logo search
Воспитание в семье

1. Научные работы на тему воспитания

Первая из работ, к которой я обратился для изучения моей проблемы, была книга Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребёнком. Как?" Издательство: Астрель, 2013 г. Гиппенрейтер была первым психологом, который увидел проблему, назревающую в семьях. Кто-нибудь из родителей задумывался над тем, что мы говорим своим детям, когда злимся на них или недовольны их поведением? А вот Юлия Борисовна задумалась и написала книгу, иллюстрирующую ошибки, которые некоторые родители совершают. Она считает, что если родители не перестанут так (громко, с криком и нравоучением, с наставлениями и с высоты своего роста и возраста) разговаривать со своими детьми, то они потеряют их насовсем, но существует выход. И она описывает подробный план по выходу из этого кризиса и приводит 10 уроков поведения, способных помочь родителям наладить отношения с детьми. Ведь если счастлив ребёнок, то счастливы будете и вы. Это - лейтмотив всей книги. Юлия Борисовна, по моему мнению, так же, как и я, придерживается той позиции, которая говорит, что сотрудничество и дружба с ребёнком помогут избежать всех проблем в воспитании даже когда у ребёнка наступает подростковый возраст. Но если родителям кажется, что они всё делают правильно, а их ребёнок всё равно отдаляется от них, то на это Гиппенрейтер отвечает: "Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они не были. Раз они у него возникли, значит, для того есть основания". Основной принцип этой книги заключается в следование 10 урокам (принципам) воспитания детей:

Урок I. Безусловное принятие

Родители всегда должны принимать ребёнка таким, какой он есть.

Урок II. Помощь родителей ребенку. Осторожно!

Смотря со стороны, родители всегда замечают какие-либо ошибки, зачастую они выводят родителей из равновесия, но Гиппенрейтер остерегает родителей от поспешного вмешательства. Для того, чтобы ребёнок саморазвивался, необходимо позволять ему совершать некоторые ошибки, но только под чутким контролем. О некоторых стоит говорить, чтобы ребёнок смог вовремя исправить их и в последующих разах предотвращать появление таких ошибок. Но указывание на ошибку должно идти параллельно с похвалой работе, которую он проделал без ошибок.

Урок III Зона дел вместе

Гиппенрейтер говорит, что если всё-таки перед ребёнком встала проблема, которую он не может выполнить сам, тогда родителям необходимо вмешаться и помочь. Но родители должны строго контролировать область своего вмешательства, они должны выполнить только то, что у самого ребёнка не выходит, а не всю проблему, родители должны позволить своим детям решить проблему самому.

Урок IV. Урок четвертый. "А если не хочет?"

Юлия Борисовна так же отвечает и на этот вопрос, она советует в таком случае обращаться к ребёнку на равных, тон должен быть только тёплым и доброжелательным, необходимо попытаться доказать ребёнку что ему необходимо это сделать, ведь зачастую дети отказываются выполнять то или иное поручение потому, что не понимают необходимости и пользы этого поручения.

Урок V. Активное слушание

Так же Гиппенрейтер особенно выделяет то, что ребёнка необходимо активно слушать, особенно, когда у него возникли какие-то проблемы. Никогда нельзя откладывать разговор с ребёнком "на потом", все остальные дела подождут, а вот ребёнок в следующий раз может уже не подойти к родителям за советом и тогда они его потеряют. Ребёнок должен всегда чувствовать то, что родители вникают и понимают его проблему. Ребёнок должен чувствовать заинтересованность своих родителей его проблемой.

Эти уроки я выбрал из книги Юлии Борисовны Гиппенрейтер "Общаться с ребёнком. Как?" Издательство: Астрель, 2013 г. Это было необходимо для того, чтобы показать, как в своей книге Юлия Борисовна решает проблему, которую я пытаюсь осветить.

Следующая книга к которой я обратился - это книга Росса Кемпбела и Гери Чепмена "Пять путей к сердцу ребёнка" "Библия для всех", Санкт-Петербург, 2000г. Книга этих авторов затрагивает самый главный аспект в семейных отношениях -- это любовь родителей и детей. В Своей книге авторы используют реальные истории семей, в которых они описывают один из пяти путей к сердцу ребёнка.

Путь 1 Прикосновение

Прикосновения - это один из самых мощных способов доказать свою любовь. Поцелуи, объятья и нежные касания руками. Такой путь может передать чувства родителей без слов. Прикосновение являются самым лучшим способом передачи чувств, когда ребёнок совсем маленький, начиная со стадии зародыша, когда родители трогают живот матери.

Путь 2 Слова поощрения

Росс Кемпбел считает, что слова поощрения являются ещё одним способом передачи любви. Родители поощряют достижения своих детей приятными для них словами, поощрение является не только отличным способом передачи чувств, но и мощным стимулом для ребёнка. Дети как правило всегда готовы постараться для того, чтобы их родители похвалили из-за достижения. Такой путь поможет развиваться ребёнку.

Путь 3 Время

Для детей всегда важно время, которое родители проводят с ними. Для ребёнка важно внимание, уделяемое ему во время близости с родителями. Дети чувствуют любовь, которую родители отдают им. Поэтому Кемпбел советует проводить с ребёнком как можно больше времени.

Путь 4 Подарки

Все родители дарят своим детям подарки, и абсолютно не важно будь то книга или новая приставка, важны чувства, которые испытывают родители, даря этот подарок, и дети их чувствуют, для них не важно, какой он будет, главное любовь, которую вкладывали родители при выборе этого подарка.

Путь 5 Помощь

Дети всегда развиваются и поэтому сталкиваются с проблемами, и первые, к кому обращается ребёнок, - это его родители. Родителям важно в этот момент отдаться полностью ребёнку и его проблеме, и ни при каких обстоятельствах нельзя оставлять ребёнка наедине с его проблемами, необходимо всегда помогать ему решать проблемы, иначе ребёнок перестанет обращаться к родителям и найдёт способы решения, которые абсолютно неприемлемы и навредят ему. "Безусловная любовь - наша путеводная звезда. Лишившись ее света, родители блуждают впотьмах".

"Помоги мне это сделать самому" Марии Монтессори

Мария Монтессори является психологом-гуманистом, она является автором уникального метода воспитания. Главная задача этого метода - стимулировать ребёнка к развитию самого себя. Ну а роль, которую играют родители, является роль организатора и наставника. Монтессори считает, что каждый ребёнок имеет свою уникальную природу, и развить её в себе смогут только сами дети, но не без помощи родителей.

Основная мысли теории М. Монтессори развивает направления, по которым должно проходить воспитание ребёнка:

* воспитание должно быть свободно.

* воспитание должно быть индивидуально.

* воспитание должно опираться на данные наблюдений за ребенком.

В глазах Монтессори ребёнок - уникальная личность. Как все развивающиеся, дети стремятся стать независимыми от своих родителей, вот здесь и появляется метод Монтессори. В своём методе автор даёт свободу выбора детям. Главной целью метода Монтессори является развитие ума, органов чувств, эмоциональной сферы, креативности, моторики и социальных навыков. На протяжении создания метода, Монтессори пыталась создать такую среду, которая идеально подходила бы для развития ребёнка. Такую среду назвали Монтессори-среда и в основе её лежит познавательные и психологические потребности ребёнка. "Мы не можем предвидеть всех последствий приглушения непосредственной, самопроизвольной деятельности ребенка в ту пору, когда он только начинает проявлять активность. Может быть, мы заглушаем саму жизнь". Как показала практика, метод Монтессори является очень успешным и в действительности развивает детей. Я считаю, что такой метод тоже имеет место быть. Для того, чтобы ребёнок вырос хорошим человеком и не оставался обузой на шее родителей, в нём необходимо развивать самостоятельность, что и делала Монтессори.

"Когда ваш ребенок сводит вас с ума" Эды Ле Шан

Ещё одна книга, которую мне посоветовали, является книга Эды Ле Шан в ней описываются разные конфликты, которые возникают в обыденной жизни между родителями и детьми. Как психолог, в своей книге она даёт множество разных рекомендаций по выходу из конфликтов. "Когда наши дети ведут себя в точности так же, как мы вели себя в их возрасте, это сводит нас с ума". Книга рассказывает о том, как на ситуации смотрят родители и дети. Выбирая разные стороны Эда Ле Шан помогает найти выход родителям. Опыт Эды Ле Шан хорошо показывает родителям, что для того, чтобы понять своих детей, им нужно встать на их место и взглянуть на себя их глазами, на всё то, что говорят они им, чего требуют. Родителям необходимо почаще задумываться над тем, как они сами ведут себя со своими детьми.