4. Управление дошкольной образовательной организацией: теория и практика.
Сущность основных понятий менеджмента: управление, организация, функции управления.
Управление | Организация | функции управления |
Управление (по словарю Даля) – это движение в правильном направлении нужным путем, а также деятельность, направленная на благо и на положительный результат. Современное понятие управления предполагает взаимодействие руководителя образовательного учреждения и других участников образовательного процесса, направленное на повышение качества деятельности учреждения | Термин организация – трактуется по разному, с одной стороны лорганизация это объединение людей, занимающие опред. Место в общстве, с целью достижения организационных целей. В этом контексте организация рассматривается как социальный институт. Организация – процесс, направленный на упорядовачивание какой либо деятельности. В этом случае организация рассматривается как ф-я управления. |
(планирование)
корекция.
по Файолю еще и Мотивация |
Характеристика управленческой деятельности – философия управления, цель управления, основные принципы управления, объекты и субъекты управления, содержание управленческой деятельности, методы управления, управленческое взаимодействие.
философия У | цель У | основные принципы У | объекты и субъекты У | содержание упр Д | методы У | У взаимодействие |
| Цель управления тесно связана с мотивами организации и с ее ценностями. Цель управления согласовать субъект-субъектные отношения и действия участников управленческого процесса, обеспечивающих достижение результатов деятельности учреждения. | Принцип научности Принцип системности (взаимозависимость компонентов системы) Принцип социальной обусловленности управления Принцип гуманности Принцип гибкости управления Принцип оптимальности управления | Есть субъекты – люди, Объекты – (н-р методическая Д, финансово-хозяйственная, организационно-педагогич, К объектам можно отнести кадровое направление (управление персоналом организации, финансовое направление (управление финансовыми ресурсами, организационно-педагогическое направление (управление пед.процессом), методическое направление, управление повышением качеством ПП, правовое направление (управление правовым обеспечением управленческой Д..
| Содержание деятельности. При выборе содержания управленческой деятельности необходимо опираться на основные подходы к определению содержания. 1.Функциональный подход. В основе этого подхода лежит выделение ряда функций, позволяющих управленцу выполнить цель. Функции: Планирование – это набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке стратегических, тактических и оперативных планов и программ, предназначенных для помощи организации в решении ее целей. Организация – это процесс создания структуры предприятия или учреждения, позволяющая людям эффективно работать вместе для решения общих целей. Руководство – процесс использования эффективных форм, методов, приемов взаимодействия людей между собой для решения общих целей. Контроль – процесс получения необходимой информации о ходе деятельности и ее результатах. Коррекция – возможность внесения изменений в деятельность с целью повышения эффективности выполнения целей. Мотивация – процесс побуждения себя и других к решению общих и личных целей. Мотивы бывают: мотив самостоятельности (реализация себя), мотив личного развития, мотив самоутверждения, потребность быть в коллективе, мотив стабильности и защищенности, мотив состязательности. 2.Содержательный подход. Выделяются направления деятельности управленца или руководителя. Направления связаны с объектами управления. К объектам управления можно отнести кадровое направление (управление персоналом организации), финансовое направление (управление финансовыми ресурсами), организационно-педагогическое направление (управление педагогическим процессом), методическое направление (управление повышением качества педагогического процесса), правовое направление (управление правовым обеспечением управленческой деятельности). Положительный аспект данного подхода заключается в том, что он наиболее понятен для руководителя и позволяет четко определить специфику организации, в которой осуществляется управленческая деятельность. 3.Интегративный подход. Этот подход позволяет интегрировать функциональный и содержательный подход. Его преимущества в рассмотрении деятельности руководителя во всей ее сложности и многомерности. Для удобства использования этого подхода можно использовать матрицу, где по вертикали выделяются направления деятельности руководителя, а по горизонтали основные действия или функции, которые осуществляет руководитель при реализации данного направления. Эффективность данного подхода позволяет оптимально использовать его в современной управленческой деятельности. | Это совокупность способов взаимодействия субъектов управления. Группы методов зависят от особенностей управления современной организации, а именно реализации принципа единоначалия и принципа коллегиальности. Принцип коллегиальности предполагает участие всех субъектов управления в управленческой деятельности (коллегиальность – совместное принятие решений; решение – это выбор из возможных альтернатив). Принцип единоначалия – это единоличное принятие решений руководителем организации. В современной организации рекомендуется логично сочетать принцип единоначалия и принцип коллегиальности и использовать оптимально следующие группы методов: - организационно-распорядительные методы (издание приказов и распоряжений, создание положений, должностных инструкций, утверждение нормативов и правил, формирование структуры управления – эти методы четко учитывают правовые нормы и действия на определенном уровне управления, а также законодательные акты вышестоящих органов). Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздрава и соц.развития от 26.08.2010 №761, зарегистрирован Минюстом 06.10.2010 №18638). - экономические методы: методы материального стимулирования, разработка налоговой системы, установление экономических норм и нормативов. - социально-психологические методы: методы социального развития коллектива, формирование групп, моральное стимулирование, создание благоприятного социально-психологического климата. Результатом управленческой деятельности является согласованность отношений участников управленческого процесса. От этого результата будет зависеть результативность деятельности организации. |
|
Дошкольное образовательное учреждение как организация.
Термин организация – трактуется по разному, с одной стороны лорганизация это объединение людей, занимающие опред. Место в общстве, с целью достижения организационных целей. В этом контексте организация рассматривается как социальный институт.
Организация – процесс, направленный на упорядовачивание какой либо деятельности. В этом случае организация рассматривается как ф-я управления.
Организация как социальный институт имеет ряд отличий
1. Наличие объединенных людей
2. Желание людей добиться опреленных целей
3. Цели одинаково понимаются всеми участниками организации
4. Для взаимодействия людей в организации используют координацию их действий.
Организация рассматривается как система вкючает в себя опреленные элементы взаимозависящие друг от друга, образующие единую целостность и выстореные в определенной иерархии. Ценности) социальная система прелпологает зависимость от ценностей существующих в обществе, в государстве, у потребителей услуг организации. Изменение ценностей ведет за собой изменение самой организации.
Анализ макро- и микроокружения детского сада и его влияния на деятельность ДОУ.
Как открытая система организация зависит от фактров микро и макро окружения мы относим политические, экономические, демографические, экологические, правовые и другие факторы. Это среда косвенного воздействия на организацию. К микрофакторам мы можем отнести потребителей наших услуг, поставщиков, конкурента, партнеров. Это среда прямого воздействия на организацию.
К факторам внутренней среды организации мы относим:
-миссию, видение организации, философию организации, организационную культуру и организационную структуру.
Вам не сказали кто информацию мне предоставляет, кому я предоставляю информацию. На основании каких принципов происходит взаимодействие.
Определение образовательной организации с позиции нормативно-правовой базы и теории управления организацией.
Характеристика миссии и цели ДОУ
Миссия – это основная цель организации. При этом миссия не достижима, в отличие от обычной цели. Это высшее предназначение существования организации. Миссия очень тесно связана с потребностями потребителя, обязательно учитывает конкурентные преимущества вашей организации, а также отражает мотивацию ваших сотрудников. Обычно миссия формулируется один раз и редко меняется. Миссия может быть представлена в двух вариантах:
- краткий вариант, предполагающий рекламный слоган из одного-двух предложений, направленный на формирование имиджа организации;
- расширенный вариант используется для внутреннего пользования и раскрывает следующие составляющие: цель функционирования организации, область деятельности организации, философия организации (внутренние ценности ее сотрудников), методы достижения поставленных целей, методы взаимодействия организации с социальным окружением.
Ценности людей, которые объеденины миссией.
Философия организации можетбыть выделена через разные группы ценностей.
1. Во главе ценности организации стоит ребенок в этом случает ДОУ создает условия для целостного развития ребенка, осущ. Инд. Подхода, создание условий для социализации ребенка, для наращивания его достижений.
2. Ценности педагогов в этом случае создаются условия для повышения квалификации педагогов, для обеспечения комфортной работы педагогов, для поощрения всех педагогических инициатив и т.д.
3. Приорит на приобретение внешнего имиджа. Поощряются все награды, последний отрицательный – приоритет это ценность руководителя.
Организационная культура. Тесно связана с философией потому, что в основе организационной культуры лежат внутренние принципы и правила поведения и взаимодействия сотрудников. Требования к внешнему виду.
Цели организации
Цель – конкретный охарактеризованный качественно или количественно образ желаемого результата, которого организация может достичь к четко определенному времени.
Виды целей ОУ:
По периоду достижения (цели долгосрочные до 3 лет)
Среднесрочные (тактические) на 1 год.
Краткосрочные или оперативные (неделя, несколько месяцев)
Цели могут делиться по подразделениям (могут быть методические цели, кадровые цели, финансовые цели и т.д.)
Цели м.б. внутренние и внешние.
Цели делятся по стадиям жизненного цикла.
Цели, которые ставятся в организации впервые и цели, которые направленные на совершенствование какой либо Д.
Цели делятся по измеримости: количественные и качественные.
Иерархия целей
организационной структуры ДОУ (распределения прав и ответственности в системе управления ДОУ);
ресурсной обеспеченности деятельности ДОУ.
Взаимовлияние внешней и внутренней среды дошкольного образовательного учреждения
- 1. Система дошкольного образования в Российской Федерации: состояние и перспективы развития.
- 1. Составление информационной справки:
- 1. Проанализируйте систему дошкольного образования в Российской Федерации. Покажите взаимосвязь и взаимообусловленность её основных компонентов
- 2. Обозначьте направления развития системы дошкольного образования на современном этапе
- 3. Спрогнозируйте развитие системы дошкольного образования в нашем городе на ближайшее десятилетие
- 2. Государственное регулирование системы дошкольного образования в Российской Федерации.
- 1. Какова компетенция органов управления образованием на различных уровнях?
- 2. Проанализируйте основные нормативные документы, регламентирующие деятельность доу
- 1. Каковы механизмы организации лицензирования и государственной аккредитации доу? Определите назначение данных процедур и трудности их организации (2 вопрос)
- 3. Обеспечение качества дошкольного образования в Российской Федерации.Литература: Крулехт м.В., Тельнюк и.В. Экспертные оценки в образовании
- 4. Управление дошкольной образовательной организацией: теория и практика.
- 5. Проектирование образовательной программы дошкольного образовательного учреждения: нормативно-правовой и методический аспект.
- 1. Проанализируйте образовательные программы для детей дошкольного возраста (2-3 на выбор студента). Обозначьте критерии для выбора образовательных программ в доу (5 вопрос)
- 5. Проектирование образовательной программы дошкольного образовательного учреждения: нормативно-правовой и методический аспект
- 6. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: состояние, проблемы и перспективы развития.
- Формы работы с родителями
- 7. Организация работы коллегиальных органов управления в дошкольной образовательной организации.
- 1. Обозначьте назначение и функции Совета педагогов доу. Каким образом организуется подготовка заседаний Совета педагогов доу? (вопрос 7)
- 7. Организация работы коллегиальных органов управления дошкольного образовательного учреждения.
- 8. Организация методической деятельности в дошкольной образовательной организации.
- Содержание методической работы старшего воспитателя
- 1.Феномен детства в дошкольной педагогике.
- 2. Педагогический процесс в детском саду.
- 3.Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста.
- 4 Организация обучения детей дошкольного возраста.
- 5.Организация творческих игр дошкольников в детском саду.
- 8. Подготовка ребенка к школьному обучению в детском саду.
- 6. Условия формирования готовности к школьному обучению (т. И. Бабаева).
- 9. Экспериментирование как познавательно-исследовательская деятельность дошкольников и метод экологического образования.
- 11. Развитие изобразительного творчества детей в детском саду.
- 12. Логико-математическое развитие детей в детском саду.