1.12. Методика исследования самоотношения (по с. Р. Пантелееву)
В исследованиях С. Р. Пантелеева была выявлена структура самоотношения, включающая три составляющие: самоуважение, аутосимпатию и самоуничижение.
Табл и ца 2
Схема строения самоотношения (по результатам факторного анализа групповых данных)
Факторы модальности | Самоуважение | Аутосимпатия | Самоуничижение |
Шкалы (аспекты) | Саморуководство Самоуверенность Отраженное самоотношение Социальная желательность «Я» | Самопривязанность Самоценность Самопринятие | Внутренняя конфликтность Самообвинение |
Указанная структура была выявлена при статистическом анализе пунктов опросника самоотношений, сконструированного С. Р. Пантелеевым. Данный опросник включал 9 субшкал.
Назначение. Для выявления особенностей самоотношения личности.
Предполагает выявление следующих характеристик:
П закрытости,
□ самоуверенности,
□ саморуководства,
□ отраженного самоотношения,
□ самоценности,
□ самопринятия,
□ самопривязанности,
П внутренней конфликтности, О самообвинения.
Возрастная валидность. Применяется, начиная с 15—16лет. Текстопросни-ка, содержащий 110 утверждений, регистрационный лист, ключи, шкала перевода сырых оценок в шкальные. Допускается групповое проведение и индивидуальное.
Нормы и средние значения:
от 1 до 3 стенов — низкие значения по шкале;
4-7 — средние;
8—10 — высокие.
Шкала 1: закрытость — открытость (14 пунктов). Примеры пунктов, входящих в эту шкалу:
□ Иногда я пытаюсь выдавать себя не за того, кто я есть.
□ Мне случалось совершать поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.
О Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.
□ Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.
Таким образом, шкала оценивается как глубокое или поверхностное проникновение в себя, открытое или закрытое (защитное) отношение к себе.
Шкала 2: самоуверенность (14 пунктов). Примеры пунктов:
О Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.
□ Я человек надежный.
□ Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.
□ Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему. О Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.
Отмеченный фактор заденет отношение к себе как уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, которому есть за что себя уважать.
Шкала 3: саморуководство (12 пунктов). Примеры пунктов:
□ Если я и спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное решение.
□ Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.
□ Я сам создал себя таким, каков я есть.
П Ко мне относятся так, как я того заслужил.
□ Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.
□ То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук.
Данный фактор может быть интерпретирован как отражающий представление о том, что основным источником активности и достижений, касающихся как деятельности, так и личности субъекта, является он сам.
Шкала 4: отраженное самоотношение (11 пунктов). Примеры пунктов:
□ Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.
□ Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.
395
О Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих.
□ В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь.
Содержание данного фактора отражает представление субъекта о том, что его личность и деятельность способны вызывать у других уважение, симпатию, одобрение, понимание и т. д. или противоположные им чувства. Речь идет о предвосхищаемом, отраженном отношении других людей, то есть о самоотношении самого субъекта.
Шкала 5: самоценность (14 пунктов). Примеры пунктов:
□ Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личности.
П Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.
П Иногда я сомневаюсь, можно ли полюбить меня по-настоящему.
П Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было больше, то жизнь бы изменилась в лучшую сторону.
Положительный полюс данной шкалы характеризует ощущение ценности личности и предполагаемую ценность своего «Я» для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» по внутренним критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызывать в других глубокие чувства.
Шкала 6: самопринятие (12 пунктов). Примеры пунктов:
□ Можно сказать, что я себе нравлюсь.
□ Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему.
□ Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.
П Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.
П Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце концов не согласился.
Согласно содержанию пунктов, в основе фактора лежит чувство симпатии к себе, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Снижение симпатии не обязательно должно вести к повышению самообвинения.
Шкала 7: самопривязанность (11 пунктов). Примеры пунктов:
□ Я хотел бы оставаться таким, какой я есть.
П Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает.
□ Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.
□ Мне еще не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность».
Утверждения, относящиеся к данному фактору, по-видимому, отражают некоторую ригидность «Я-концепции», нежелание изменяться по отношению к наличному состоянию. Противоположный полюс характерен для людей с сильным желанием изменений, неудовлетворенностью собой, тягой к соответствию с идеальным представлением о себе.
Шкала 8: внутренняя конфликтность (15 пунктов). Примеры пунктов: О Порой мне кажется, что я какой-то странный. О Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит. D Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой. О У меня нередко возникает сомнение, а таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь.
□ Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.
□ Что-то мешает мне понять себя по-настоящему.
Содержание данных пунктов связано с наличием внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. Они отражают тенденцию к чрезмерному самокопанию и рефлексии, протекающих на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Данный аспект самоотношения можно обозначить как чувство конфликтности собственного «Я». Такое чувство может сопровождаться тревожно-депрессивными состояниями, низкой самооценкой, недовольством наличной ситуацией, подчеркиванием трудностей, самоуглублением и наличием ригидных аффективных комплексов.
Шкала 9: самообвинение (10 пунктов). Примеры пунктов:
П Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.
□ Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то, прежде всего, к самому себе.
□ Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию.
□ Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.
□ Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес.
Содержание данного фактора связано с интрапунитивностью, самообвинением, отрицательными эмоциями в адрес «Я». Индивид, соглашающийся с этими утверждениями, готов поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. Данный фактор не включает утверждения, связанные с положительным отношением к себе. Это однополюсной фактор, обладающий самостоятельным значением в системе самоотношения.
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости
- 2.2. Причины умственной отсталости
- 2.3. Патогенез умственной отсталости
- 2.4. Систематика умственной отсталости
- 2.5. Симптомы умственной отсталости
- 2.5.1. Легкая умственная отсталость
- 2.5.2. Умеренная умственная отсталость
- 2.5.3. Тяжелая умственная отсталость
- 2.5.4. Глубокая умственная отсталость
- 2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 2.7. Динамика умственной отсталости
- 2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости
- Глава 3
- 3.1. Формирование представлений об «умственной отсталости» в психолого-педагогических исследованиях
- 3.2. Диагностика сенсорно-перцептивных функций у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.3. Диагностика социального развития детей и подростков с тяжелой и глубокой умственной отсталостью
- 3.3.1. Возрастная группа с 7 до и лет
- 3.3.2. Возрастная группа с 12 до 18 лет
- 3.4. Оценка родителями сформированности социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.5. Диагностика социально-бытовых навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.5.1. Развитие социально-бытовых навыков в условиях дома
- 3.5.2. Развитие социально-бытовых навыков вне дома
- 3.5.3. Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности
- 3.6. Диагностика эмоционального состояния у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.7. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- Глава 4
- 4.1. Значение общения в психическом развитии ребенка
- 4.2. Вербальные и невербальные средства общения
- 4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью
- 4.4. Развитие коммуникативных навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе обучения
- 4.5. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей
- 4.5.1. Развитие способности познавать себя
- 4.5.2. Развитие умения заботиться о себе
- 4.5.3. Развитие способности ориентироваться в окружающем мире и воспринимать его адекватно
- 4.5.4. Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них
- 4.5.5. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращения окружающих
- 4.5.6. Развитие умения воспринимать речь
- 4.5.7. Развитие умения подражать
- 4.5.8. Развитие умения соблюдать очередность в разговоре
- 4.6. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей
- 4.6.1. Система жестов как средство невербального общения
- 4.6.2. Система символов (пиктограмм) как средство невербального общения
- Глава 5
- 5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка
- 5.2. Особенности психосексуального развития детей и подростков с умственной отсталостью
- 5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей
- 5.4. Исследование полоролевой идентификации подростков с умственной отсталостью
- 5.4.1. Результаты рисуночного теста
- 5.4.2. Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (впр)
- 5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
- 5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью
- 5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью
- Глава 6
- 6.1. Стили и типы родительского воспитания
- 6.2. Рождение ребенка с нарушением психического развития как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи
- 6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушением в развитии
- 6.4. Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
- 6.6. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью
- 6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью
- Глава 7
- 7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка
- 7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью
- 7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения
- 7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы
- 7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом
- 7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин у матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 7.7. Исследование уровня эмоциональной напряженности матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- Глава 8
- 8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
- 8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в россии
- 8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью
- 8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта
- 8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями
- 8.4.2. Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями
- Глава 9
- 9.1. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям
- 9.2. Центры дневного пребывания
- 9.2.1. Центр дневного пребывания при специальной (коррекционной) школе
- 9.2.2. Исследование реабилитации умственно отсталых лиц в условиях центра дневного пребывания
- 9.2.3. Центр дневного пребывания в системе социальной защиты
- 9.3. Социальные гостиницы
- 9.4. Социально-реабилитационный центр как модель поддерживаемого проживания интернатного типа
- 9.4.1. Содержание учебно-воспитательной работы в центре
- 9.4.2. Структура центра
- 9.5. Рекомендации по психолого-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью и их родителей в системе поддерживаемого проживания
- 9.5.1. Реабилитационная работа с родителями
- 9.5.2. Организация общения и совместной деятельности родителей с детьми
- 9.5.3. Реабилитационная работа с детьми-инвалидами
- Глава 10
- 10.1. Принципы и формы реабилитации в кемпхильских общинах
- 10.2. Исторический аспект идей общинного проживания в россии
- 10.3. Структура центра социально-психологической реабилитации «деревня светлана»
- 10.4. Ритм жизни в центре «деревня светлана»
- 10.5. Индивидуальные особенности социально-психологической реабилитации молодых людей с нарушением интеллекта, проживающих в центре «деревня светлана»
- 1.2. Методика «Социограмма». Педагогический анализ социального развития людей с множественными нарушениями (форма pac-s/p). На основе третьего издания по X. С. Гюнцбургу
- 1.3. Опросник для родителей:
- 1.5. Анкета для определения эмоционально-поведенческих особенностей
- 1.8. Психологическая автобиография
- 1.9. Методика «Шкала самооценки» (по ч. Д. Спилбергеру, ю. Л. Ханину)
- 1.10. Методика «Семантический дифференциал»
- 1.11. Методика «Незаконченные предложения»
- 1.12. Методика исследования самоотношения (по с. Р. Пантелееву)
- 1.13. Методика «Самоактуализация» (по а. Маслоу)
- 1.14. Анкета 1. «Информированность об инвалидах с психическими нарушениями»
- 2.1. Положение
- 2.2. Положение
- 2.3. Положение
- 1. Здоровье
- 3. Отношения с близкими людьми
- 4. Безопасность
- 5. Включенность в общество (социальная роль и готовность к ее выполнению в общении и взаимодействии с разными группами людей)
- 6. Эмоциональное здоровье