logo search
GOSY

4. Управление дошкольной образовательной организацией: теория и практика.

Сущность основных понятий менеджмента: управление, организация, функции управления.

Управление

Организация

функции управления

Управление (по словарю Даля) – это движение в правильном направлении нужным путем, а также деятельность, направленная на благо и на положительный результат. Современное понятие управления предполагает взаимодействие руководителя образовательного учреждения и других участников образовательного процесса, направленное на повышение качества деятельности учреждения

Термин организация – трактуется по разному, с одной стороны лорганизация это объединение людей, занимающие опред. Место в общстве, с целью достижения организационных целей. В этом контексте организация рассматривается как социальный институт.

Организация – процесс, направленный на упорядовачивание какой либо деятельности. В этом случае организация рассматривается как ф-я управления.

  1. Предвидение

(планирование)

  1. Организация

  2. Распорядительство

  3. Координация (регулирование),

корекция.

  1. Контроль

по Файолю еще и Мотивация

Характеристика управленческой деятельности – философия управления, цель управления, основные принципы управления, объекты и субъекты управления, содержание управленческой деятельности, методы управления, управленческое взаимодействие.

философия У

цель У

основные принципы У

объекты и субъекты У

содержание упр Д

методы У

У взаимодействие

Цель управления тесно связана с мотивами организации и с ее ценностями. Цель управления согласовать субъект-субъектные отношения и действия участников управленческого процесса, обеспечивающих достижение результатов деятельности учреждения.

Принцип научности

Принцип системности (взаимозависимость компонентов системы)

Принцип социальной обусловленности управления

Принцип гуманности

Принцип гибкости управления

Принцип оптимальности управления

Есть субъекты – люди,

Объекты – (н-р методическая Д, финансово-хозяйственная, организационно-педагогич,

К объектам можно отнести кадровое направление (управление персоналом организации, финансовое направление (управление финансовыми ресурсами, организационно-педагогическое направление (управление пед.процессом), методическое направление, управление повышением качеством ПП, правовое направление (управление правовым обеспечением управленческой Д..

Содержание деятельности. При выборе содержания управленческой деятельности необходимо опираться на основные подходы к определению содержания.

1.Функциональный подход. В основе этого подхода лежит выделение ряда функций, позволяющих управленцу выполнить цель. Функции:

Планирование – это набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке стратегических, тактических и оперативных планов и программ, предназначенных для помощи организации в решении ее целей.

Организация – это процесс создания структуры предприятия или учреждения, позволяющая людям эффективно работать вместе для решения общих целей.

Руководство – процесс использования эффективных форм, методов, приемов взаимодействия людей между собой для решения общих целей.

Контроль – процесс получения необходимой информации о ходе деятельности и ее результатах.

Коррекция – возможность внесения изменений в деятельность с целью повышения эффективности выполнения целей.

Мотивация – процесс побуждения себя и других к решению общих и личных целей. Мотивы бывают: мотив самостоятельности (реализация себя), мотив личного развития, мотив самоутверждения, потребность быть в коллективе, мотив стабильности и защищенности, мотив состязательности.

2.Содержательный подход. Выделяются направления деятельности управленца или руководителя. Направления связаны с объектами управления. К объектам управления можно отнести кадровое направление (управление персоналом организации), финансовое направление (управление финансовыми ресурсами), организационно-педагогическое направление (управление педагогическим процессом), методическое направление (управление повышением качества педагогического процесса), правовое направление (управление правовым обеспечением управленческой деятельности).

Положительный аспект данного подхода заключается в том, что он наиболее понятен для руководителя и позволяет четко определить специфику организации, в которой осуществляется управленческая деятельность.

3.Интегративный подход. Этот подход позволяет интегрировать функциональный и содержательный подход. Его преимущества в рассмотрении деятельности руководителя во всей ее сложности и многомерности. Для удобства использования этого подхода можно использовать матрицу, где по вертикали выделяются направления деятельности руководителя, а по горизонтали основные действия или функции, которые осуществляет руководитель при реализации данного направления. Эффективность данного подхода позволяет оптимально использовать его в современной управленческой деятельности.

Это совокупность способов взаимодействия субъектов управления. Группы методов зависят от особенностей управления современной организации, а именно реализации принципа единоначалия и принципа коллегиальности. Принцип коллегиальности предполагает участие всех субъектов управления в управленческой деятельности (коллегиальность – совместное принятие решений; решение – это выбор из возможных альтернатив). Принцип единоначалия – это единоличное принятие решений руководителем организации.

В современной организации рекомендуется логично сочетать принцип единоначалия и принцип коллегиальности и использовать оптимально следующие группы методов:

- организационно-распорядительные методы (издание приказов и распоряжений, создание положений, должностных инструкций, утверждение нормативов и правил, формирование структуры управления – эти методы четко учитывают правовые нормы и действия на определенном уровне управления, а также законодательные акты вышестоящих органов).

Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздрава и соц.развития от 26.08.2010 №761, зарегистрирован Минюстом 06.10.2010 №18638).

- экономические методы: методы материального стимулирования, разработка налоговой системы, установление экономических норм и нормативов.

- социально-психологические методы: методы социального развития коллектива, формирование групп, моральное стимулирование, создание благоприятного социально-психологического климата.

Результатом управленческой деятельности является согласованность отношений участников управленческого процесса. От этого результата будет зависеть результативность деятельности организации.

Дошкольное образовательное учреждение как организация.

Термин организация – трактуется по разному, с одной стороны лорганизация это объединение людей, занимающие опред. Место в общстве, с целью достижения организационных целей. В этом контексте организация рассматривается как социальный институт.

Организация – процесс, направленный на упорядовачивание какой либо деятельности. В этом случае организация рассматривается как ф-я управления.

Организация как социальный институт имеет ряд отличий

1. Наличие объединенных людей

2. Желание людей добиться опреленных целей

3. Цели одинаково понимаются всеми участниками организации

4. Для взаимодействия людей в организации используют координацию их действий.

Организация рассматривается как система вкючает в себя опреленные элементы взаимозависящие друг от друга, образующие единую целостность и выстореные в определенной иерархии. Ценности) социальная система прелпологает зависимость от ценностей существующих в обществе, в государстве, у потребителей услуг организации. Изменение ценностей ведет за собой изменение самой организации.

Анализ макро- и микроокружения детского сада и его влияния на деятельность ДОУ.

Как открытая система организация зависит от фактров микро и макро окружения мы относим политические, экономические, демографические, экологические, правовые и другие факторы. Это среда косвенного воздействия на организацию. К микрофакторам мы можем отнести потребителей наших услуг, поставщиков, конкурента, партнеров. Это среда прямого воздействия на организацию.

К факторам внутренней среды организации мы относим:

-миссию, видение организации, философию организации, организационную культуру и организационную структуру.

Вам не сказали кто информацию мне предоставляет, кому я предоставляю информацию. На основании каких принципов происходит взаимодействие.

Определение образовательной организации с позиции нормативно-правовой базы и теории управления организацией.

Характеристика миссии и цели ДОУ

Миссия – это основная цель организации. При этом миссия не достижима, в отличие от обычной цели. Это высшее предназначение существования организации. Миссия очень тесно связана с потребностями потребителя, обязательно учитывает конкурентные преимущества вашей организации, а также отражает мотивацию ваших сотрудников. Обычно миссия формулируется один раз и редко меняется. Миссия может быть представлена в двух вариантах:

- краткий вариант, предполагающий рекламный слоган из одного-двух предложений, направленный на формирование имиджа организации;

- расширенный вариант используется для внутреннего пользования и раскрывает следующие составляющие: цель функционирования организации, область деятельности организации, философия организации (внутренние ценности ее сотрудников), методы достижения поставленных целей, методы взаимодействия организации с социальным окружением.

Ценности людей, которые объеденины миссией.

Философия организации можетбыть выделена через разные группы ценностей.

1. Во главе ценности организации стоит ребенок в этом случает ДОУ создает условия для целостного развития ребенка, осущ. Инд. Подхода, создание условий для социализации ребенка, для наращивания его достижений.

2. Ценности педагогов в этом случае создаются условия для повышения квалификации педагогов, для обеспечения комфортной работы педагогов, для поощрения всех педагогических инициатив и т.д.

3. Приорит на приобретение внешнего имиджа. Поощряются все награды, последний отрицательный – приоритет это ценность руководителя.

Организационная культура. Тесно связана с философией потому, что в основе организационной культуры лежат внутренние принципы и правила поведения и взаимодействия сотрудников. Требования к внешнему виду.

Цели организации

Цель – конкретный охарактеризованный качественно или количественно образ желаемого результата, которого организация может достичь к четко определенному времени.

Виды целей ОУ:

По периоду достижения (цели долгосрочные до 3 лет)

Среднесрочные (тактические) на 1 год.

Краткосрочные или оперативные (неделя, несколько месяцев)

Цели могут делиться по подразделениям (могут быть методические цели, кадровые цели, финансовые цели и т.д.)

Цели м.б. внутренние и внешние.

Цели делятся по стадиям жизненного цикла.

Цели, которые ставятся в организации впервые и цели, которые направленные на совершенствование какой либо Д.

Цели делятся по измеримости: количественные и качественные.

Иерархия целей

организационной структуры ДОУ (распределения прав и ответственности в системе управления ДОУ);

ресурсной обеспеченности деятельности ДОУ.

Взаимовлияние внешней и внутренней среды дошкольного образовательного учреждения