2. Основные теории и подходы к воспитанию
Технократический метод - является методом, который создаёт человека-исполнителя. Такая методика создана специально для того, чтобы создавать людей, которые были бы функциональными, которые исполняют и не задают лишних вопросов. Такая педагогика, по моему мнению, является губительной для развития личностей, которые могут мыслить и выбирать сами за себя. Но Технократическая педагогика является одной из самых старых и долго используемых, поэтому всё же она имеет место быть. Такие люди максимально адаптированы к жизни в большом мире с его изменениями и требованиями. Таких людей можно увидеть повсюду. Разработчиком такой педагогики является Б. Скиннер. Его труды широко использовались и в нашей стране. Так, Советская педагогика придерживалась технократической мысли, стараясь вырастить управляемых людей, которые безотказно подчинялись бы логике того правительства, что было в Советском Союзе. Но и на западе последователей технократической педагогики достаточно. Эти люди считают, что воспитывать всех людей необходимо по строгому направлению, а результаты такого воспитания должны быть легко предсказуемы. Такой подход несёт в себе угрозу того что появляется возможность манипулировать такими людьми, ведь так трудно устоять перед тем, как бы кем-нибудь не покомандовать, тем более теми, кто специально для этого воспитан. Основой такого подхода является воспитание детей, имеющее контроль со стороны воспитателя. Однако, для взращивания личности ни в коем случае нельзя ущемлять волю и свободу выбора воспитуемого.
Ещё один подход в воспитании является подход модификационный, такая методика имеет определённое сходство с технократической, но имеет и отличие. Модификационный подход никогда не заставляет воспитуемого следовать строгим правилам и намеченному пути, нет, этот подход даёт возможность воспитуемому самому загнать себя в эти рамки, при этом получая от это плюсы, одобрения, благодарности. Модификационный подход безобиден если он рассматривается как развивающий, при этом не затрагивающий эмоции, сознание и поведения личности. Но как только модификационный подход переходит границу, и начинает не замечать интересов и воли воспитуемого, то такой подход является тираническим и негуманным. Крайней формой таких подходов является фармакологический: он в воспитание детей позволяет использовать фармакологию. Что является, по моему мнению, крайне негуманным.
Другой, не менее распространённый подход к воспитанию - является Гуманистический, именно он позволяет развиваться ребёнку как индивидуальной личности. С правом выбора. Гуманистическая педагогика берёт своё начало в 50-60-е гг. ХХ в. Отцами основателями этого подходя являются А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс, Дж. Келли. Гуманистическая педагогика занимается развитием в человеке самоактуализации, личностного роста и развитием воли. Человек - это индивидуальная, уникальная личность, Гуманистический подход занимается тем, что сохраняет и развивает в человеке его индивидуальные качества, а не подавляет их. Этот подход помогает человеку развиваться собственным путём, он не навязывает ребёнку готового решения, а помогает ему выбрать свой, отличный от всех. Личностный рост и изменения никогда не прекращаются, и обучение здесь понимается не как приобретение определённого багажа знаний, а как изменение личности под действием этих знаний, и изменения только в хорошую сторону, направленную на положительную деятельность и сотрудничество. Задача воспитания - позволить личности самостоятельно развиваться, принимать выбор, идентифицировать нахождение своего "Я".
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ
- 1. Научные работы на тему воспитания
- 2. Основные теории и подходы к воспитанию
- 3. Методы воспитания: понятие и классификация
- Глава 2 ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
- 1. Понятия воспитания детей
- 2. Виды взаимоотношений
- 3. Проблемы воспитания подростков
- ГЛАВА 3. СОВЕТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ И НАЛАЖИВАНИЮ ОТНОШЕЙ С РЕБЁНКОМ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ