17. Классификация методов обучения по источнику получения знаний и умений
Классификация методов обучения по источнику получения знаний
Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические методы (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).
Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Методы рассказа, объяснения и лекции были уже рассмотрены выше.
Беседа — диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые беседы (вопросы адресованы определенной группе) и фронтальные (вопросы адресованы всем). Беседа как метод обучения имеет несомненные достоинства: активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся; развивает их речь, память, мышление; имеет большую воспитательную силу; является хорошим диагностическим средством, помогает контролировать знания учащихся.
Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии — стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.
Работа с учебником и книгой — один из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода — возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. При использовании программированных учебных книг, в которых, кроме учебной, содержится и управляющая информация, эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний и умений.
Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Наглядные методы условно подразделяются на две группы: метод демонстраций и метод иллюстраций.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Главное назначение этой группы методов — формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятся упражнения, практические и лабораторные работы.
- 5. История преподавания психоаогии в средней школе
- 2.1. Преподавание психологии в XIX веке
- 2.2. Преподавание психологии в начале XX века
- 2.3. Преподавание психологии во второй половине XX века
- 6. История преподавания психологии в высшей школе(карандашев)
- 1.1. Преподавание психологии в XVIII—XIX веках
- 1.2. Преподавание психологии в первой половине XX века
- 1.3. Преподавание психологии во второй половине XX века
- 7. Обучение психологии в общеобразовательных школах и средних учебных заведениях (не весь)
- 8. Базовое психологическое образование(карандашев)
- 9. Преподавание психологии студентам других специальностей(карандашев)
- 10. Последипломное психологическое образование(карандашев)
- 11.Проблема обучения и развития в преподавании психологии (не весь)
- 12. Принципы обучения психологии
- 13 – 14. Психологическая культура личности и её компоненты
- 15. Конспектировать статьи (в конспекте)
- 17. Классификация методов обучения по источнику получения знаний и умений
- 18.Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (м.Н. Скаткин, и.Я. Лернер).
- 25. Обучение психологии в средних учебных заведениях(карандашев)
- 25-26. Организация учебных занятий по психологии в средних учебных заведениях (карандашев)
- 28. Анализ моделей обучения в системе высшего образования (нет)
- 29. Современные средства обучения
- 30.Урок по психологии
- 32. Подготовка преподавателя к урокам психологии заключается:
- 33.Психологическая лекция в школе: содержание и методика
- 34. Особенности современной вузовской лекции
- 35 Методические основы чтения лекции
- 36 Невербальные компоненты лекции
- 37. Ошибки лектора
- 35.Методические аспекты подготовки и проведения лекций.
- 35.Методическая разработка учебной лекции
- 1.Тема лекции. Обоснование выбора темы.
- 2. Формы организации лекции.
- 3 . Содержание лекций.
- 38 . Семинарские занятия
- 39. Подготовка преподавателя к семинару
- 40. Практические занятия
- 47. Основные функции самостоятельной учебной работы по психологии (карандашев)
- 51. Практика студентов по психологии (карандашев)
- 53. Внеклассная работа по психологии в школе и внеаудиторная работа в вузе
- 55. Контроль как учебное действие студента. Виды и формы контроля
- 56. Методические приемы обеспечения эффективности текущего педагогического контроля(бадмаев)
- 57. Разработка учебного курса по психоаогии
- 9.1. Знания научной и практической психологии как основа учебного курса
- 1. Научная психология
- 2. Практическая психология
- 1. Житейские психологические знания
- 2. Психологические знания в искусстве
- 3. Иррациональная психология
- 9.4. Технология разработки учебного курса
- 3. Постановка учебных целей
- 58. Профессионально-личностный уровень преподавателя психологии
- 60. Методика самостоятельной работы и самообразования преподавателя психологии