logo search
ответы по педагогике

10. Социально-педагогический идеал личности и его конкретно-историческое воплощение.

Педагогика как самостоятельная наука выделилась только в 17 веке. До этого она трактовалась философией. Для каждого периода развития был характерен свой социально-педагогический идеал, потому каждый педагог стремился построить свою систему образования для получения именно такого идеала.

Античность (до 4 века)

- Демокрит (за идею ”всесторонне развитого человека”)

- Платон (мир идей и мир вещей) труд ”Идеальное государство” По Платону Чувственное - ремесленник, земледелец – воспитание до 18 лет. Разумное – философ – воспитание до 30 л. Волевое – воин – воспитание до 20 лет. То есть Платон предложил систему общественного воспитания детей с младшего возраста. Учеником Платона был Аристотель.

- Аристотель (идея о том, что человек должен развиваться 1)нравственно 2)умственно 3)физически)

- Квинтилиан Марк (оратор). Он создал в Риме школу ораторов. Труд ”О воспитании оратора”

Средневековье (4-14 века) В это время считалось что ребенка нужно воспитывать в страхе. В основном образование церковное, т.е. исходило от церкви – слово божие

- Августин

- Гертулиан

Эпоха возрождения (14-16 века) Педагоги гуманисты эпохи Возрождения призывали уважать ребенка и развивать его всесторонне. Ставили задачей воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами.

(17 век) - Ян Анос Каменский труды ”Материнская школа”,”Мир чувств вещей в картинках”,”Великая дедактика”.Ввел классо- урочную систему воспитания (действует и поныне). Он считал, что воспитание должно быть целесообразно способностям и задаткам. Дерево растет: сначала толстые ветки, потом тоненькие. Так же и в педагогике и учении. Преподаватель сначала дает что-то общее, а уже потом идет углубление. Так же как и художник, он делает набросок, общий, а потом точные черты.

Эпоха просвещения (18 век)Джон Локк труды ”Книга Воспитаний” (о том, как воспитать джентльмена). Ж.Ж. Руссо ”Эмиль, или о воспитании” (как надо воспитывать мальчика)”Юлия или новая Элоиза” (воспитание девочки) Он сторонник свободного воспитания (чайник горячий, можно об этом сказать, но все-равно однажды ребенок дотронется. Но зато потом трогать не будет. Если ребенок разобьет окно, то его не стоит чинить, пусть он простудится, зато потом не будет). Он также был противником книг. Считал, что учитель должен все показывать и рассказывать. ”Метод естественных последствий” от рождения – 2 года (физическое закаливание, физическое воспитание) 2-12лет (серьезные книги не нужны, читать не должен) 12-15лет (нужно изучать науки о природе) 15-18лет (обязательно нравственное воспитание, так как здесь присутствует ”Буря страстей”) Девочка должна быть покорной и религиозно-воспитанной.

19 век - Иоганн Генрих Песталоцци (преподаватель) труды ”Лингард и Гертруда” ”Как Гертруда учит своих детей” Разработал теорию элементарного образования.

- Ушинский труды ”Родное слово”,”Человек как предмет воспитания”. Подчеркивал важность русского фольклора и русского языка

20 век - Антон Семенович Макаренко (разработал теорию коллективного воспитания). Труд ”Педагогическая поэма”.

Добавка

Педагогика – очень интересная наука. Интересна история ее развития, становления, с ошибками, заблуждениями, драматическими судьбами, с прозрениями и открытиями.

Первобытно-общинный строй. На заре цивилизации в первобытно-общинном строе цель воспитания состояла в приобретении жизненного опыта и трудовых умений и навыков. Детей учили ухаживать за животными и выращивать растения. Девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Вместе с отцами сыновья учились охоте и рыбной ловле, учились бороться.

Античная Греция (Спарта и Афины). Вследствие того что Спарта – это город, где главенствующую роль играл спорт, то и целью воспитательного и педагогического процесса считалось воспитание и подготовка мужественных и выносливых воинов, которые позже могли стать рабовладельцами. Девочки воспитывались дома, но, так же как и мальчики, должны были быть физически развитыми, подготовленными к управлению рабами. Образование ограничивалось обучением письму и счету.

Афины. В отличие от Спарты, целью воспитания в Афинах становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считался идеальным тот, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Процесс поэтапного и разностороннего обучения, воспитания и образования был возможен и доступен только детям состоятельного сословия. Для остального бедного населения – народа – образование заканчивалось в палестре, рабы вообще не имели права учиться, а образование девушек было ограничено семейным кругом.

Древний Рим и Римская империя. В древнем Риме существовала практика семейного образования, когда все обучение велось в стенах дома. Учителя на дому занимались с детьми богатых и знатных родителей литературой. Воспитание мальчиков и девочек проводилось совместно до достижения ими возраста 4–5 лет, затем их разделяли. Воспитанием девочек занимались матери, кормильцы, няни. Мальчиков воспитывали отцы, воспитатели. Их учили владеть оружием и приучали к мужским занятиям.

Дети небогатых граждан могли получить образование в платных и частных школах. Возникают грамматические школы, где обучались сыновья богатых родителей. Основным дисциплинами, которые преподавали в таких школах, были: риторика, греческий язык, литература, история.

Во времена Римской империи все школы получили статус государственных и готовили чиновников, преданных императорской власти. Во времена христианства учителями назначались представители духовенства. Воспитание все больше приобретало религиозный характер.

Средневековье (ХIV—ХVIII вв.). Ярко выраженный религиозный характер носило воспитание в период Средневековья, образование во многом потеряло прогрессивную направленность. Поэтому целью воспитания являлось воспитание смиренного, терпеливого, покорного человека.

С развитием ремесел, ростом городов стала возрождаться светская культура и образование. В городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а купцы – гильдейские школы, где обучение велось на родном языке, обучали детей письму, счету, чтению, а религия вытеснялась на второстепенный план и переставала быть основой обучения. Такие городские начальные школы подрывали монополию церкви в области обучения.

Возрождение (ХIV—ХVI вв.) Во время эпохи Возрождения выделился ряд выдающихся мыслителей, педагогов-гуманистов, которые выступали под лозунгом античного изречения: «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо».

Труды ранних социалистов-утопистов Т. Мора (1478–1535) и Т. Кампанеллы(1568–1639) стали прекрасным проявлением возрождения человеческого духа. Томас Мор предложил идею обучения детей на родном языке, а также большое значение Мор придавал физическому воспитанию. Томазо Кампанелла считал, что «изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии».

XVII в. Яркие представители педагогической школы этого времени – чешский педагог Я. А. Коменский (1592–1670) и английский педагог Дж. Локк(1632–1704). Отличительные особенности развития педагогики в данный период состоят в том, что педагогика выделилась в самостоятельную науку, хотя и осталась связана с философией, так как обе эти науки изучают бытие и развитие человека. Целью образования становится физическое и нравственное воспитание, формирование «дисциплины тела» и «дисциплины духа».

Просвещение (XVIII в.) Эпоха Просвещения пронизана идеями единения с природой, воспевания всего прекрасного и просвещенного.

В это время основоположником теории естественного воспитания становится французский просветитель Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), определяющий педагогику как «воспитание, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному развитию». Руссо был убежден, что при обучении и воспитании детей важно учитывать их возрастные особенности. Он считал необходимым наличие тесной связи обучения с жизнью и природой человека и природой как таковой.

XIX в. Продолжая идею образования эпохи Просвещения, Ф. А. Вильгельм (1790–1886) – немецкий педагог-демократ – призывал учитывать возрастные особенности ребенка в процессе обучения. Дистервег(1790–1866) и его сторонники проповедовали и провозглашали идею воспитания общечеловеческого масштаба, в человеке определяющим считалось определение, формирование и развитие его природных характерных качеств и способностей, полагаясь на естественные законы природы. Также Дистервег выступал против сословного и религиозного воспитания.

Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский (1811–1848),А. И. Герцен(1812–1870),Н. Г. Чернышевский(1828–1889) и В. А. Добролюбов(1836–1861). На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н. Толстого(1828–1910),Н. И. Пирогова(1810–1881).

К. Д. Ушинский (1824–1870) – великий русский педагог, сыграл очень важную роль в истории развития педагогики в России. Ушинский выделяет одним из ведущих принципов педагогики принцип народности. Он воспевал самобытность русской педагогической науки, которая впитала в себя многовековую практику воспитания. Благодаря этому принципу, на первое место в формировании человека выходит язык своего народа, а это значит, что его надо знать в совершенстве, как и историю своей родины.

XX в. В этот период целью воспитания становится развитие личности.

Выдающийся советский педагог и писатель А. С. Макаренко (1888–1936) разработал методику трудового воспитания, определил основные принципы создания детского коллектива, выделил задачи педагогического руководства детским коллективом. Он детально изучал вопросы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Важным критерием был гуманизм. Макаренко указывал, что очень важно, чтобы в отношении к детям было «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». С гуманизмом тесно связан оптимизм, умение видеть положительные стороны в каждом ученике, «проектировать» в человеке развитие самого лучшего. Так как развитие человека можно рассматривать только в сочетании с обществом, основное место в своей педагогической системе Макаренко определил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. Им были обоснованы законы жизни и деятельности коллектива, этапы и пути его формирования, определены задачи трудового воспитания, дисциплины и методики. Таким образом, Макаренко явился одним из первых советских педагогов, который занимался проблемой семейного воспитания.