logo search
Ответы по Асмаловской

22.Основные направления работы над словом на уроках развития речи. Принципы организации словарной работы.

Программой предусматривается рассмотрение слова в его лексическом и грамматическом значениях. Учащиеся должны усвоить, что каждое слово обозначает тот или иной предмет или явление действительности, оно имеет опре­деленное значение, а в связной речи может приобретать все новые и новые значения.

Грамматическое значение слова выявляется в процессе изуче­ния состава его и выделения в нем значимых частей (корня, при­ставки, суффикса, окончания), а также при овладении общим по­нятием о частях речи (существительном, прилагательном, глаголе и др.).

Переход к изучению темы «Состав слова» дает возможность познакомить учащихся с морфологическим анализом, что очень важно для общего языкового развития и овладения грамотным письмом.

Для того чтобы эта тема была достаточно усвоена школьника­ми, должна быть проведена подготовительная работа на уроках. развития речи, цель которой — уточнить и обогатить словарный за­пас детей, научить их практически пользоваться различными фор­мами словоизменения (склонением и спряжением) и использовать разные способы словообразования.

Подготовительный и I классы

II класс

IIIV классы

Работа над словом

Уточнение, обогащение и активизация словаря, обозначающего названия предметов, признаков, действий. Умение ставить вопросы к словам.

Правильное употребление видовых и родовых слов-названий; слов, обозначающих имена собственные, имеющих только единственное или множественное число (молоко, сливки), несклоняемых (пальто, метро), объединенных по общности признака, указываю­щих на лиц по роду их деятельности, профессии.

Правильное использование слов, обозначающих признаки пред­метов по"качеству (мягкий, твердый); по весу (легкий, тяжелый); но сезонности (зимний, осенний); по материалу, из которого он сделан (резиновый, металлический); по принадлежности (лисий, медвежья); по степени сравнения качеств предметов (белый, бе­лее); по уменьшительно-ласкательному названию качеств предме­тов (новенький, голубенький).

Правильное употребление слов, обозначающих действия пред­метов, с наиболее распространенными приставками: в-, во-, вы- в значении движения внутри или изнутри; при-,

у-, от-, под- в значе­нии удаления или отсутствия; пере-, про-, до- — в значении пере­мещения; раз-(рас-), с-(со-), за- — в значении направления действия в разные стороны, сближения, соединения; на-, вз- (вс-), с- — и значении движения вниз, вверх, по поверхности предмета; о-(от-) —в значении движения вокруг предмета.

Понимание смысловых оттенков слов. Сопоставление слов, обо­значающих незавершенное действие и завершенное (глаголы с при­ставками на-, вы-, по-, с-). Соотнесение слов-действий с одушев­ленными и неодушевленными предметами. -

Употребление возвратных глаголов, притяжательных местоиме­ний. Правильное употребление слова в различных контекстах (идти куда? где? в чем? с кем? (с чем?).

Сопоставление и группировка слов с 'общим корнем, пристав­кой, суффиксом, близких и противоположных по смыслу. Различе­ние простейших случаев многозначности слов.

Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выра­жающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами.