20. Задачи и методы конфликтологии. Стадии управления конфликтом.
Конфликтология – отрасль обществознания и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамики конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.
Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.
Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения – социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.
Конфликтология учит умению распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентации в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладению искусством управления ими.
Конфликтология реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.
Основными задачами конфликтологии, как науки являются:
1. Изучение основных прикладных аспектов конфликтов разного рода, составляющих предмет специальной конфликтологии;
2. Изучение и интеграция информации, относящейся к разным областям наук, занимающихся проблемой конфликтов, с широким привлечением математических моделей и компьютерной техники;
3. Разработка систем контроля и диагностики развития конфликтов и вариантов их разрешения;
4. Определение предмета и содержания самого понятия конфликта;
5. Анализ причин, источников и условий возникновения конфликтов, их влияния на уровень организации взаимообусловленных отношений;
Для решения перечисленных задач конфликтология использует разнообразные методы, которые условно можно разделить на четыре группы:
1) Методы изучения и оценки личности:
1.1. наблюдение;
1.2. опрос;
1.3. тестирование»;
2) Методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группах:
2.1. наблюдение;
2.2. опрос;
2.3. социометрический метод;
3) Методы диагностики и анализа конфликта:
3.1. наблюдение;
3.2. опрос;
3.3. анализ результатов;
3.4. метод экспертного интервью;
4) Методы управления конфликтами:
4.1. структурный метод;
4.2. метод картографии.
Стадии управления конфликтом.
Стадия 1
Осознание. Эта стадия, подразумевающая что стороны начинают осознавать напряжение (противостояние) - первый признак конфликта. Она возникает в связи с осознанием несовместимости потребностей и ценностей обычно:
из-за утверждения, когда одна сторона высказывает что-то другой стороне или сторонам;
когда одна сторона настаивает на спорном вопросе, которому противостоит другая сторона или стороны;
из-за обратной связи, когда одна сторона дает обратную связь другой стороне, но обратная связь отвергается.
Стадия 2
Оценка. Эта стадия подразумевает понимание сторонами того характера конфликта - либо это конфликт потребностей, либо конфликт ценностей. Ключом к определению корней конфликта потребностей или ценностей - является вопрос: “Имеет ли конфликт реальные и конкретные последствия для сторон?”, то есть влияет ли он на время, собственность, деньги или здоровье участников спора.
Стадия 3
Снижение конфликта. Эта стадия подразумевает снижение уровня эмоционального направления (рассеивание негативных эмоций), разъяснение и понимание различий, чтобы противоборствующие стороны могли урегулировать конфликт, то есть договориться об изменении губительного поведения, а также негативного отношения и чувств по отношению друг к другу. Это, может быть, не будет соглашение, которое решит все разногласия, но оно позволит обеим сторонам продвинуться вперед в понимании различий и установлении взаимного уважения.
Стадия 4
Решение проблемы. Эта стадия подразумевает вступление в процесс решения проблемы для раскрытия образа действий, который удовлетворит основные интересы всех сторон, участвующих в конфликте, и полностью решит конфликтную ситуацию.
Этот процесс управления конфликтом основан на понимании:
- сути конфликта как высокого эмоционального напряжения вокруг осознаваемых различий;
- сути снижения конфликта как рассредоточения высокого эмоционального напряжения и взаимного понимания различий;
- решения конфликта как решения проблемы для получения результата выигрыш/выигрыш.
Ключи к эффективному управлению конфликтом:
Рефлективное слушание, чтобы обеспечить понимание.
Поддержание обратной связи постоянно.
Разграничение к достижению результата выигрыш/выигрыш через согласование интересов.
Суть конфликта - эмоциональное напряжение вокруг осознаваемых различий.
Суть управления конфликтом - рассредоточение эмоционального напряжения.
Решение часто подразумевает обсуждение различий для достижения решения выигрыш/выигрыш (согласования интересов).
Далее мы представляем вводный обзор двух стратегий уменьшения конфликта, который даст вам возможность сравнить их основные черты: пятиступенчатый метод для конфликтов потребностей и семиступенчатый метод для конфликтов ценностей.
Пятиступенчатый метод (конфликты потребностей):
1. Выслушайте позицию собеседника, используя умение рефлективного слушания.
2. Сформулируйте свою позицию и определите интересы, которые лежат в ее основе.
3. Выясните интересы собеседника.
4. Суммируйте и добейтесь согласия по сходству и различию интересов.
5. Если необходимо, переходите к решению проблемы.
21. особенности пед конфликта.Конфликт в психологии определяется как “столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями”[8]. Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Среди них можно отметить следующие: - профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми; - участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте; - разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении; - различное понимание событий и их причин участниками (конфликт “глазами учителя” и “глазами ученика” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться со своими эмоциями, подчинить разуму; - присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю; - профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности; - всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики; - конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить
- Психология теория
- 1. Предмет психологии и его трактовка в истории науки.
- 2.Методы психолого-педагогического исследования.
- 3. Характеристка психических процессов и состоянний
- 4.Возрастно - психологические особенности человека
- 8. Проблема личности в психологии
- 9. Сущность и психологические механизмы воспитания человека.
- 10.Психология обучения. Особенности и структура учеб деят-ти.
- 11.Психологические аспекты работы с одаренными детьми
- 12.Культура и человек: этнопсихологический аспект.
- 13. Основные параметры и структуры малой группы.
- 14 Психология общения
- 15 Предмет, задачи и методы психолого-педагогической антропологии
- 16. Психологического здоровье: сущность, структура, критерии нарушений
- 17.Психологическое обследование и изучение детей с ограниченными возможностями.
- 18.Сущность и характеристика профориентации.
- 20. Задачи и методы конфликтологии. Стадии управления конфликтом.
- 22.Семейные конфликты.
- 24.Задачи и направления деятельности психологич-ой службы в системе образования
- 25. Психологическое просвещение и профилактика как направление деятельности практического психолога.
- 26..Психологическое консультирование как вид психол-й помощи
- 29.Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей в жизни ребенка
- 30 .Псих-е консультирование кризисных ситуаций
- 31. Телефон доверия как форма заочного псих консультирования.
- 32 Понятие психодиагностики,предмет и структура психодиагностики
- 34 Требования к построению и проверке психодиагностических методик
- 35.Математико-статистическая обработка полученных в ходе психодиагностического исследования.Компьютерная психодиагностика
- Анализ первичных статистик
- 2. Корреляционный анализ
- 3. Факторный анализ
- 36. Психологическое заключение: сущность, виды.
- Виды заключений
- 37. Понятие психолого- педагогической коррекции. Виды коррекции
- 39.Психологические особенности группоВой и индивидуальНой псих-пед коррекции
- 43.Психологическая диагностика и психолого-пед-я коррекции готовности ребенка к обучению в школе.
- 44. Психологическая модель психотерапии: задачи и характеристика.
- Основные группы методов.
- 1 Группа методов
- 2 Группа методов
- 3 Группа методов обучения
- 46.Тренинговые методы социально-психологического обучения:
- Тренинги коммуникативной компетентности
- Тренинги поло-ролевого взаимодействия
- Тренинги профессиональной компетентности
- Тренинги эффективного родительства
- Тренинги самопознания (развития я-концепции)
- Тренинги личностного роста
- 48. Дискуссия как метод активного социально-психологического обучения