2.6 Игровые технологии на уроках биологии
Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. "В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности".
Л. С. Выгодский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Он видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую "зону ближайшего развития" ребёнка [1,с.32].
Игра - важный стимул в обучении. Посредством игры быстрее идёт возбуждение познавательного интереса, потому что человеку по своей природе нравится играть. В процессе игры у ребёнка есть возможность реализовать свои потенциальные возможности, получить более высокую оценку.
В то же время в ходе игры у школьников активизируется внимание, воображение, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Игра позволяет вовлечь каждого в активную работу, в ней реализуется интерес к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых учащиеся могут осуществлять самостоятельный поиск знаний. Знания, полученные через эмоциональное восприятие материала, через непосредственное живое участие в процессе деятельности, через возможности многостороннего восприятия учебного материала, усваиваются более эффективно [2].
К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:
* Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.
* Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.
* Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.
* Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.
* Игровые действия опираются на знания, умения и навыки,
приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.
* Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.
Учебная игра выполняет несколько функций:
- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
- мотивационно - побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.
Приведём примеры познавательных игр, которые применяют на практике учителя.
а) Игры - упражнения.
Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.
Пример: "Пятый лишний". Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные одного отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.
б) Игра-поиск.
Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
в) Игры - соревнования.
Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе (см. Приложение 1;2).
г) Сюжетно - ролевые игры.
Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", "Круглый стол" и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.
д) Познавательные игры - путешествия.
В предлагаемой игре учащиеся могут совершать "путешествия" на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся [7].
Пример игры - путешествия. Условия игры:
1) К следующей станции можно двигаться, лишь ответив на вопросы.
2) За ответы на каждой станции получаете 5 баллов.
Станция 1 "Муравейник"
Вопросы: 1) Могут ли муравьи предсказывать погоду?
2) Что такое мирликология?
3) Какие муравьи строят гнёзда в грибах?
Станция 2 "Айболит"
Вопросы: 1) Какие насекомые могут быть лекарями?
2) Какие продукты насекомых оказывают лечебное действие?
3) Что такое "муравьиный спирт" и где он применяется?
Станция 3 "Природоохранная"
Вопросы: 1) Как можно защитить муравьёв?
2) Какие ещё членистоногие нуждаются в защите?
3) Как защищаются членистоногие?
Станция 4 "Летающие цветы"
Вопросы: 1) Какое значение имеет окраска бабочек?
2) Почему некоторые виды самок бабочек бескрылы?
3) Чем пахнут бабочки репницы, брюквенницы, капустницы?
4) Почему птицы не нападают на бабочку большую тополёвку?
Станция 5 "Жуки"
Вопросы: 1) Какие жуки получили название от известных крупных млекопитающих и почему?
2) Какие жуки пахнут розами?
3) Как красива жужелица. Почему же её неприятно брать в руки?
4) Какого водного жука опасно держать в аквариуме вместе с рыбками? Почему?
Таким образом включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.
- Введение
- Глава 1. Принципы активизации познавательной деятельности
- 1.1 Принцип активности. Структура активности
- 1.2 Познавательная активность
- Глава 2. Приёмы активности познавательной деятельности
- 2.1 Создание проблемной ситуации при изучении учебного материала
- 2.2 Приёмы развития познавательной деятельности на этапе восприятия знаний
- 2.3 Приёмы развития познавательной деятельности на этапе осмысления изучаемого материала
- 2.4 Приёмы развития познавательной деятельности на этапе закрепления изучаемого материала
- 2.5 Использование биологических задач для активизации познавательной деятельности на уроке
- 2.6 Игровые технологии на уроках биологии
- Заключение
- 25. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке
- 2. 14. Активизация познавательной деятельности учащихся
- §2.1 Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии
- 45. Способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках литературы.
- 66. Активизация познавательной деятельности учащихся в системе обучения биологии.
- 1.3. Дидактические игры на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
- 1.2. Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
- Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, экологии, химии.
- 9. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики
- 69.Активизация познавательной деятельности учащихся