1.3. Опросник для родителей:
Шкала навыков, необходимых для социальной адаптации (по D. Norris and P. Williams, 1975)
Навыки личного обслуживания
1. Пользование ванной.
2. Умение мыться.
3. Забота о волосах, ногтях, зубах.
4. Вытирание полотенцем.
5. Использование общественного туалета.
6. Надевание одежды и обуви и уход за ними.
7. Употребление основной кухонной утвари.
8. Умение пользоваться газовыми и электрическими плитами.
9. Использование шкал и мер.
10. Приготовление простых блюд.
11. Выполнение основных домашних поручений.
12. Простая стирка и глажение.
13. Пользование телефоном и умение сделать срочный вызов (врача, пожарных).
14. Самостоятельное пользование общественным транспортом и знание правил пешехода.
15. Езда на велосипеде.
16. Овладение основными предосторожностями против возникновения пожара.
17. Умение обратиться за помощью в необходимых случаях.
18. Распознавание цвета.
19. Понимание показаний часов с латинскими и арабскими цифрами на циферблате.
20. Пользование будильником.
21. Счет наизусть.
22. Совершение простых счетных операций.
23. Знание денежных купюр и монет.
24. Использование денег при покупках.
25. Простое письмо, значение и написание имени и адреса.
26. Чтение социально значимых слов.
27. Умение правильно стоять, сидеть и ходить.
28. Прием лекарств по назначению, оказание элементарной первой помощи.
Социальные навыки
1. Установление и поддержание отношений с окружающими, умение получать удовлетворение от этих отношений.
2. Умение правильно переносить замечания.
3. Проявление нормальной реакции на доброту и любовь.
4. Овладение основными речевыми навыками.
5. Умение начинать разговор.
6. Пользование формулами вежливости: «пожалуйста», «спасибо» и др.
7. Умение получить совет.
8. Пользование столовой.
9. Умение назначить встречу и быть вовремя при приглашении.
10. Осознание опасности чрезмерного курения и выпивки.
11. Осознание моральных норм, относящихся к сексуальному поведению.
12. Знание функции таких государственных учреждений, как милиция, больницы.
13. Умение пригласить и развлечь дома гостей.
Трудовые навыки
1. Способность использовать простые инструкции.
2. Употребление простейших механических устройств.
3. Выполнение обычных домашних обязанностей.
4. Способность переносить усталость.
5. Принятие указаний и руководства.
6. Принятие ответственности.
7. Принятие роли подчиненного.
8. Пунктуальность. ■
9. Умение устанавливать отношения в процессе работы.
Отдых и развлечения
1. Умение организовать свободное время.
2. Установление дружеских отношений.
3. Участие в клубных занятиях и кружках.
4. Увлечения чем-либо (хобби).
5. Посещение библиотек и музеев.
6. Понимание в доступных пределах музыки и искусства.
7. Способность танцевать.
8. Умение «пользоваться» кинотеатрами и местами развлечений.
1.4. Анкета для определения социально-бытовых навыков
1. Умеет ли Ваш ребенок самостоятельно пользоваться умывальным1 принадлежностями?
2. Требуется ли Вашему ребенку помощь, когда он чистит зубы?
3. Обладает ли Ваш ребенок необходимыми навыками и умениями для самостоятельного принятия ванны?
4. Требуется ли Вашему ребенку помощь при посещении туалета?
5. Самостоятельно ли одевается Ваш ребенок?
6. Может ли Ваш ребенок самостоятельно выбирать себе одежду, в зависимости от ситуации?
7. Переодевается ли Ваш ребенок без напоминания, когда это необходимо?
8. Умеет ли Ваш ребенок застегивать пуговицы?
9. Обладает ли Ваш ребенок навыком обращения с молнией, кнопками?
10. Умеет ли Ваш ребенок завязывать шнурки?
11. Можете ли Вы оставить своего ребенка на некоторое время дома одного?
12. Умеет ли он пользоваться бытовыми электрическими, электроосветительными приборами?
13. Доверяете ли Вы своему ребенку пользование телефоном?
14. Умеет ли Ваш ребенок пользоваться плитой и другими нагревательными приборами?
15. Может ли он подогреть себе пищу?
16. Может ли он приготовить бутерброды?
17. Самостоятельно ли ест Ваш ребенок?
18. Пользуется ли он вилкой?
19. Доверяете ли Вы ему нож?
20. Учили ли Вы его пользоваться телефоном?
21. Может ли он в необходимом случае связаться с пожарной охраной (другими службами)?
22. Знает ли Ваш ребенок функции таких учреждений, как милиция, больница и т. д.?
23. Умеет ли Ваш ребенок читать?
24. Узнает ли Ваш ребенок социально значимые слова?
25. Приходилось ли ребенку сопровождать Вас в магазин?
26. Может ли он сходить в магазин самостоятельно?
27. Ориентируется ли в деньгах?
28. Умеет ли считать наизусть?
29. Может ли написать свое имя и адрес?
30. Умеет ли организовать свое время?
31. Проявляет ли к чему-нибудь повышенный интерес?
32. Слушает ли музыку?
33. Танцует ли Ваш ребенок?
34. Обладает ли умением начинать разговор?
35. Пользуется ли в разговоре вежливыми формулами речи?
36. Есть ли у него друзья?
37. Принимает ли Ваш ребенок участие в занятиях какого-либо кружка?
38. Научен ли Ваш ребенок стирать себе некоторые предметы своей одежды?
39. Пользовался ли он утюгом?
40. Выполняетли Ваш ребенок дома определенные домашние обязанности?
41. Устанавливает ли для жизни четкий распорядок дня?
42. Ориентируется ли во времени с помощью часов?
43. Нужна ли Вашему ребенку помощь во время прогулки?
44. Гуляет ли он самостоятельно?
45. Посещаете ли Вы с ребенком места развлечений и т. д.?
Ключ
1. | + | 16. | + | 31. | + |
2. | - | 17. | + | 32. | + |
3. | + | 18. | + | 33. | + |
4. | - | 19. | + | 34. | + |
5. | + | 20. | + | 35. | + |
6. | + | 21. | + | 36. | + |
7. | + | 22. | + | 37. | + |
8. | + | 23. | + | 38. | + |
9. | 4- | 24. | + | 39. | + |
10. | + | 25. | + | 40. | + |
11. | + | 26. | + | 41. | + |
12. | + | 27. | + | 42. | + |
13. | + | 28. | + | 43. | - |
14. | + | 29. | + | 44. | + |
15. | + | 30. | + | 45. | + |
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости
- 2.2. Причины умственной отсталости
- 2.3. Патогенез умственной отсталости
- 2.4. Систематика умственной отсталости
- 2.5. Симптомы умственной отсталости
- 2.5.1. Легкая умственная отсталость
- 2.5.2. Умеренная умственная отсталость
- 2.5.3. Тяжелая умственная отсталость
- 2.5.4. Глубокая умственная отсталость
- 2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 2.7. Динамика умственной отсталости
- 2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости
- Глава 3
- 3.1. Формирование представлений об «умственной отсталости» в психолого-педагогических исследованиях
- 3.2. Диагностика сенсорно-перцептивных функций у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.3. Диагностика социального развития детей и подростков с тяжелой и глубокой умственной отсталостью
- 3.3.1. Возрастная группа с 7 до и лет
- 3.3.2. Возрастная группа с 12 до 18 лет
- 3.4. Оценка родителями сформированности социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.5. Диагностика социально-бытовых навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.5.1. Развитие социально-бытовых навыков в условиях дома
- 3.5.2. Развитие социально-бытовых навыков вне дома
- 3.5.3. Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности
- 3.6. Диагностика эмоционального состояния у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.7. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- Глава 4
- 4.1. Значение общения в психическом развитии ребенка
- 4.2. Вербальные и невербальные средства общения
- 4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью
- 4.4. Развитие коммуникативных навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе обучения
- 4.5. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей
- 4.5.1. Развитие способности познавать себя
- 4.5.2. Развитие умения заботиться о себе
- 4.5.3. Развитие способности ориентироваться в окружающем мире и воспринимать его адекватно
- 4.5.4. Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них
- 4.5.5. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращения окружающих
- 4.5.6. Развитие умения воспринимать речь
- 4.5.7. Развитие умения подражать
- 4.5.8. Развитие умения соблюдать очередность в разговоре
- 4.6. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей
- 4.6.1. Система жестов как средство невербального общения
- 4.6.2. Система символов (пиктограмм) как средство невербального общения
- Глава 5
- 5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка
- 5.2. Особенности психосексуального развития детей и подростков с умственной отсталостью
- 5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей
- 5.4. Исследование полоролевой идентификации подростков с умственной отсталостью
- 5.4.1. Результаты рисуночного теста
- 5.4.2. Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (впр)
- 5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
- 5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью
- 5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью
- Глава 6
- 6.1. Стили и типы родительского воспитания
- 6.2. Рождение ребенка с нарушением психического развития как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи
- 6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушением в развитии
- 6.4. Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
- 6.6. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью
- 6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью
- Глава 7
- 7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка
- 7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью
- 7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения
- 7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы
- 7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом
- 7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин у матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 7.7. Исследование уровня эмоциональной напряженности матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- Глава 8
- 8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
- 8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в россии
- 8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью
- 8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта
- 8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями
- 8.4.2. Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями
- Глава 9
- 9.1. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям
- 9.2. Центры дневного пребывания
- 9.2.1. Центр дневного пребывания при специальной (коррекционной) школе
- 9.2.2. Исследование реабилитации умственно отсталых лиц в условиях центра дневного пребывания
- 9.2.3. Центр дневного пребывания в системе социальной защиты
- 9.3. Социальные гостиницы
- 9.4. Социально-реабилитационный центр как модель поддерживаемого проживания интернатного типа
- 9.4.1. Содержание учебно-воспитательной работы в центре
- 9.4.2. Структура центра
- 9.5. Рекомендации по психолого-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью и их родителей в системе поддерживаемого проживания
- 9.5.1. Реабилитационная работа с родителями
- 9.5.2. Организация общения и совместной деятельности родителей с детьми
- 9.5.3. Реабилитационная работа с детьми-инвалидами
- Глава 10
- 10.1. Принципы и формы реабилитации в кемпхильских общинах
- 10.2. Исторический аспект идей общинного проживания в россии
- 10.3. Структура центра социально-психологической реабилитации «деревня светлана»
- 10.4. Ритм жизни в центре «деревня светлана»
- 10.5. Индивидуальные особенности социально-психологической реабилитации молодых людей с нарушением интеллекта, проживающих в центре «деревня светлана»
- 1.2. Методика «Социограмма». Педагогический анализ социального развития людей с множественными нарушениями (форма pac-s/p). На основе третьего издания по X. С. Гюнцбургу
- 1.3. Опросник для родителей:
- 1.5. Анкета для определения эмоционально-поведенческих особенностей
- 1.8. Психологическая автобиография
- 1.9. Методика «Шкала самооценки» (по ч. Д. Спилбергеру, ю. Л. Ханину)
- 1.10. Методика «Семантический дифференциал»
- 1.11. Методика «Незаконченные предложения»
- 1.12. Методика исследования самоотношения (по с. Р. Пантелееву)
- 1.13. Методика «Самоактуализация» (по а. Маслоу)
- 1.14. Анкета 1. «Информированность об инвалидах с психическими нарушениями»
- 2.1. Положение
- 2.2. Положение
- 2.3. Положение
- 1. Здоровье
- 3. Отношения с близкими людьми
- 4. Безопасность
- 5. Включенность в общество (социальная роль и готовность к ее выполнению в общении и взаимодействии с разными группами людей)
- 6. Эмоциональное здоровье