2.1. Положение
о социально-трудовом реабилитационном отделении
для инвалидов с ограниченными умственными
возможностями
I. Общие положения
1.1. Социально-трудовое реабилитационное отделение для инвалидов с ограниченными умственными возможностями «Карлсон», далее отделение, является структурным подразделением Санкт-Петербургского государственного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Адмиралтейского административного района», далее Центр, организованное в рамках российско-шведского пилотного проекта по созданию Центра социального обслуживания инвалидов с ограниченными умственными возможностями.
1.2. Отделение создается, реорганизуется, ликвидируется приказом директора Центра по согласованию с Территориальным управлением.
1.3. Отделение осуществляет свою деятельность и подчиняется непосредственно директору Центра.
1.4. Отделение возглавляет заведующая отделением, которая назначается на должность и освобождается от должности приказом директора Центра.
1.5. В своей деятельности сотрудники отделения руководствуются: П Конституцией Российской Федерации;
□ Законом Российской Федерации № 181-ФЗ 24.11.95г. «О социальной защите инвалидов»;
□ Законом Российской Федерации № 122-ФЗ 02.08.95г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
О Уставом Центра;
О Правилами внутреннего трудового распорядка;
О Планом российско-шведского пилотного проекта по открытию Центра для инвалидов с ограниченными умственными возможностями.
1.6. Отделение осуществляет следующие виды деятельности:
Для лиц, посещающих отделение абилитации;
О оказание социально-психологической поддержки;
П обеспечение работой и занятостью;
□ оказание социальной помощи семьям;
□ оказание платных и бесплатных услуг по приготовлению пищи физическим и юридическим лицам;
□ распространение информации об отделении и обмен опытом.
И. Цели и задачи отделения
2.1. Задействовать ресурсы каждого инвалида с ограниченными умственными возможностями, обеспечить максимальное его развитие путем специального тренинга с сохранением тех способностей и навыков, которые уже имеются.
2.2. Формирование у каждого инвалида уверенности в себе, обретение им нового качества жизни, придание ей достойного наполнения.
2.3. Воздействие на общественное мнение с целью изменения отношения к умственно отсталым людям.
2.4. Содействовать интеграции инвалидов с ограниченными умственными возможностями в общество, предоставление им возможности трудоустройства.
2.5. Развитие взаимодействия и координация деятельности учреждениями и общественными организациями, осуществляющими работу с данной категорией инвалидов.
2.6. Высвобождение члена семьи инвалида от необходимости присмотра за ним с целью трудоустройства и получения полноценного отдыха и лечения.
2.7. Проведение оценки результатов деятельности отделения с учетом мнения инвалидов, посещающих отделение. Осуществление деятельности по обмену опытом и распространению информации.
III. Основные функции отделения
3.1. Отделение предназначено для инвалидов с ограниченными умственными возможностями, способных принимать участие в производственном процессе. Все инвалиды должны обладать необходимыми возможностями для активного участия в работе.
3.2. Содержание основной деятельности сотрудников отделения состоит в проведении мероприятий по адаптации инвалидов в процессе получения навыков по полному циклу профессиональных обязанностей, заключающихся в приготовлении пищи.
3.3. В отделении проводится тренинг инвалидов для развития навыков, необходимых в повседневной жизни, в быту.
Тренинг рабочих навыков:
□ умение следить за временем;
П умение исполнять производственные обязанности.
Тренинг навыков самостоятельного проживания:
П обучение самостоятельно удовлетворять ежедневные личные гигиенические потребности; О умение готовить пищу;
□ умение поддерживать в порядке одежду;
О умение произвести элементарную уборку помещения, постирать, заправить за собой постель и т. д.
Транспортный тренинг:
□ умение самостоятельно добираться на работу и с работы домой, а в дальнейшем умение пользоваться транспортом для поездок «туда-обратно» в различные места.
3.4. Отделение является рабочим местом, как для персонала, так и для инвалидов, которые являются полноправными участниками рабочего процесса и в дальнейшем именуются как «работники».
3.5. На отделении применяется метод совместного приема пищи для работников и персонала отделения. Это позволит снять у работников ощущения пребывания в специализированном учреждении и способствовать лучшему интегрированию работников в повседневную жизнь.
3.6. Специалистами отделения принимаются меры по трудоустройству инвалидов по решению социальной экспертной комиссии (СЭК) при наличии рекомендации медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК).
IV. Порядок работы отделения
4.1. Отделение создано для работы 25 инвалидов с ограниченными умственными возможностями, далее «работниками».
4.2. Отделение работает ежедневно с 9.00 до 18.00 (кроме выходных и праздничных дней).
Время с 9.00 до 15.00 является рабочим и обязательно для всех работников отделения. С 15.00 до 18.00 для работников отделения организуются абилита-ционные мероприятия профильными специалистами (логопед, психолог, инструктор ЛФК и т. д.). Работа с инвалидами ведется по рекомендации СЭК и по социальным показаниям.
4.3. Из числа работников отделения создается бригада по приготовлению пищи с фондом заработной платы по ставкам, предусмотренным в пилотном проекте. В связи со спецификой отделения бригадиром назначается заведующая отделением.
Зачисление в бригаду производится на основании личного заявления работника, выплата заработной платы с учетом фактически отработанного времени с учетом того, что в соответствии с установленной организацией труда нагрузка на каждого работника является равной.
4.4. С целью организации летнего отдыха инвалидов и обеспечения непрерывности и полноценности рабочего процесса персоналу и работникам отделения предоставляется коллективный отпуск в летнее время в порядке, предусмотренном трудовым законодательством. Время предоставления отпуска определяется директором Центра с учетом мнения персонала отделения.
4.5. Последний рабочий день месяца для отделения является санитарным, по производственной необходимости возможен перенос по согласованию с директором Центра. Для персонала этот день является рабочим, для работников отделения — нерабочим. Питание в этот день не предусматривается.
4.6. Решение о приеме инвалида в отделение принимает директор Центра с учетом рекомендаций СЭК.
Прием производится только с согласия инвалида или его опекуна, при этом обязательно учитывается желание инвалида. Для приема в отделение необходимо:
□ заявление инвалида или его опекуна;
□ социальная карта;
□ копия справки МСЭК;
□ решение-рекомендация СЭК;
□ санитарная книжка.
4.7. Право на зачисление в отделение имеют неработающие инвалиды с ограниченными умственными возможностями от 16 до 50 лет без криминального прошлого, не имеющие противопоказаний для работы в учреждениях общественного питания. Преимущественное право из их числа имеют:
□ инвалиды из неполных и многодетных семей;
□ инвалиды, родители которых являются пенсионерами или инвалидами;
□ одиноко проживающие инвалиды.
4.8. Противопоказанием для пребывания в отделении является наличие заболеваний, препятствующих посещению данного учреждения:
□ острые психотические состояния;
□ наличие инфекционных заболеваний; П устойчивая агрессивная тенденция;
□ суицидальные наклонности;
□ устойчивые поведенческие нарушения, не поддающиеся коррекции.
4.9. Решение об отчислении из отделения принимает директор Центра с учетом рекомендаций СЭК по причине:
□ личная просьба работника или его опекуна;
□ состояние здоровья, препятствующее работе на отделении;
□ злостное несоблюдение правил личной гигиены;
□ совершение противоправных действий;
□ полное нежелание трудиться и нарушение рабочего процесса других работников;
□ нецелесообразность пребывания в отделении по заключению СЭК.
4.10. На период отсутствия работников в отделении более 2 недель по уважительной причине возможно зачисление другого инвалида на временное пребывание-практику из числа лиц в порядке, предусмотренном пунктом 4.6.
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости
- 2.2. Причины умственной отсталости
- 2.3. Патогенез умственной отсталости
- 2.4. Систематика умственной отсталости
- 2.5. Симптомы умственной отсталости
- 2.5.1. Легкая умственная отсталость
- 2.5.2. Умеренная умственная отсталость
- 2.5.3. Тяжелая умственная отсталость
- 2.5.4. Глубокая умственная отсталость
- 2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 2.7. Динамика умственной отсталости
- 2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости
- Глава 3
- 3.1. Формирование представлений об «умственной отсталости» в психолого-педагогических исследованиях
- 3.2. Диагностика сенсорно-перцептивных функций у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.3. Диагностика социального развития детей и подростков с тяжелой и глубокой умственной отсталостью
- 3.3.1. Возрастная группа с 7 до и лет
- 3.3.2. Возрастная группа с 12 до 18 лет
- 3.4. Оценка родителями сформированности социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.5. Диагностика социально-бытовых навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.5.1. Развитие социально-бытовых навыков в условиях дома
- 3.5.2. Развитие социально-бытовых навыков вне дома
- 3.5.3. Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности
- 3.6. Диагностика эмоционального состояния у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.7. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- Глава 4
- 4.1. Значение общения в психическом развитии ребенка
- 4.2. Вербальные и невербальные средства общения
- 4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью
- 4.4. Развитие коммуникативных навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе обучения
- 4.5. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей
- 4.5.1. Развитие способности познавать себя
- 4.5.2. Развитие умения заботиться о себе
- 4.5.3. Развитие способности ориентироваться в окружающем мире и воспринимать его адекватно
- 4.5.4. Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них
- 4.5.5. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращения окружающих
- 4.5.6. Развитие умения воспринимать речь
- 4.5.7. Развитие умения подражать
- 4.5.8. Развитие умения соблюдать очередность в разговоре
- 4.6. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей
- 4.6.1. Система жестов как средство невербального общения
- 4.6.2. Система символов (пиктограмм) как средство невербального общения
- Глава 5
- 5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка
- 5.2. Особенности психосексуального развития детей и подростков с умственной отсталостью
- 5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей
- 5.4. Исследование полоролевой идентификации подростков с умственной отсталостью
- 5.4.1. Результаты рисуночного теста
- 5.4.2. Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (впр)
- 5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
- 5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью
- 5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью
- Глава 6
- 6.1. Стили и типы родительского воспитания
- 6.2. Рождение ребенка с нарушением психического развития как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи
- 6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушением в развитии
- 6.4. Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
- 6.6. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью
- 6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью
- Глава 7
- 7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка
- 7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью
- 7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения
- 7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы
- 7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом
- 7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин у матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 7.7. Исследование уровня эмоциональной напряженности матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- Глава 8
- 8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
- 8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в россии
- 8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью
- 8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта
- 8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями
- 8.4.2. Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями
- Глава 9
- 9.1. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям
- 9.2. Центры дневного пребывания
- 9.2.1. Центр дневного пребывания при специальной (коррекционной) школе
- 9.2.2. Исследование реабилитации умственно отсталых лиц в условиях центра дневного пребывания
- 9.2.3. Центр дневного пребывания в системе социальной защиты
- 9.3. Социальные гостиницы
- 9.4. Социально-реабилитационный центр как модель поддерживаемого проживания интернатного типа
- 9.4.1. Содержание учебно-воспитательной работы в центре
- 9.4.2. Структура центра
- 9.5. Рекомендации по психолого-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью и их родителей в системе поддерживаемого проживания
- 9.5.1. Реабилитационная работа с родителями
- 9.5.2. Организация общения и совместной деятельности родителей с детьми
- 9.5.3. Реабилитационная работа с детьми-инвалидами
- Глава 10
- 10.1. Принципы и формы реабилитации в кемпхильских общинах
- 10.2. Исторический аспект идей общинного проживания в россии
- 10.3. Структура центра социально-психологической реабилитации «деревня светлана»
- 10.4. Ритм жизни в центре «деревня светлана»
- 10.5. Индивидуальные особенности социально-психологической реабилитации молодых людей с нарушением интеллекта, проживающих в центре «деревня светлана»
- 1.2. Методика «Социограмма». Педагогический анализ социального развития людей с множественными нарушениями (форма pac-s/p). На основе третьего издания по X. С. Гюнцбургу
- 1.3. Опросник для родителей:
- 1.5. Анкета для определения эмоционально-поведенческих особенностей
- 1.8. Психологическая автобиография
- 1.9. Методика «Шкала самооценки» (по ч. Д. Спилбергеру, ю. Л. Ханину)
- 1.10. Методика «Семантический дифференциал»
- 1.11. Методика «Незаконченные предложения»
- 1.12. Методика исследования самоотношения (по с. Р. Пантелееву)
- 1.13. Методика «Самоактуализация» (по а. Маслоу)
- 1.14. Анкета 1. «Информированность об инвалидах с психическими нарушениями»
- 2.1. Положение
- 2.2. Положение
- 2.3. Положение
- 1. Здоровье
- 3. Отношения с близкими людьми
- 4. Безопасность
- 5. Включенность в общество (социальная роль и готовность к ее выполнению в общении и взаимодействии с разными группами людей)
- 6. Эмоциональное здоровье