logo search
Istoria_Pedagogiki_shpory1

16. Идеи развив-го обучения в трудах ф.А. Дистерверга.

А. Дистервег (1790 – 1866), являясь последователем И.Г. Песталоцци, называл принципы природосообразности, культуросообразности и самодеятельности подлинным фундаментом педагогики. Согласно Дистервегу, педагогика стремится «понять законы естественного развития ребенка, чтобы помочь их раннему раскрытию…, чтобы устранить с дороги препятствия».

Развивая основные идеи И. Песталоцци, А. Дистервег придает особое значение принципу самодеятельности, который должен служить истине, добру и красоте. Развитие самодеятельности у детей он считал важнейшей целью воспитания: «знания не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самостоятельно ими овладевал». Самодеятельность он понимал как активность, инициативу и считал ее важнейшей чертой личности.

Особого внимания заслуживает прогрессивная идея Дистервега о непрерывном обучении и воспитании подрастающего поколения. Непрерывным он считал такое обучение, которое позволяет ученику последовательно и постоянно продвигаться вперед в учении, избегая пропусков и пробелов, переходить без препятствий с одной ступени обучения на последующую. Требование последовательности, непрерывности обучения, по его мнению, вытекает из закона постепенности в развитии природы.

А. Дистервег обращал внимание на то, что усвоение знаний детьми происходит с различной быстротой. Поэтому при реализации принципа непрерывности обучения нужно опираться не только на общие свойства детской природы, но учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Дистервег заложил основы педагогики ненасилия. Он являлся ярым противником использования учителем наказаний в процессе воспитания и обучения.

Следовательно, педагогические идеи А. Дистервега содержат в себе огромный воспитательный потенциал. Он показал, чтобы воспитать ученика, мало лишь говорить о гуманизме, милосердии, об охране природы и бережном отношении к ней, необходимы доброжелательные отношения между учителем и учащимися, которые вели бы к практическим, гуманным поступкам и действиям.