценологии; Микробиология; Физиология растений; Гистология с основами эмбриологии; Анатомия и морфология человека; Физиология человека и животных; Цитология; Генетика; Биологическая химия; Молекулярная биология; Теория эволюции; Общая экология; Социальная экология и природопользование; Биологические основы сельского хозяйства; Биотехнология; Биогеография.