Тема 23 специфические формы организации занятий изобразительным искусством. Организация занятий изобразительным искусством в системе дополнительного образования
Цели и задачи художественного дополнительного образования. Особенности проведения занятий в системе дополнительного образования по изобразительному искусству. Виды художественного дополнительного образования.
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы, утвержденная приказом Минобразования России от 25 января 2002 г.№193, рассматривает развитие дополнительного образования детей как одно из приоритетных направлений образовательной политики.
Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России».
Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реалии зуя при этом собственный профессиональный и личностный «потенциал».
Содержание образования в учреждении дополнительного образования детей обычно определяется Образовательной программой, Учебным планом и образовательными программами педагогов дополнительного образования. Дополнительное образования детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству, взаимопониманию и сотрудничеству между обучающимися, между всеми субъектами образовательного процесса в конкретном учреждении.
Функциями дополнительного образования являются: образовательная, воспитательная, социальная, защита, социальная адаптация, социализация, социокультурная, профориентационная.
Виды дополнительного образования с использованием средств искусства: изобразительное искусство (рисунок, живопись, композиция, скульптура), декоративно-прикладное искусство ( народное и декоративно-прикладное искусство, изучение народных промыслов, изготовление художественных изделий, изготовление художественных изделий, художественная обработка утилитарных предметов (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, орудия труда, средства передвижения, игрушки и т.д.), художественное конструирование. При обработке материалов (дерево, металл, керамика, стекло, текстиль, природные материалы и т.д.); использование резьбы, росписи, инкрустации, литья, ковки, чеканки, выжигания, вышивки, вязания, набойки, плетения и др.
Литература
Программа дополнительного художественного образования детей. М., 2009.
Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учеб.-метод.пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов-организаторов, специалистов дополнительного образования детей, учителей, студентов. «Учитель».2007.
Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.
- 8 Семестр
- 4. Примерные вопросы к экзамену по теории и методике обучения изобразительному искусству
- Практические задания
- IV курс, 8 семестр Тема 15. Методика проведения уроков тематического рисования и иллюстрирования литературных произведений
- 4. Связь тематического рисования с другими видами изобразительной деятельности школьников.
- 5.Принципы анализа и критерии оценки детских тематических работ.
- Тема 16. Методика организации бесед об изобразительном искусстве
- 1.Роль и место уроков-бесед в системе задач обучения изобразительному искусству в школе.
- 3. Беседы об искусстве в 5-8 классах.
- 4. Художественное восприятие и методы его формирования у школьников
- Тема 17. Кабинет изобразительного искусства, его оборудование, оформление и материально-учебная база
- Тема 18. Формирование художественно-творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства
- Тема 19. Формирование нравственно-эстетической оценки окружающей действительности и искусства.
- Тема 20. Эстетическая среда школы и задачи учителя изобразительного искусства
- Тема 21. Специфика и содержание уроков на старшей ступени в зависимости от профиля. Методика преподавания на общеобразовательном и профильном уровне обучения
- Тема 22. Внеклассная работа по изобразительному искусству в школе – задачи и содержание
- Тема 23 специфические формы организации занятий изобразительным искусством. Организация занятий изобразительным искусством в системе дополнительного образования
- Тема 24. Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Изобразительное искусство