1.5. Анкета для определения эмоционально-поведенческих особенностей
1. Часто ли бывает у Вашего ребенка радостное настроение?
2. Испытывает ли Ваш ребенок беспокойство перед посещением врача?
3. Боится ли Ваш ребенок оставаться один в темноте?
4. Боится ли он грозы, молнии?
5. Пугается ли он собак или каких-либо животных?
6. Часто ли Ваш ребенок бывает настолько возбужден, что не может заснуть?
7. Часто ли Ваш ребенок бывает чем-то встревожен?
8. Ему трудно сосредоточиться на чем-либо одном?
9. Часто ли Ваш ребенок приходит в замешательство?
10. Ваш ребенок очень застенчив?
11. У него беспокойный и прерывистый сон?
12. Ваш ребенок настороженно относится к незнакомым людям?
13. Он уверенно чувствует себя в незнакомом месте?
14. Ваш ребенок обычно спокоен?
15. Он легко расстраивается?
16. У Вашего ребенка преобладает ровное настроение?
17. Часто ли Ваш ребенок приходит в возбужденное или беспокойное состояние?
18. Быстро ли устает Ваш ребенок?
19. Легко ли он может заплакать?
20. Ваш ребенок отличается упрямством?
21. Быстро ли он успокаивается после раздражения?
22. Часто ли меняется настроение у Вашего ребенка?
23. Возникает ли у Вашего ребенка эмоциональное возбуждение, когда нарушается привычный распорядок дня?
24. Может ли он обидеться на Вас за то, что Вы сделали что-либо не так, как он хотел?
25. Если Ваш ребенок разозлится, то может кого-либо ударить?
26. Проявляются ли у него вспышки гнева?
27. Ваш ребенок спокойно реагирует на замечания, указания?
28. Бывает ли ему стыдно за совершенные поступки?
29. Может ли он скрыть плохое отношение к кому-либо?
30. Ругается ли Ваш ребенок?
31. Когда Ваш ребенок раздражен, может ли он причинить себе вред?
32. Вступает ли он в спор с Вами на повышенных тонах?
33. Бывают ли у Вашего ребенка вспышки гнева без видимой причины?
34. Имеет ли Ваш ребенок склонность к стереотипным действиям?
35. Любознателен ли Ваш ребенок?
36. Долго ли помнит обиды Ваш ребенок?
37. Заботится ли он о других?
38. Часто ли у него бывают спады и подъемы настроения?
39. Ваш ребенок раздражителен?
40. Он часто чувствует себя усталым без какой-либо причины?
41. Его сильно нервирует ожидание?
42. Он работает (выполняет какое-либо задание) с большим напряжением?
43. Уходил ли Ваш ребенок от Вас надолго без разрешения?
44. Ваш ребенок намеренно говорит что-нибудь неприятное или обидное для человека?
45. Ему нравится общаться со сверстниками?
Ключ
1. | + | 16. | + | 31. | _ |
2. | — | 17. | - | 32. | _ |
3. | — | 18. | - | 33. | _ |
4. | — | 19. | - | 34. | _ |
5. | - | 20. | — | 35. | + |
6. | — | 21. | + | 36. | _ |
7. | - | 22. | - | 37. | + |
8. | — | 23. | - | 38. | — |
9. | — | 24. | - | 39. | — |
10. | - | 25. | — | 40. | _ |
11. | — | 26. | - | 41. | — |
12. | - | 27. | + | 42. | _ |
13. | + | 28. | + | 43. | — |
14. | + | 29. | + | 44. | — |
15. | — | 30. | - | 45. | + |
1.6. Схема исследования речи молодых людей с нарушением интеллекта
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.
1.1. ФИО.
1.2. Возраст.
1.3. Диагноз.
1.4. Речевой анамнез.
2. СВЕДЕНИЯ ОБ ОКАЗАНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (указать тип учреждения, сроки и результаты).
2.1. Пребывание в массовых образовательных учреждениях.
2.2. Пребывание в специальных образовательных учреждениях.
2.3. Получение логопедической помощи в специальных образовательных учреждениях.
2.4. Получение логопедической помощи в медицинских учреждениях.
2.5. Оказание частной логопедической помощи.
3. СОСТОЯНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ.
3.1. Наличие ситуативного понимания речи.
3.2. Потребность в жестовом сопровождении ситуативной речи.
3.3. Наличие внеситуативного понимания речи.
4. СОСТОЯНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ.
4.1. Наличие экспрессивной речи.
4.2. Общая характеристика экспрессивной речи (однословная, фразовая, развернутая).
4.3. Использование экспрессивной речи в коммуникации (постоянное, ограниченное, не использует).
4.4. Использование мимики и жестов в коммуникации (не использует, сопровождает речь, заменяет речь).
4.5. Специфические особенности речи (речевой негативизм, логоррея, эхо-лалия, аутичная речь, вербализм, резонерство).
4.6. Способы выражения желаний (мимика, жесты, крики, показ, речь).
5. ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ.
5.1. Строение и функционирование органов произношения.
5.1.1. Состояние дыхательной функции.
5.1.2. Состояние голосовой функции.
5.1.3. Состояние органов артикуляции.
5.2. Характеристика произношения.
5.2.1. Темп.
5.2.2. Ритм.
5.2.3. Внятность.
5.2.4. Звукопроизношение.
5.2.5. Звукослоговая структура слов.
6. СПОСОБНОСТЬ К РЕЧЕВОМУ ПОДРАЖАНИЮ.
6.1. Повторение звуков (гласных, согласных).
6.2. Повторение слогов (прямых, обратных, со стечением согласных).
6.3. Повторение серии слогов (одинаковых, разных).
6.4. Повторение слов разной звукослоговой структуры.
6.5. Повторение серии слов.
6.6. Повторение фраз.
7. ОТНОШЕНИЕ И СПОСОБНОСТЬ К ПЕНИЮ.
7.1. Восприятие песен. -
7.2. Наличие любимых песен.
7.3. Воспроизведение песен.
8. СОСТОЯНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
8.1. Понимание категорий рода, числа, падежа существительных.
8.2. Наличие аграмматизмов в экспрессивной речи.
9. НАЛИЧИЕ И ХАРАКТЕР ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.
9.1. Чтение.
9.2. Письмо.
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
10.1. Возможность использования имеющейся речи для коммуникации.
10.2. Логопедический диагноз.
10.3. Рекомендации по развитию и совершенствованию речи.
1.7. Тест-опросник родительского отношения к детям (А. Л. Варга, В. В. Столин)
Уважаемые родители!
Предлагаемый вам опросник содержит некоторые утверждения о воспитании детей. Все они пронумерованы. Такие же номера вы видите в «Бланке для ответов». Читайте по порядку утверждения опросника. Если вы в целом согласны с каким-то конкретным утверждением, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер этого утверждения. Если не согласны — зачеркните этот номер. Если вам трудно сформулировать свое отношение, то возле номера вопроса на «Бланке» поставьте вопросительный знак.
В этом опроснике нет «правильных» или «неправильных» утверждений. Поэтому отвечайте так, как вы сами думаете. Тем самым вы поможете себе и психологу. Не спешите. Желаем успеха.
Текст опросника
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к своему ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает все дурное, как губка.
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку липнет все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основные причины капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное .приложится.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
j 55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Для оценки результатов опросника используют 5 шкал. I. «Принятие — отвержение»: интегральное эмоциональное отношение к ребенку.
П. «Кооперация»: социально-желательный образ родительского отношения.
III. «Симбиоз»: межличностная дистанция в общении с ребенком.
IV. «Авторитарная гиперсоциализация»: форма и направление контроля над поведением ребенка.
V. «Маленький неудачник»: особенности восприятия и понимания ребенка родителем.
Бланк для регистрации ответов родителей
1 | 11 | 21 | 31 | 41 | 51 |
2 | 12 | 22 | 32 | 42 | 52 |
3 | 13 | 23 | 33 | 43 | 53 |
4 | 14 | 24 | 34 | 44 | 54 |
5 | 15 | 25 | 35 | 45 | 55 |
6 | 16 | 26 | 36 | 46 | 56 |
7 | 17 | 27 | 37 | 47 | 57 |
8 | 18 | 28 | 38 | 48 | 58 |
9 | 19 | 29 | 39 | 49 | 59 |
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
Ваши фамилия, имя, отчество Фамилия и имя вашего ребенка Возраст ребенка______________
Кто заполнял: отец, мать или воспитатель (подчеркнуть).
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости
- 2.2. Причины умственной отсталости
- 2.3. Патогенез умственной отсталости
- 2.4. Систематика умственной отсталости
- 2.5. Симптомы умственной отсталости
- 2.5.1. Легкая умственная отсталость
- 2.5.2. Умеренная умственная отсталость
- 2.5.3. Тяжелая умственная отсталость
- 2.5.4. Глубокая умственная отсталость
- 2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 2.7. Динамика умственной отсталости
- 2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости
- Глава 3
- 3.1. Формирование представлений об «умственной отсталости» в психолого-педагогических исследованиях
- 3.2. Диагностика сенсорно-перцептивных функций у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.3. Диагностика социального развития детей и подростков с тяжелой и глубокой умственной отсталостью
- 3.3.1. Возрастная группа с 7 до и лет
- 3.3.2. Возрастная группа с 12 до 18 лет
- 3.4. Оценка родителями сформированности социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.5. Диагностика социально-бытовых навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.5.1. Развитие социально-бытовых навыков в условиях дома
- 3.5.2. Развитие социально-бытовых навыков вне дома
- 3.5.3. Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности
- 3.6. Диагностика эмоционального состояния у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.7. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- Глава 4
- 4.1. Значение общения в психическом развитии ребенка
- 4.2. Вербальные и невербальные средства общения
- 4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью
- 4.4. Развитие коммуникативных навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе обучения
- 4.5. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей
- 4.5.1. Развитие способности познавать себя
- 4.5.2. Развитие умения заботиться о себе
- 4.5.3. Развитие способности ориентироваться в окружающем мире и воспринимать его адекватно
- 4.5.4. Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них
- 4.5.5. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращения окружающих
- 4.5.6. Развитие умения воспринимать речь
- 4.5.7. Развитие умения подражать
- 4.5.8. Развитие умения соблюдать очередность в разговоре
- 4.6. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей
- 4.6.1. Система жестов как средство невербального общения
- 4.6.2. Система символов (пиктограмм) как средство невербального общения
- Глава 5
- 5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка
- 5.2. Особенности психосексуального развития детей и подростков с умственной отсталостью
- 5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей
- 5.4. Исследование полоролевой идентификации подростков с умственной отсталостью
- 5.4.1. Результаты рисуночного теста
- 5.4.2. Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (впр)
- 5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
- 5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью
- 5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью
- Глава 6
- 6.1. Стили и типы родительского воспитания
- 6.2. Рождение ребенка с нарушением психического развития как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи
- 6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушением в развитии
- 6.4. Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
- 6.6. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью
- 6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью
- Глава 7
- 7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка
- 7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью
- 7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения
- 7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы
- 7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом
- 7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин у матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 7.7. Исследование уровня эмоциональной напряженности матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- Глава 8
- 8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
- 8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в россии
- 8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью
- 8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта
- 8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями
- 8.4.2. Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями
- Глава 9
- 9.1. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям
- 9.2. Центры дневного пребывания
- 9.2.1. Центр дневного пребывания при специальной (коррекционной) школе
- 9.2.2. Исследование реабилитации умственно отсталых лиц в условиях центра дневного пребывания
- 9.2.3. Центр дневного пребывания в системе социальной защиты
- 9.3. Социальные гостиницы
- 9.4. Социально-реабилитационный центр как модель поддерживаемого проживания интернатного типа
- 9.4.1. Содержание учебно-воспитательной работы в центре
- 9.4.2. Структура центра
- 9.5. Рекомендации по психолого-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью и их родителей в системе поддерживаемого проживания
- 9.5.1. Реабилитационная работа с родителями
- 9.5.2. Организация общения и совместной деятельности родителей с детьми
- 9.5.3. Реабилитационная работа с детьми-инвалидами
- Глава 10
- 10.1. Принципы и формы реабилитации в кемпхильских общинах
- 10.2. Исторический аспект идей общинного проживания в россии
- 10.3. Структура центра социально-психологической реабилитации «деревня светлана»
- 10.4. Ритм жизни в центре «деревня светлана»
- 10.5. Индивидуальные особенности социально-психологической реабилитации молодых людей с нарушением интеллекта, проживающих в центре «деревня светлана»
- 1.2. Методика «Социограмма». Педагогический анализ социального развития людей с множественными нарушениями (форма pac-s/p). На основе третьего издания по X. С. Гюнцбургу
- 1.3. Опросник для родителей:
- 1.5. Анкета для определения эмоционально-поведенческих особенностей
- 1.8. Психологическая автобиография
- 1.9. Методика «Шкала самооценки» (по ч. Д. Спилбергеру, ю. Л. Ханину)
- 1.10. Методика «Семантический дифференциал»
- 1.11. Методика «Незаконченные предложения»
- 1.12. Методика исследования самоотношения (по с. Р. Пантелееву)
- 1.13. Методика «Самоактуализация» (по а. Маслоу)
- 1.14. Анкета 1. «Информированность об инвалидах с психическими нарушениями»
- 2.1. Положение
- 2.2. Положение
- 2.3. Положение
- 1. Здоровье
- 3. Отношения с близкими людьми
- 4. Безопасность
- 5. Включенность в общество (социальная роль и готовность к ее выполнению в общении и взаимодействии с разными группами людей)
- 6. Эмоциональное здоровье